Медицинская экономика: теория и практика

Экономика системы здравоохранения – это отраслевая экономическая наука, которая изучает действие экономических законов в конкретных условиях производства и потребления медицинских услуг, а также условия и факторы, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей общества в медицинском обслуживании и охране здоровья населения при определенном уровне ресурсов.

В России экономика здравоохранения стала развиваться во второй половине 20 века в связи с появлением принципов рыночной экономики. Развитию экономики здравоохранения способствовало появление процессов коммерциализации, проявляющихся в росте объемов платных услуг населению. Кроме того, развивалась система медицинского страхования, что привело к изменению экономического положения медицинских учреждений.

Комментарий эксперта

Ульяна Ней, экономист, медицинский статистик:

- Люди без экономического образования естественно стоимость услуг оценить не могут. Экономисты составляют прейскуранты и коэффициенты с учётом уровня сложности лечения. Для этого специалисты Министерства здравоохранения с одной стороны и Фонд ОМС* с другой работают и круглогодично выпускают тонны нормативной документации. А мы — сотрудники медицинских учреждений применяем нормативно-правовые документы для планирования и выставления счетов пациентам на оплату медицинских услуг.

*ОМС  - обязательное медицинское страхование. 

Что же является характерным для экономических отношений именно в системе здравоохранения?

Во-первых , неосязаемость медицинских услуг. Приходя к врачу пациент не может иметь гарантии, что результат будет тем на который он рассчитывает хотя бы потому что у каждого пациента есть свои нюансы в плане реакции организма. К примеру, женщина решила обратиться к пластическому хирургу за услугой  "подтяжка лица", но у неё оказалась аллергия на гиалуроновую кислоту. Понадобилась помощь по детоксикации, которая оплачивается по отдельному прейскуранту

Во- вторых, существует юридическая защита выполнения медицинской услуги, каждая из которых регулируется законами, введены необходимые стандарты и инструкции проведения услуг. Пациенты подписывают информированное согласие и знакомятся с каждым этапом процедуры, например, вакцинации .

В-третьих, информационная асимметрия. Потребитель, зачастую, не обладает  знаниями о характере своего заболевания и способах лечения, которые достаточны для рационального потребительского выбора требуемых ему медицинских услуг по доступным ценам. Информация относительно медицинской помощи специализирована, поэтому требует затрат времени и денег для ее получения. Вследствие информационной асимметрии потребитель вынужден полагаться на знания и опыт врача, к которому он обратился, в определении необходимого ему лечения. Например обращаясь за стоматологической помощью по поводу лечения одного больного зуба, может потребоваться лечение других зубов по заключению врача. Таким образом пациенту придётся потратить больше средств

В-четвёртых, то, как происходит оплата проведённой услуги. Личные средства пациента , ОМС, ДМС и так далее. Каждый человек обращаясь в медицинское учреждение за услугой оплачивает её, например, в частной клинике заключается договор на оплату и получает чек .

Делая вывод, можно сказать, что экономические отношения в здравоохранении имеют много своих характерных черт , которые отличают их от экономических отношений в других отраслях. Это такие особенности, как информационная асимметрия, неосязаемость услуги и особые юридические документы, например, Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 №323-ФЗ

Арина Сокольская, г. Нижний Новгород.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Животный мир лесов Приднестровья богат и разнообразен.

Объявление о конкурсе для школьников «Лес и его обитатели»

И лечит, и калечит