Экологическая журналистика

 Экологические журналисты занимаются сбором, анализом и распространением информации, которая касается текущих событий, тенденций и проблем, связанных с окружающей средой. Эко журналистика подразумевает освещение экологических вопросов как глобального, так и регионального значения.


Для того, чтобы лучше понимать каковы основные глобальные экологические проблемы современности и правильно рассказать о них своим читателям, журналистам следует обратиться к международному опыту, а конкретно к Целям развития тысячелетия (ЦРТ), которые были приняты на Генеральной Ассамблее ООН в начале 21 века.

Цели и задачи устойчивого развития носят комплексный и неделимый характер и обеспечивают сбалансированность всех трёх компонентов устойчивого развития: экономического, социального и экологического.

25 сентября 2015 года 193 страны приняли следующие 17 глобальных целей, среди них отмечу те 7, которые несут «экологический оттенок», если можно так сказать:

  1. Обеспечение здорового образа жизни, и содействие благополучию для всех в любом возрасте

  2. Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех

  3. Обеспечение доступа к недорогостоящим, надёжным, устойчивым и современным источникам энергии для всех

  4. Обеспечение рациональных моделей потребления и производства

  5. Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями

  6. Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития

  7. Защита, восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное управление лесами, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биологического разнообразия.

С глобальными проблемами определились, а как быть с локальными? Как найти нужные факты, аргументы и другие сведения, чтобы осуществить право на свободу слова и права на распространение информации. В этом гражданам и конечно журналистам помогают основополагающие международные документы.

О доступе к информации, в том числе экологической

«Орхусская Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» определяет, что «Экологическая информация» означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о:

a) состоянии элементов окружающей среды, таких, как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами;
b) факторах, таких, как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, охватываемые в подпункте a) выше, и анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды;
c) состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры, зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте b) выше.

Экология – тема достаточно сложная. Журналисты встречаются с большим количеством терминов, разобраться бывает сложно, многие этого и не делают. Основная проблема экологической журналистики в том, что всё преподносится в тёмных красках. Но если нет света в конце тоннеля, то аудитория не знает, что с этим делать – риски принимаются как должное. К сожалению, вместо того, чтобы что-то изменить, люди рассматривают экологические проблемы, как нормальные условия. Между тем экологическая журналистика, как и неэкологическая несет функции важные для всего общества, так и для каждого человека.

Функции экологической журналистики

информационная функция: предоставление аудитории сведений о состоянии окружающей среды, информирование о существующем или потенциальном риске для здоровья человека и устойчивого существования экосистем;
просветительская функция: знакомство читателей с основными законами экосистем, с опасностью и негативными последствиями антропогенного воздействия на окружающую среду; установление взаимосвязей между отдельными явлениями, например, выхлопами автомобилей и глобальными процессами - парниковым эффектом или потерей озонового слоя, а следовательно, изменением климата или возникновением риска для здоровья;
организационная функция: "стимулирование" населения к принятию тех или иных решений, к конкретным действиям. Так, в 1996 году движению "Во имя жизни" (член СоЭС, г. Кострома), активно распространявшему через СМИ информацию о предполагаемом строительстве в области атомной электростанции, удалось организовать первый в России областной референдум по вопросу о строительстве АЭС. На этом референдуме подавляющее большинство людей высказались против ядерного объекта;
к
онтролирующая функция: информируя о деятельности властей, предприятий, оказывающих влияние на состояние окружающей среды, предоставлять возможность людям реализовать свое право на знание о состоянии окружающей среды, утвержденное законодательством и защищать свое право на благоприятную окружающую среду.

Каковы же актуальные проблемы, требующие освещения в СМИ от локальных до глобальных:

Примеры: гидроэнергетика, регулирование численности безнадзорных животных; энергосбережение, экологическое образование и так далее.

Основные недостатки и типичные ошибки материалов на темы экологии в СМИ

зачастую они возникают из-за недостатка базовых экологических знаний. 
1.
Необъективность, чаще всего выражается в том, что журналисты при подготовке материалов используют в качестве источника информации только одну сторону конфликта, зачастую даже не подозревая об альтернативных источниках необходимых им сведений.
2.
Стремление к сенсации – считается, что привлечь внимание аудитории к проблемам экологии можно только "ужастиком": мутантами, генетическими изменениями, всемирным апокалипсисом; на деле же происходит как раз обратное: усталость от такого рода материалов – приводит к тому, что в дальнейшем читатель начинает отторгать от себя любую экологическую информацию.
3.
Отсутствие экологического позитива – серьезный недостаток общей прессы. Позитивом может быть выигранное в суде экологическое дело, разработка новых экологически чистых и энергосберегающих технологий. Или те же очерки о природе и животных.

Искажение фактов, некорректность подачи информации с неверными данными и неправильными названиями возникает не только из-за недостаточного экологического образования, но и нехватки времени для изучения проблемы, нежелания или невозможности выслушать мнения нескольких сторон и других причин. Порой журналисты становятся только информаторами, а вот образовательно-просветительская роль сводится, порой, к рекламе фильтров и объемным статьям о вреде свинца для организма человека. Практически не дается предложений, как можно изменить сложившуюся ситуацию, нет информации о том, что каждый из нас может предпринять для этого, а язык слишком сложен для понимания массового читателя.

Большое значение для "экоголизации" СМИ имеют конкурсы для журналистов. Предлагаю Вам уважаемые коллеги принять участие в нашем традиционном конкурсе «Зеленый дятел», который общественная организация "Медики за экологию" объявляет ежегодно 5 июня во Всемирный День охраны окружающей среды. 

http://dr-ecology.blogspot.com/2021/06/2021.html"



Елена Степанова, г. Дубоссары.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Животный мир лесов Приднестровья богат и разнообразен.

Объявление о конкурсе для школьников «Лес и его обитатели»

И лечит, и калечит