В возрасте 101 год 1 сентября 2013 года умер крупный почвовед Игорь Аркадьевич Крупеников.
Игорь Аркадьевич работал до последнего дня, издавая каждый год по книге.Ушла эпоха.
Его называли «поэтом чернозёмов»
Игорь Аркадьевич Крупеников — выдающийся учёный-энциклопедист, почвовед, географ, исследователь чернозёмов, историк науки, доктор географических наук, профессор, почётный член Академии наук Молдавии (1995, заслуженный деятель науки и техники, дважды лауреат Республиканской государственной премии, лауреат премий имени В. В. Докучаева и В. Р. Вильямса (дважды), лауреат премии АН Молдовы.
В Крыму от татар-земледельцев, будучи ещё ребёнком, Игорь узнал, что серые шиферные почвы хороши для винограда, а красные — терра росса — для табака. У семьи был участок земли, на котором выращивали овощи, и ребята с малых лет участвовали в этом деле. В 16 лет Игорь совершил недельное пешеходное путешествие по горному Крыму, присоединясь к группам туристов, побывал в Бахчисарае, Чуфут-Кале, в Большом Каньоне. Родители отличались в своём отношении к детям большим свободомыслием и мало их опекали.
Родился знаменитый учёный 10 апреля 1912 в Санкт-Петербурге Российской Империи. В 1929 г. семья переехала сначала в Свердловск, а затем в Москву; отец в качестве инженера технолога занимался монтажом оборудования на строящихся в разных концах страны химических заводах. В 1931 г. в Московском университете провели в порядке эксперимента весенний набор на ряд дефицитных специальностей, в том числе на почвоведение, куда поступил Крупеников. Не взирая на всевозможные новации того времени, вековые традиции старейшего Университета не были нарушены, и почвоведы слушали хороших профессоров по фундаментальным дисциплинам. Помимо интересных лекций, спец курсов и лабораторных занятий, большую роль играли производственные практики, которые были продолжительными и проходили в разных регионах страны, далеко от Москвы: в Центральном Казахстане, где Крупеников овладел навыками полевого картографирования почв, хорошо изучив светло-каштановые и бурые полупустынные почвы, солоцы и солончаки; в Оренбужье — в живописной долине притока Урала — реки Сакмары, пересекая Каменный пояс с выходом на зауральскую сухостепную равнину, познакомившись с чернозёмами, каштановыми почвами; в Заволжье, где проектировался большой массив орошения, закладывались 4-х метровые разрезы, которые углублялись буровыми скважинами до грунтовых вод. Комплекс подобных работ сформировал у Игоря Аркадьевича изначальный интерес к чернозёмам и степным ландшафтам. После окончания университета Крупеников стал аспирантом В. В. Геммерлинга (профессор, доктор наук, первый заведующий кафедрой почвоведения МГУ), работая над диссертацией «Почвы и почвообразующие условия Наурзумского заповедника», которую успешно защитил в декабре 1939 года, уже отслужив в армии. Наурзумский заповедник (юг Кустанайской области Казахстана) называли тогда Кунсткамерой почв, чудом природы, в своей диссертации Крупеников представил детальную характеристику почв площадью в 300 тыс. га и целый ряд картографических материалов.
Совершенно случайно на защите оказался в тот момент пребывавший в Москве Н. А. Димо, молдавский почвовед, с которым в скором времени (через 10 лет!) Игорю Аркадьевичу предстояло много и плодотворно работать.
С 1940 года Крупеников работал в Наурзуме в должности зам.директора по науке. Целый ряд учёных-почвоведов призвали тогда работать в Средней Азии, не разрешив отправить их на фронт, так как именно здесь в тот момент необходимо было формировать новые земельные угодья, разбивать сады и виноградники, сеять хлеб, заниматься вопросами орошения. Затем Крупеников заведовал отделом агропочвоведения в эвакуированном в Ташкент Институте виноделия и виноградарства, изыскивая массивы для новых винсовхозов («богарное виноградарство», «каирное виноградарство»). Были составлены рекомендации по использованию почв многих районов в Западном Тянь-Шане и Памиро-Алае в пределах Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Южного Казахстана, а также на берегах Иссык-Куля, Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи, в районах таких городов как Фрунзе (ныне Бишкек), Самарканде, Бухаре, Андижане, в Туркмении.
Очень плодотворным это время оказалось и в творческом отношении, у Крупеникова вышло около 40 публикаций.
Крым[править | править исходный текст]
После освобождения Крыма от фашистов Крупеников получил приглашение занять должность заметителя директора по научной части в институте «Магарач», в полной разрухе занимались, в первую очередь, восстановительными работами. В исследовательском отношении основной целью было выяснение пригодности для выращивания разных сортов винограда не только на южном берегу, но и степной части Крыма. Были изучены почвы Присивашья с его солончаками, Арабатская стрелка, районы Феодосии, Керчи, Судака.
