Заповедное Приднестровье

                             

Состоялось первое  после длительного перерыва заседание экологического совета при Министерстве сельского хозяйства и природных ресурсов. Ученые и представители общественных организаций обсудили  «Состояние и перспективы развития природно-заповедного фонда ПМР».                                           
                                         Наша справка
Правительство ПМР издало  Положение о природно-заповедном фонде 27 ноября 1992 г. (постановление № 176). В 2010 году Верховный Совет ПМР утвердил перечень объектов природно-заповедного фонда, они занимают менее 1% нашей территории.  Для сравнения: заповедные территории в России  составляют 12%,  на Украине – 4,7%. В мире с 1962 года вообще выросла площадь охраняемых территорий с 2,4 млн. кв.км до 19 млн. кв. км. Их функции очень разнообразны - от научно-исследовательских до сохранения традиционной культурной среды.
                               «Обитаемые острова»
 Работу по выявлению участков сохранившейся естественной растительности, которые следует взять под охрану государства, еще в 1992 году начали сотрудники расположенной в Бендерах  Республиканской лесной опытной станцией (ЛОС, теперь это Республиканский научно-исследовательский институт экологии и природных ресурсов).
- Я работала с районными  землеустроителями по картам землепользования, подбирали степные участки, - рассказала директор Республиканского научно-исследовательского института (НИИ) экологии и природных ресурсов Вера Рущук. – Мы обследовали все участки,  самые ценные закрепили как резерв природно-заповедного фонда. Обобщив материалы АН МССР, относящиеся к Приднестровью и собственные исследования, Республиканская ЛОС представила перечень ботанических объектов, подлежащих взятию под охрану государства.
Ученые отмечают: эти участки не только незначительны по площади, но и расположены неравномерно, «островами». Это сказывается  на сохранности биологического разнообразия растений и животных, утверждают авторы научных исследований.
- Площадь государственного заповедника Ягорлык с вновь принятыми землями - 1135,3 га, отдельные фермерские хозяйства в Григориопольском районе больше, - заметил председатель бендерской общественной организации (ОО) «Экоспектр» Иван Игнатьев.
Увеличение площади заповедных территорий за счет даже небольших участков сохранившейся естественной растительности, ликвидация изолированности заповедной территории через создание системы защитных лесонасаждений – важнейшее условие сохранения биоразнообразия. Однако это сделать сложно. Почему?  Господствует необоснованное мнение, что  заповедование означает полное исключение территорий из хозяйственного пользования. На самом  деле такая мера применяется чрезвычайно редко.
На «особых» территориях можно ввести особый режим хозяйствования, так, на них вполне могут располагаться пастбища. Однако весной, когда птицы высиживают птенцов, цветут растения, следует запретить выпас скота пока птенцы не встанут на крыло, а семена не осыпятся на землю.
- Обязательным элементом процесса заповедования должна стать разработка и утверждение в соответствующих инстанциях режима ведения хозяйства для каждого заповедоваемого объекта, - считает Вера Рущук. - К сожалению, этот важнейший момент упускается из виду, и тогда само заповедование носит формальный характер – объекты попадают в перечень заповедуемых, а хозяйство ведется на прежнем уровне. В любом случае заповедование должно стать не только важнейшим рычагом охраны природы, но и рычагом рационального использования природных ресурсов.
По мнению Ивана Игнатьев, следует  перейти от управления отдельными охраняемыми территориями к управлению системой.
- Формирование системы охраняемых территорий  - такова современная мировая практика, - сказал он.  Это позволяет сохранить не только биоразнообразие, но и экологический баланс.
                          Водоохранные зоны и полезащитные лесополосы
Экологические и экономические законы тесно связаны. Более того, законодательство нашей республики учитывает их взаимодействие. К сожалению, об этом не знают не только рядовые приднестровцы, но даже специалисты различных отраслей хозяйства.
- Водоохранные зоны и полезащитные лесополосы относятся к природному заповедному фонду, - подчеркнул Иван Игнатьев. - Площадь лесополос в Приднестровье составляла: в 1995 – 4044 га, в 2001 – 3480 га, в 2005 – 2857 га, в 2015 – 2700 га.  Они  требуют частичной или полной реконструкции.
Вдоль берегов каждого водотока существует территория шириной в несколько метров, где нельзя ни строить, ни пахать. Это нужно для благополучного существования и Днестра, и малой реки, и ручья.
 Ширина водоохранных зон, в состав которых должны входить водоохранные лесополосы, рек Днестр, Прут и Дунай составляет  не менее 1000 метров. Ширина прибрежных водоохранных полос устанавливается в зависимости от длины рек в следующих размерах:для речек и малых рек - не менее 20 метров; для средних рек - не менее 50 метров;  для крупных рек - не менее 100 метров. Тем не менее, водоохранные зоны незаконно занимают.  На многих малых реках земли  распаханы до начала водной площади и заняты огородами. Вдоль Днестра уже исчезают деревья.  Директор заповедника «Ягорлык» Татьяна Шарапановская привела один из последних примеров: дорожная служба в селе Дойбаны-1 Дубоссарского района провела сплошную рубку – не стало более 30 деревьев. Дорожники имеют право сносить растительность лишь на расстоянии 11 метров от середины дорожного полотна, а в нашем случае речь идет о дистанции в 50 метров. Межде тем, речь идет о водоохранной зоне. Результат: голые берега ведут к обмелению малых рек, а в перспективе и Днестра, куда они впадают.
Вместе с растительностью исчезает целый мир – животные, насекомые. Недаром сейчас готовится второе, дополненное, издание Красной книги ПМР. Прежде чем планировать рубки или распашку, надо провести исследования участка: весной, летом, осенью живут разные насекомые, растения, животные.
- Самое главное – экологическое воспитание населения, - считает Татьяна Шарапановская.- Это длительная и кропотливая работа.
Для чего это нужно? Ну, хотя бы для того, чтобы сельские жители понимали: когда и где лучше выпасать скот, сообразуясь с собственной выгодой, которая, кстати, в данном случае, означает и выгоду экологическую. Коров или коз выгоняют на один  и тот же  пятачок земли  от появления на нем первых травинок до тех пор, пока с деревьев не упадут  последние листья. Неудивительно, что  выживает одна полынь. Нельзя эксплуатировать одну и ту же территорию бесконечно, прозвучало на заседании, надо создавать систему окультуренных пастбищ.

