ЗАЯВЛЕНИЕ Томаса Хаммарберга, Старшего эксперта ООН по правам человека в Приднестровском регионе
о завершении своего визита в период с 28 мая по 1
июня 2018 года
В период с 28 мая по 1 июня 2018 года я
посетил Республику Молдова, где я провел встречи с ответственными лицами,
представителями гражданского общества, партнерами по развитию и другими
субъектами по обе стороны Днестра. Этот визит явился продолжением моего Доклада
2013 года, в котором представлено 38 конкретных рекомендаций в 13 различных
областях, охватывающих широкий круг вопросов по правам человека. Я посетил
учреждения и объекты Приднестровского региона, в том числе Тирасполь, Бендеры и
Рыбницу.
Я рад отметить повышение осведомленности
о правах человека в Приднестровском регионе. В нескольких ключевых областях,
таких как права людей с ограниченными возможностями, профилактика и лечение ВИЧ
и туберкулеза – ситуация в целом улучшилась. Изменения ощутимы в плане восприятия
ограничения возможностей и признания прав людей с ограниченными возможностями.
Появление платформы активного гражданского общества для людей с ограниченными
возможностями, а также успешные инициативы по улучшению доступа к общественным
зданиям и площадкам являются одними из последующих ориентиров прогресса.
Значительно улучшились условия по
выявлению и лечению ВИЧ и туберкулеза в местах лишения свободы. Планы по
укреплению медицинских центров в рамках специализированного пенитенциарного
учреждения предоставляют уникальную возможность для улучшения медицинского
обслуживания лиц, содержащихся под стражей в целом.
Можно отметить расширение признания того
факта, что насилие в семье является нарушением прав человека. Открытие
временного кризисного центра и приюта для жертв домашнего насилия, а также строительство
постоянного объекта вселяют надежду на достижение дальнейшего прогресса в области
предотвращения домашнего насилия и борьбы с ним.
В ходе моего последующего визита было
услышано все больше голосов гражданского общества, благодаря чему значительно повысился
уровень информированности и качество общественного диалога по множеству
нерешенных вопросов в области прав человека.
Политические переговоры, как в двустороннем
формате, так и в формате «5+2» существенно продвинулись вперед, а также решили
некоторые важные проблемы в области прав человека, вытекающие из моего Доклада
2013 года, такие как апостилирование дипломов об образовании и функционирование
школ с обучением на латинской графике на левом берегу Днестра.
Крайне важно усилить данную позитивную
тенденцию и систематизировать усилия, направленные на полную защиту и продвижение
прав человека по обе стороны Днестра. Необходимо уделить еще большее внимание
аспекту прав человека в процессе урегулирования Приднестровского конфликта.
Следует приветствовать все эти аспекты
прогресса, а также необходимы дальнейшие улучшения для решения некоторых проблем
и неразрешенных вопросов, которые я представлю в своем последующем докладе.
Разработка Приднестровского плана
действий в области прав человека, укрепление механизмов и институтов по правам человека,
сбор дезагрегированных данных, развитие образования в области прав человека и
работа со средствами массовой информации в поддержку культуры прав человека
станут ключевыми предпосылками для существенного улучшения ситуации в области прав
человека. Крайне важно, чтобы сотрудники полиции, медицинские работники, преподаватели
и другие ведущие специалисты могли выполнять свои роли и функции для
обеспечения полной защиты и продвижения прав человека. Для достижения этих
целей огромное значение имеет позитивное и конструктивное участие гражданского
общества.
Высокий уровень арестов и заключений под
стражу, а также условия содержания под стражей по-прежнему остаются крайне
важной проблемой.
Женщины сталкиваются с неравенством в
социальной, экономической и политической жизни, а насилие в семье по-прежнему
является широко распространенным явлением.
Необходимо провести дополнительные
реформы, направленные на лица с ограниченными возможностями, в том числе
внедрить механизм установления степени инвалидности, а также реформы в области инклюзивного
образования, правоспособности, реформы деинституционализации и другие.
Положение Ромов очень серьезное и
тревожное. Многие Ромы – необразованы, бедны и не имеют соответствующих
документов; многие девочки и мальчики из семей Ромов подвергаются
маргинализации в детских садах и школах. Большинство Ромов являются
безработными, а многие из тех, кто трудоустроен, подвергаются дискриминации на рабочем
месте. Многие Ромы живут в запущенных домах, без электричества или газа, не имеют
доступа к воде и канализации. Большинство Ромов не имеют доступа к качественным
медицинским услугам по доступным ценам. В число наиболее уязвимых входят
пожилые ромы с ограниченными возможностями и женщины-ромы.
Необходимо расширить и укрепить возможности
для НПО. Некоторые из наших представителей гражданского общества обеспокоены
последствиями и толкованием в будущем последних нормативных положений о НПО.
Я представлю свои выводы Верховному
комиссару ООН по правам человека и всей системе Организации Объединенных Наций
в целях поощрения их активного участия в осуществлении рекомендуемых мер.
Комментарии
Отправить комментарий