Мультикризис: что делать?

 Мультикризис, которому посвящена эта статья, это – прежде всего – проблема, опасность для человечества, которая угрожает разрушить привычную нам потребительскую цивилизацию.

Планета, которую громогласно призывают «спасать», таких кризисов переживала десятки, и – как мы видим – жива, здорова и (без нашего вмешательства) прекрасна. А вот подобные кризисы, случавшиеся с людьми, не оставляли от их цивилизаций камня на камне. Сегодня о древних цивилизациях Ближнего Востока и Южной Америки, Древнего Рима и многих других мы узнаем только по результатам археологических раскопок.

Нынешний кризис – в отличие от предыдущих – не локальный, а глобальный. Но его результаты, если человечество не возьмется за ум, будут примерно такими же.

В нынешнем системном мультикризисе можно выделить три составные части – кризис экономический, который по политическим причинам в СМИ стараются не обсуждать, климатический, который из-за растущего числа стихийных бедствий – на слуху, и экологический, вызванный ускоряющимся уничтожением природных экосистем, и выражающийся в том, что непосредственная среда жизни людей становится всё менее пригодной для здоровой жизни, что проявляется в росте заболеваемости.

Причины.

Все кризисы, которые мы переживаем, имеют одну и ту же причину: величина воздействия человеческого общества на свою среду на ограниченной в размерах планете достигла пределов. Мы нарушили установившиеся за миллионы лет эволюции границы, за которыми нормальное, устойчивое функционирование биосферы стало нарушаться локально и глобально. Любая живая система – от организма до биосферы – в этой ситуации стремится избавиться от болезнетворного агента. Вспомним, что наш организм на вирус гриппа реагирует повышением температуры. Не правда ли – похоже на глобальное изменение климата.

В сущности то же самое происходит с экономической системой. И в этом нет ничего загадочного. Люди, с момента своего появления до настоящего времени взаимодействуют с окружающей средой точно так же, как любые другие неразумные млекопитающие – потребляют всё, что могут добыть, и беззаботно оставляют в среде отходы своей жизнедеятельности. Такие «естественные», а не разумные, отношения со средой неизбежно приводят к конфликту – неограниченно размножающийся в благоприятной среде вид истощает ресурсы, обеспечивающие его жизнедеятельность, изменяет свойства среды, что – для вида-нарушителя в первую очередь – имеет следствием голод, повышение внутривидовой агрессии, зоонозы (эпидемии), угнетение репродуктивных функций. Эти следствия действуют до тех пор, пока численность вида-нарушителя не снижается до уровня, позволяющего самовосстановление измененной среды и сократившихся пищевых и иных жизненно важных ресурсов.

Перспективы.

Для преодоления кризиса необходимо, в первую очередь, сократить воздействие общества (экономики) на природу планеты, вписаться в её круговороты, не нарушая выработавшиеся за многие миллионы лет механизмы и закономерности функционирования биосферы, частью которой мы являемся. В переводе на общеупотребительный задача формулируется так: обеспечить комфортную жизнь людей при существенном, в разы, сокращении затрат вещества и энергии.

Многими исследованиями показано, что это вполне возможно на современном уровне развития технологий. Препятствием является то, что рост потребления был и остается основным мотивом деятельности людей и главным двигателем современной экономики.

Требуется изменение образа жизни всех восьми миллиардов жителей Земли, к чему не готовы ни граждане всех стран, ни их руководители. Поэтому развитие мультикризиса в обозримом будущем, к сожалению, неизбежно.

Будущее глобальной социально-экономической системы на макроуровне было предвычислено алгоритмом World3, созданным командой аспирантов Джея Форрестера во главе с Деннисом Медоузом в 1972 году и опубликовано в книге «Пределы роста». Тот факт, что эволюция системы не отклонилась от вычисленной траектории был подтвержден командой Грехэма Тёрнера в 2008 и 2014 и командой Гайи Херрингтон в 2020-м. А потому в 2020-х начался коллапс системы, события которого до деталей повторяли события, сопровождавшие коллапс социально-экономической системы Советский Союз.

Главное последствие коллапса сложной системы, управление которой становится не по силам субсистеме управления, – распад на системы меньшего масштаба и меньшей сложности. Именно это произошло с Советским Союзом, это же – как мы наблюдаем – происходит с глобальной системой, на наших глазах распадающейся на острова, архипелаги и континенты, стремящиеся к экономической и технологической самодостаточности.

