Электротранспорт – это наше всё


В Бендерах и Лейпциге  отказываются от «грязных»  двигателей

Согласно статистике, 70% загрязнения воздуха в Приднестровье такова доля вины автомобилей. В Бендерах сделали упор на развитие общественного электротранспорта. В Европе тоже недовольны бензиновыми двигателями и стараются сократить зависимость от них. Похоже, мы двигаемся в одном направлении. Эта аналогия невольно возникла после того, как группа молдавских и украинских журналистов посетила семинар в Германии в рамках программы Молдова-Лейпциг-Института.



Хроники  «народного троллейбуса»
Бендеры -  едва ли не единственный город на постсоветском пространстве, где электротранспорт появился в трудные 90-е прошлого века. 
Кстати, и в самом Советском Союзе начался бум строительства троллейбусов в самое непростое время – во время войны и сразу после нее. Троллейбусы – пассажирские и грузовые работали даже в блокадном Ленинграде. Это была вынужденная мера: автотранспорт был «мобилизован» на фронт, города остались «без колёс». Троллейбус оказался выходом.
Ситуация повторилась в 1993 году  в отдельно взятых Бендерах после распада СССР.  В сложной экономической  ситуации бендерчанам на выручку пришёл троллейбус: это и дешевый проезд, и комфорт,  и соблюдение  экологических норм. Здесь этот транспорт называют «народным». Городская газета «Новое время» писала в июне 2003-го: «Уникальный случай: электротранспорт получил прописку и успешно развивается в Бендерах в постперестроечные трудные времена, когда с каждым годом все меньше средств поступает в городскую казну. Сейчас строительство новых линий финансируется из местного бюджета всего лишь на 7,1%. Троллейбусные маршруты стали поистине народной стройкой. На них перечисляют деньги предприятия и сами бендерчане. «С миру по нитке – городу троллейбус», - шутят в городе».
В городе семь маршрутов, по которым ходят, в основном,  выработавшие свой ресурс четырехколесные ветераны. Да,  главная проблема Бендерского троллейбусного управления (БТУ)  - подвижной состав. В распоряжении города свыше 30 троллейбусов. Большая часть из них - машины, списанные в Белоруссии и России и безвозмездно переданные городу. Гордость БТУ - два новых низкопольных троллейбуса со специальными пандусами для колясочников.
Тем не менее, движение организовано с небольшими интервалами. График строго соблюдается. Бендерчане рассчитывают на электротранспорт. Специалисты БТУ часто  регулярно анализируют пассажиропоток: ведут учет льготников (пенсионеры ездят бесплатно, школьники оплачивают проезд частично) и тех, кто оплачивает проезд. Их вердикт: троллейбусом пользуются все категории горожан. Руководители городских предприятий, расположенных недалеко от остановок, даже попросили, чтобы расписание движения  троллейбусов составлялись с учетом времени, когда люди заканчивают работу. Им пошли навстречу.
Троллейбус пойдет дальше. Рассматривается варианты, как расширить сеть электротранспорта. В том числе, и машины с автономным ходом. Это позволит «отвязаться от проводов».



