В новом тысячелетии сформировался и активно реализуется заказ со стороны государства на ликвидацию государственных же природных заповедников
Краткий анализ
негативных изменений в положении
государственных
природных заповедников России
Бриних В.А.
Институт
региональных биологических исследований, г. Майкоп, Россия, brinikh50@gmail.com
Опубликовано (стр. 29-30) в сборнике: Заповедники
Крыма – 2016: биологическое и ландшафтное разнообразие, охрана и управление. Тезисы
VIII Международной научно-практической конференции (Симферополь, 28–30 апреля
2016 г.). – Симферополь, 2016. – 364 с.
В Федеральном законе от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об
особо охраняемых природных территориях» (ФЗ № 33-ФЗ) изначально указывалось, что
государственные природные заповедники имеют своей целью сохранение и изучение
естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда
растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и
животных, типичных и уникальных экологических систем. Так было до конца 2013
года, когда Федеральный закон от 28.12.2013 года № 406-ФЗ полностью перекроил
прежнюю структуру ФЗ № 33-ФЗ. В результате этого из закона исчезло указание
цели создания и деятельности заповедников, понятие типичности, а наличие исключений из общего запрета на хозяйственную
деятельность в границах заповедников оставляет широкие возможности для
лоббирования любых нормотворческих инициатив, направленных на ослабление
заповедного режима.
Так, в конце 2011 года к задачам заповедников отнесли
развитие познавательного туризма при отсутствии в законе расшифровки такого
понятия. В результате на территории заповедников масштабы и характер
туристической деятельности ограничивается только фантазией руководства
конкретного заповедника. А для особо лакомых с точки зрения
рекреационно-туристического освоения заповедных уголков законом № 406-ФЗ была
введена правовая норма о возможности преобразования заповедников в национальные
парки.
Положительным моментом законодательных изменений можно
считать отнесение создания охранных зон федеральных особо охраняемых
природных территорий (ООПТ) к
компетенции федеральных органов власти, тогда как до начала 2005 года их
создавали органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако
до сих пор из 103 действующих заповедников у 31-го охранные зоны отсутствуют.
Правовое обеспечение деятельности биосферных
заповедников давно уже морально устарело. Ведь биосферным статусом сейчас
обладают не только заповедники, но и некоторые национальные парки. Так, еще в
2001 году биосферным резерватом стал национальный парк «Водлозерский», а в 2002
году к нему присоединились национальные парки «Смоленское поозерье» и «Угра».
Всего таких нацпарков сейчас 7.
Порочной и противоречащей действующему
законодательству является практика формирования биосферных полигонов биосферных
заповедников за счет земель самого заповедника, а не дополнительно
присоединяемых территорий, как это предусмотрено статьей 10 ФЗ № 33-ФЗ. Правовой
режим биосферных полигонов, прописанный в указанной статье с ноября 2011 года, ничем уже не
отличается от режима национального парка или обычных неохраняемых земель.
Разрешается даже аренда земельных участков посторонними лицами для целей развития познавательного туризма,
физической культуры и спорта, причем с размещением объектов капитального
строительства и связанных с ними объектов инфраструктуры.
Анализ динамики изменений в ФЗ № 33-ФЗ за
21-летний период показал, что в период с 1995 по 2010 год включительно никаких
особых правок, кроме чисто «косметических», федеральное законодательство в
области создания и функционирования заповедников
не претерпело. А затем практически подряд, с интервалом в год, в конце 2011 и
2013 годов прошли две волны законотворческих инициатив, которые как цунами
нанесли непоправимый вред правовым основам сохранения заповедников в качестве
учреждений и территорий самой высокой природоохранной и научной значимости. В
выигрыше оказалось лишь рекреационно-туристское направление деятельности
заповедников, ради чего все эти изменения и проводились.
Весьма показательна и динамика создания
заповедников и национальных парков в России. Если за период до 1995 года
включительно было создано 90 заповедников и 30 нацпарков, а в 1996-2000 гг. –
соответственно 10 и 4, то далее, с 2001 по 2010 гг. включительно, –
соответственно 2 и 8, а в последние годы (2011-2015 гг.) – соответственно 1 и
6. Кроме того, 7 заповедников преобразуются в национальные парки. Крымские ООПТ
не анализировались из-за их неясного правового статуса.
Таким образом,
очевидно, что в новом тысячелетии сформировался и активно реализуется заказ со
стороны государства на ликвидацию государственных природных заповедников как
плохо адаптированных к коммерческому использованию государственных учреждений и
их преобразование в национальные парки в интересах развития познавательного
туризма и рекреации. Законодательные изменения в области ООПТ фиксируют на
определенных этапах накопившуюся практику формирования на заповедных
территориях специфического туристического продукта и обеспечивают ее дальнейшее
развитие.
Литература
1. Справочник «Государственные природные заповедники и национальные парки
Российской Федерации». – М., 2013. – 149 с.
2. Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых
природных территориях» (ред. от 13.07.2015 г.) //
http://base.garant.ru/10107990/ (дата обращения: 28.02.2016 г.)/
Комментарии
Отправить комментарий