                                        Почва уходит из-под ног
Разговор не ограничился «особыми  территориями». Обычные земли,  не попавшие в реестр охраняемых, тем не менее, нуждаются в защите. Почва – главное богатство  нашего края, но...
- Идет деградация почвенного покрова, - отметила Вера Рущук. – Мы уже близки к опустыниванию территории.
К сожалению, в обществе преобладает потребительское отношение к земле. Оно, конечно, было и раньше, тем не менее, в советские времена проводилась достаточно эффективная землеохранная политика. Сейчас  сильные ветры сносят  пахотный горизонт. Паводки смывают драгоценный чернозем в Днестр. Поля располосованы иссушающими их оврагами, да еще оползни ежегодно уносят драгоценные квадратные метры. В последнее время эрозия развивается  катастрофическими темпами.
У нас почва уходит из-под ног в буквальном смысле, а изменение климата только ускоряет этот процесс. В России уже существует «Красная книга почв». Не пора ли и в Приднестровье задуматься о таком же издании?
Вместо эпилога
Во время заседания говорили о том, что нужен план управления каждой охраняемой территорией, пока он есть только для заповедника «Ягорлык».
Необходима грамотная инвентаризация природно-заповедных территорий.
Было названо немало других проблем: нехватка специалистов, отсутствие должного финансирования. Большинство ученых работает на энтузиазме.
- Важна не только экономическая, но и экологическая безопасность республики. Между тем, концепция экологической стратегии Приднестровья не пересматривалась с 1992 года, - считает Иван Игнатьев. - Нужна оценка задач и приоритетов, угроз и рисков.
…Еще в 80-е годы ХХ века академик Дмитрий Лихачев сформулировал изменившиеся приоритеты в сохранении историко-культурного наследия нации: обозначил наметившуюся тенденцию перехода от исследования и сохранения отдельных памятников культуры и природы к изучению и сохранению всего наследия в его целостности и многообразии. В это понятие входят и охраняемые территории.
                                                                          Наталия Барбиер.
«Новое время» (Бендеры), № 51, 23 мая  2019 г.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Животный мир лесов Приднестровья богат и разнообразен.

Объявление о конкурсе для школьников «Лес и его обитатели»

И лечит, и калечит