Столица трамваев и велосипедов
Лейпциг называют городом трамваев, по разветвленности и мощности сети электротранспорта  он уступает только Берлину.  Здесь  80% перевозок осуществляется этим видом электротранспорта. Но так было не всегда. Те же 90-е прошлого века стали для «электрической железной дороги» Лейпцига новой точкой отсчета. Если в Бендерах электротранспорт только родился, то в Лейпциге он пережил возрождение.
Заведующий Главным Управлением по вопросам городского развития (Ратуша Лейпцига) Торбен Хайнеманн рассказал, что после объединения Германии город, когда-то находившийся на территории ГДР, переживал не лучшие времена. В 1992-м  в городе началась безработица, лейпцигцы отказались от трамваев. Они предпочитали передвигаться пешком: одна поездка стоимостью в 1 евро оказалась не по карману среднестатистическому горожанину. В первые же десять лет общественным транспортом стали ездить в два раза меньше: 20%  лейпцигцев уехали, а 25% из оставшихся были безработными. Тем не менее, городские власти провели реорганизацию линий,  перестроили основную часть транспортной системы, реконструировали сами трамваи – превратили их в низкопольные, чтобы в вагоны могли входить инвалиды и мамы с колясками. Эти меры себя оправдали. Трамвай – наиболее популярный вид транспорта. Им пользуются все лейпцигцы. Здесь тоже действуют льготы на проезд. Абонемент на месяц стоит 63 евро, а для малоимущих 37. Существуют разные тарифы для школьников – с каникулами, без каникул. Многие работодатели приобретают job-tickets для своих сотрудников, в этом случае тоже действует скидка.  А трамвайные линии продолжают строить и восстанавливать.
Теперь в  Лейпциге  сами производят трамваи и даже установили мировой рекорд на самый длинный трамвай:  вместо одного вагона – три. В 2012 году Лейпциг получил приз за качество жизни как лучший город Германии.



Велосипеды против автомобилей?
- Хотим увеличить количество пассажиров общественного транспорта и велосипедистов, - сказал Торбен Хайнеманн. - Это обсуждается в рамках концепции городского развития и публичного пространства.
Велосипед - второй (или все-таки первый?)  вид транспорта, любимый всеми лейпцигцами. За 30 лет длина велодорожек увеличилась с 70 км до 500 км,  не считая велодорожек в парках и лесопосадках (добавьте еще 80 км). Лейпциг уже претендует на звание «велосипедной столицы» Германии. С 1987-го по 2015-й двухколесных машин стало в три раза больше.
А вот с автомобилями всё складывается не так хорошо. В соответствии с прогнозами каждый год прирост машин в Лейпциге  будет составлять 50%.
- Это означает катастрофу: такое количество машин невозможно разместить в городе, - считает  Торбен Хайнеманн. - Работаем над стратегией мобилизации города: отказ от повышения количества машин в обмен на альтернативные варианты передвижения (трамваи, велодорожки, пешие дорожки). В приоритете наличие стоянок для велосипедов и электроавтомобилей.



Между тем, автомобили, работающие на бензине, создают немало проблем, независимо от места их «прописки».  Как отмечают экологи, автотранспорт – главный загрязнитель воздуха в Приднестровье. Он выбрасывает в атмосферу вредоносный коктейль, содержащий более 200 опасных веществ: оксид углерода, диоксиды азота и серы, сажу, соединения тяжелых металлов…
Машина – статусный символ, от которого надо отказываться, считают управленцы Лейпцига. По статистике частный автомобиль  простаивает 23 часа в сутки. Его обычный маршрут: дом-работа, работа-дом.  В основе концепции властей Лейпцига не отказ, а независимость от машин. Добиваться этого можно по-разному.  Вот, например, сar-sharing. В переводе на русский это слово означает «совместное пользование арендным автомобилем». Компания предлагает вам машину в аренду и оплачивает все расходы – от парковки до техосмотра. А вы платите только за время, проведенное за рулем. В Лейпциге  уже 16 тысяч человек пользуются услугами сar-sharing (это 120 станций, располагающих 400 машинами). Или другой путь. Товары в магазины, расположенные на одной улице, завозятся оптом и на одной машине. Результаты уже есть: каждая четвертая поездка на машине исчезла и заменена на альтернативный способ передвижения. Конечно, для того, чтобы способы укрощения автомобилей работали, нужны согласованные действия всех граждан,  но лейпцигцы идут на это, потому что любят родной город и хотят улучшить качество своей жизни.
Наталия Барбиер.
На фото: бендерский троллейбус, трамвай в Лейпциге, велосипедная дорожка в Лейпциге.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Животный мир лесов Приднестровья богат и разнообразен.

Объявление о конкурсе для школьников «Лес и его обитатели»

И лечит, и калечит