В новом тысячелетии сформировался и активно реализуется заказ со стороны государства на ликвидацию государственных же природных заповедников

Краткий анализ негативных изменений в положении
государственных природных заповедников России
Бриних В.А.


Институт региональных биологических исследований, г. Майкоп, Россия, brinikh50@gmail.com

Опубликовано (стр. 29-30) в сборнике: Заповедники Крыма – 2016: биологическое и ландшафтное разнообразие, охрана и управление. Тезисы VIII Международной научно-практической конференции (Симферополь, 28–30 апреля 2016 г.). – Симферополь, 2016. – 364 с.

В Федеральном законе от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ФЗ № 33-ФЗ) изначально указывалось, что государственные природные заповедники имеют своей целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Так было до конца 2013 года, когда Федеральный закон от 28.12.2013 года № 406-ФЗ полностью перекроил прежнюю структуру ФЗ № 33-ФЗ. В результате этого из закона исчезло указание цели создания и деятельности заповедников, понятие типичности, а наличие  исключений из общего запрета на хозяйственную деятельность в границах заповедников оставляет широкие возможности для лоббирования любых нормотворческих инициатив, направленных на ослабление заповедного режима.
Так, в конце 2011 года к задачам заповедников отнесли развитие познавательного туризма при отсутствии в законе расшифровки такого понятия. В результате на территории заповедников масштабы и характер туристической деятельности ограничивается только фантазией руководства конкретного заповедника. А для особо лакомых с точки зрения рекреационно-туристического освоения заповедных уголков законом № 406-ФЗ была введена правовая норма о возможности преобразования заповедников в национальные парки.
Положительным моментом законодательных изменений можно считать отнесение создания охранных зон федеральных особо охраняемых природных территорий (ООПТ) к компетенции федеральных органов власти, тогда как до начала 2005 года их создавали органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако до сих пор из 103 действующих заповедников у 31-го охранные зоны отсутствуют.
Правовое обеспечение деятельности биосферных заповедников давно уже морально устарело. Ведь биосферным статусом сейчас обладают не только заповедники, но и некоторые национальные парки. Так, еще в 2001 году биосферным резерватом стал национальный парк «Водлозерский», а в 2002 году к нему присоединились национальные парки «Смоленское поозерье» и «Угра». Всего таких нацпарков сейчас 7.
Порочной и противоречащей действующему законодательству является практика формирования биосферных полигонов биосферных заповедников за счет земель самого заповедника, а не дополнительно присоединяемых территорий, как это предусмотрено статьей 10 ФЗ № 33-ФЗ. Правовой режим биосферных полигонов, прописанный в указанной  статье с ноября 2011 года, ничем уже не отличается от режима национального парка или обычных неохраняемых земель. Разрешается даже аренда земельных участков посторонними лицами для целей развития познавательного туризма, физической культуры и спорта, причем с размещением объектов капитального строительства и связанных с ними объектов инфраструктуры.
Анализ динамики изменений в ФЗ № 33-ФЗ за 21-летний период показал, что в период с 1995 по 2010 год включительно никаких особых правок, кроме чисто «косметических», федеральное законодательство в области создания и функционирования заповедников не претерпело. А затем практически подряд, с интервалом в год, в конце 2011 и 2013 годов прошли две волны законотворческих инициатив, которые как цунами нанесли непоправимый вред правовым основам сохранения заповедников в качестве учреждений и территорий самой высокой природоохранной и научной значимости. В выигрыше оказалось лишь рекреационно-туристское направление деятельности заповедников, ради чего все эти изменения и проводились.
Весьма показательна и динамика создания заповедников и национальных парков в России. Если за период до 1995 года включительно было создано 90 заповедников и 30 нацпарков, а в 1996-2000 гг. – соответственно 10 и 4, то далее, с 2001 по 2010 гг. включительно, – соответственно 2 и 8, а в последние годы (2011-2015 гг.) – соответственно 1 и 6. Кроме того, 7 заповедников преобразуются в национальные парки. Крымские ООПТ не анализировались из-за их неясного правового статуса.
Таким образом, очевидно, что в новом тысячелетии сформировался и активно реализуется заказ со стороны государства на ликвидацию государственных природных заповедников как плохо адаптированных к коммерческому использованию государственных учреждений и их преобразование в национальные парки в интересах развития познавательного туризма и рекреации. Законодательные изменения в области ООПТ фиксируют на определенных этапах накопившуюся практику формирования на заповедных территориях специфического туристического продукта и обеспечивают ее дальнейшее развитие.   

Литература

1. Справочник «Государственные природные заповедники и национальные парки Российской Федерации». – М., 2013. – 149 с.
2. Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. от 13.07.2015 г.) // http://base.garant.ru/10107990/ (дата обращения: 28.02.2016 г.)/

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Животный мир лесов Приднестровья богат и разнообразен.

Объявление о конкурсе для школьников «Лес и его обитатели»

И лечит, и калечит