Кишинёв[править | править исходный текст]
В 1948 г И. А. приехал в Кишинёв по приглашению Н. А. Димо. В то время почвенный покров Молдавии, по словам Николая Александровича, был «менее изучен, чем тундры русского Севера», а только что открывшийся Университет испытывал нехватку в преподавательском составе. Перечень читаемых предметов, которые пришлось читать Крупеникову, был внушительным: почвоведение, геоморфология, география почв, история почвоведения, почвенное районирование, почвоведение с основами земледелия; интересны были практики, как учебные так и производственные: юг Украины, Крым, Белоруссия, Докучаевская Каменная степь, Кустанайские степи, и конечно все районы Молдавии; за период 1950—1955 гг. были составлены почвенные карты в масштабе 1:10 000 земель большинства хозяйств республики. Крупеников, Н. А. Димо и ассистенты кафедры Валентин Витиу, Валентина Мишкина контролировали студентов в их состоавлении почвенных очерков того или иного хохяйства страны. В почвенном отношении Молдова славилась тогда своими чернозёмами: они составляли 80% от почвенного покрова республики. У Крупеникова постепенно сформировалась своя концепция генезиса, систематики и географии чернозёмов, что в скором времени послужило основой для его докторской диссертации.
В 1958 г Крупеников стал заведовать отделом почвоведения открывшегося НИИ Почвоведения и агрохимии (при АН МССР), директором института стал Н. А. Димо, который умер в марте 1959 года. Его трёхступенчатую схему исследования почв республики (хозяйство — район — вся территория Молдавии) пришлось доводить Крупеникову с уже подготовленными им же специалистами — А. Ф. Урсу, Д. М. Балтянским, А. К. Родиной, Р. И. Лунёвой, Л. Н. Рябининой, Н. В. Могоряну, И. И. Шилихиной, А. М. Холмецким. Крупеников наладил работу в лабораториях, руководимых Б. П. Подымовым, Г. П. Стрижовой, где успешно трудились З. А. Синкевич, Ф. И. Клещ, Н. И. Роговская, В. П. Ганенко, Э. Е. Скрябина, а также В. П. Грати, М. Д. Волощук, Н. А. Прохина, Е. И. Лейб, В. Е. Алексеев, С. И. Маркина, Н. И. Данилов. Все эти люди, а также многие другие достигли учёных степеней, вплоть до докторских и даже академических званий, всего И. А. Крупеников подготовил к успешной защите порядка сотни специалистов. Под его руководством проводились глубокие и многоаспектные исследования почвенного покрова страны: составлялись почвенные карты разного масштаба, специальные разработки по эволюции, генезису, классификации и бонитировке почв, их химии, геохимии, минералогии и их мелиоративным особенностям, проводилось агропочвенное районирование, эрозионная оценка, активно применялись математические методы в почвоведении, изучалась история и методология науки, предлагались рекомендации по рациональному использованию сельскохозяйственных угодий.
Ещё с конца 40х годов прошлого века Крупеникова заинтересовали исторические аспекты науки; началось с биографии Докучаева, которая выдержала несколько изданий, оказалась вообще первой книгой о В. В. Докучаеве, была переведена на несколько иностранных языков. Работа в архивах, поиск «сырья», источников, иллюстраций, огромный спрос с себя в соблюдении исторической правды и донесения её до широких масс, — послужили основой для целого цикла работ по истории науки, хотя в официальной тематике Института эта тема никогда не фигурировала. Именно Крупениковым написана первая в истории науки монография по истории почвоведения, которая вышла и в английском переводе сразу в двух издательствах — в Индии и Голландии, а также на испанском и немецком языках.И. А. Крупениковым опубликовано 610 научных работ, в том числе 40 монографий,
Крупеников во все времена пользовался огромным авторитетом и признанем, так, получая приглашения от множества зарубежных коллег, оргкомитетов конференций, съездов, симпозиумов, он смог побывать в пору «железного занавеса» в Австралии, Индонезии, Индии, Филиппинах, Гонконге, в Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии (до её распада в 1991 г.), во всех бывших союзных республиках (кроме Армении).
Докторская диссертация «Чернозёмы Молдавии» была защищена Крупениковым в 1966 году, на её основе издана объёмистая книга (36 печ. листов), по сей день являющаяся незаменимой для истинного природоведа. Наблюдая чернозёмы в течение 70 лет в разных регионах Европы, особенно в Молдове, Крупеников посвятил им свою жизнь, всем своим творческим наследием обращая внимание учёных, земледельцев, властей разного уровня на этот, по словам самого Крупеникова, уникальный феномен, его величие и непреходящую ценность для науки, человеческой жизни и продовольственной безопасности народов и государств.
Комментарии
Отправить комментарий