Поскольку население и руководство возникающих социально-экономических образований практически не задумываются об изменении своего образа жизни, рассматривая как идеал образ жизни европейца 2010-х, то климатический и экологический (в форме загрязнения среды и пандемий) кризисы вряд ли будут преодолены или существенно смягчены в оперативном будущем. Они уже часть нашей жизни, а не случайные стихийные бедствия.

Реализация всех трех кризисов в каждой конкретной стране или её части будет создавать уникальные комбинации, уникальные условия, в связи с чем предложить универсальные рекомендации – что делать, как реагировать – чрезвычайно сложно.

Что делать в эпоху мультикризиса.

С моей, физиолога высшей нервной деятельности, точки зрения – рецепт самоустроения в имеющейся реальности может быть сформулирован в трех словах: понять, принять, созидать.

Понять, что бурно развивавшееся человечество забыло, что живёт на планете, имеющей ограниченную площадь и ограниченные ресурсы, и – потому что забыло – столкнулось с пределами роста неожиданно для большинства.

Принять, что означает, что – в отличие от многих – перестать жить в ожидании, что весь этот кошмар вот-вот закончится. Перестать откладывать свои дела «до лучших времен». Человечество не имеет рецептов остановки кризисов пределов роста, поэтому «старые добрые времена» не вернутся. Созидать. Я сравниваю 2020-ые годы как время, когда сбылось предупреждение, что наш город построен неудачно, под горой, с которой съезжают лавины. И вот – лавина поехала. Ещё есть время уйти из города, чтобы построить новый на безопасном месте. Наличие достижимой цели, к которой можно стремиться, облегчает сожаления о потерянном и поднимает настроение идущих. Представляется, что у нас уже есть всё необходимое, чтобы построить новый город, лучше прежнего.

Общий для любых вариантов развития событий постулат – кризис целесообразно проходить с коллективом. Поэтому первое и главное, что следует делать – собирать вокруг себя единомышленников. Для всех наших предков было очевидным, что жить надо в сообществе, что только принадлежность к коллективу может обеспечить безопасность и наделить знаниями, необходимыми для полноценного существования. Как я предполагаю, технический прогресс конца ХХ-го, начала ХХI века создал иллюзию, что со всеми сложностями бытия можно справиться одному, нашедшую своё выражение в культе кинематографического героя, в одиночку спасающего мир. Однако в кризисном мире, не гарантирующем бесперебойную поставку товаров и услуг по заказу, формирование сообществ людей, обладающих и делящихся разными знаниями и навыками, будет условием выживания и развития. И психологически намного комфортнее, если ощущать себя принадлежащим к некоей социальной системе, а не «белой вороной». Физиологи считают потребность быть частью социума – одной из базовых, наравне с потребностью дышать, пить, есть.

Следующий шаг – обеспечение продуктовой самодостаточности семьи. И тут нашим стратегическим спасителем выступает научно-технический прогресс. Неоднократно показано, что для производства всего необходимого должны трудиться 20% (ну, предположим, 50%) трудоспособного населения. Поэтому должно быть справедливо и то, что, благодаря научно-техническому прогрессу, каждая семья может, используя передовые технологии, сама обеспечить себя всем необходимым, затратив на это 20% (ну, пусть те же 50%) рабочего времени. И остальное время использовать на общение с близкими и с природой, на творчество или отдых ... . И что с каждым годом время, необходимое для самообеспечения, будет сокращаться. Доказательством того, что переход на другой технологический уровень индивидуального хозяйствования уже произошел, служит тот неоспоримый факт, что, в отличие от революции 1917-1922 годов, нынешнюю революцию население бывшего СССР пережило без массового голода, не расставаясь ни с телевизорами, ни с личными автомобилями.

Обеспечение продуктовой самодостаточности – в России дело сезонное, а переезд из города в деревню – дело психологически и организационно сложное, в связи с чем можно предположить, что значительную часть времени горожане ещё достаточно долго будут проводить в городах. Поэтому перестройка городского образа жизни с безоглядно потребительского на экономно экологичный будет средством его оптимизации, с учетом перспектив сокращения возможностей работы по найму.

Начать можно с домашнего хозяйства. Его расточительные формы, завязанные, к тому же, на разнообразных пластиковых сопутствующих, появились совсем недавно. На постсоветском пространстве – лет 30 тому назад всего лишь. Поэтому стиль Zero waste вполне восстановим. А в складывающихся экономических условиях – уже просто необходимое условие нормальной жизни большинства. Экономичное расходование всех видов платных ресурсов – энергии, воды, продуктов – компонент этого стиля. Рациональная организация вкусного и здорового питания – вещь жизненно необходимая. Бережное отношение к предметам обстановки и оборудованию, продление срока их службы (вместо частой смены) – аналогично. Не сомневаюсь, что весьма полезными и востребованными станут все виды совместного пользования, что – попутно с экономией средств – поможет восстановлению социальных связей, возрождению почти исчезнувшей общественной жизни. Городские пространства – важнейший элемент быта. Организация придомовых пространств, сохранение парковых и природных территорий, создание новых, помимо благотворного влияния на здоровье, также будет способствовать восстановлению социальных связей, сильно пострадавших в последнее время. Перспективным представляется переход к коллективному проектированию городского пространства, включая организацию городского транспорта.

Формирование новой экономики, основанной на иных, кроме эксплуатации человека человеком, принципах – ещё один этап-компонент организации достойной жизни в кризисное и посткризисное время. Опыт таких экономических систем значителен, может быть востребован, изучен и адаптирован к любым реальным условиям.

Местные Системы Обмена и Торговли - это нетрадиционные торговые сети, члены которых обмениваются между собой товарами и услугами, не прибегая к помощи обычных денег. МСОТ поощряет талант и инициативу, одновременно открывая для людей широчайшее разнообразие местных ресурсов, что приводит к усилению местной экономики и укрепляет связи внутри сообществ. МСОТ обладают той же гибкостью, что и обычные деньги, но лишены при этом многих их недостатков: неравенства, долгов, перепроизводства, экономической нестабильности и др. Первая местная валютная система была создана в 1983 году жителями канадского города Коммокс-Вэлли, сообщество которых было разрушено экономическим кризисом, применившими «принцип меновой торговли» к своей ситуации, дополнив его гибкой системой расчетов и компьютеризованным управлением. В системе приняли участие не только отдельные люди, но и местные магазины, и постепенно в экономику Коммокс-Вэлли вернулось благополучие. На планете много таких систем, но о них не пишут в мейн-стримных СМИ.
Представляется, что МСОТ постепенно станут объединяться в автономные экономические системы более высоких уровней, но размышления об этом сегодня имеют, мягко говоря, отвлеченный от решения практических задач характер.

Великий русский ученый Никита Николаевич Моисеев, размышляя о кризисе, видел выход из него в переходе общества в состояние коэволюции человека и биосферы, как со-развития, совместного, сонаправленного развития, которое только и может быть устойчивым на планете.

Учения древности определяли человеку роль садовника биосферы, которую мы ещё и не начинали исполнять, хотя инструменты для ухода за Садом уже созданы нами, но пока пылятся в кладовке. Время кризиса – это пора их достать и начать применять.

Опыт предшествовавших кризисов цивилизаций говорит, что их сопровождало уничтожение самих основ человеческого существования – природной среды, культурного багажа и накопленных научных знаний. Пустыни или джунгли на месте цветущих городов и селений неоспоримо доказывают реальность первого пункта, а «темные» столетия, отделяющие нас от блестящих Греции и Рима периода «до нашей эры», доказывают справедливость пунктов второго и третьего. Осознавая уроки этого опыта, можно и нужно постараться избежать этих катастрофических утрат.

Замечательный мыслитель Клиффорд Саймак считал, что роль хранителей знания в эпоху кризиса сыграют университеты. Роль хранителей природного наследия играют - особо охраняемые природные территории. Очевидно, что усилия мыслящей части человечества должны быть направлены на сохранение и развитие этих систем общечеловеческого значения. И охраняемые от воздействия людей территории, и университеты могут быть тем основанием, с которого человечество стартует к своему следующему, истинно человеческому этапу развития – коэволюции с природными сферами к ноосфере.

Святослав Забелин, г. Москва.

Авторство: Square81. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=74861686


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Животный мир лесов Приднестровья богат и разнообразен.

Объявление о конкурсе для школьников «Лес и его обитатели»

Памяти журналистки Анны Белой