Доступная среда. Убираем барьеры

 

Шаг за шагом Бендеры превращаются в город для всех. Для этого приходится убирать и физические, и психологические барьеры

Ошибочно полагать, что, скажем, пандусы нужны только людям с инвалидностью. Согласно данным ВОЗ, среди пользователей средств доступности только 5% людей с инвалидностью, остальные 95% – обычные граждане. Пандусы у здания почтамта по ул. Ленина, поликлиники №3 в микрорайоне Ленинском, съезды с тротуаров… Они востребованы у пожилых людей, мам с колясками, маленьких детей… Это тоже «маломобильные группы населения», мы рано или поздно попадаем в одну из них. Наш город становится для них доступнее. О том, как меняются Бендеры, мы побеседовали с председателем Республиканского благотворительного фонда (РБФ) «Мир равных возможностей» Дмитрием Кузуком. 

Вместо предисловия

Всё началось более 20 лет назад. После травмы бендерчанин Дмитрий Кузук не смог самостоятельно передвигаться и научился жить в новом качестве – человека в коляске. Психологически это оказалось не менее сложно, чем физически.

Сначала пришло ощущение полной изоляции, – вспоминает Дмитрий. – Я живу на шестом этаже. Совсем как Робинзон Крузо на своем острове.

Потом решил: пора выходить в мир. Стал заниматься спортом. Постепенно появились единомышленники. Нашли подходящий подвал, сделали косметический ремонт. Тренажеры собрали сами. Так появился сначала спортзал, потом клуб «Инвапанспорт», который в 2019 году переехал в новое просторное помещение с современным оборудованием благодаря инициативе Президента, стараниям городских служб и Фонду капвложений. Теперь это Центр адаптивного спорта «Инвапанспорт», и он продолжает расширяться и совершенствоваться. Как заметил его руководитель Дмитрий Кузук, в Центре соблюдают принципы Международного паралимпийского комитета: у человека с любой формой инвалидности есть возможность заниматься спортом. Кстати, здесь приветствуют любого желающего заниматься спортом.

«Необходимо нам, удобно всем»

Над тем, чтобы городская среда стала доступной для всех жителей, в Бендерах начали работать давно. Еще в 2014 году в нашем городе была принята программа «Создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения», которую коротко именуют «Доступная среда».

Программа разработана нашим Фондом и утверждена депутатами городского Совета. Инфраструктура советских городов не приспособлена для людей пожилого возраста, она рассчитана только на молодых и здоровых, – считает Дмитрий Кузук. – Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить бендерские микрорайоны: крутые ступени, отсутствие пандусов, высокие бордюры… А ведь основное население того же Ленинского – пенсионеры. В центре изменения уже заметны. Да, город становится другим, пусть это пока относится не ко всем объектам, а, в первую очередь, к тем, которые строятся или реконструируются. Это стало возможным благодаря ключевому пункту программы «Доступная среда»: «представитель общественной организации инвалидов является членом градостроительного совета и комиссии по приемке зданий в эксплуатацию». Тогда же, в 2014 году, я стал этим представителем. Более того, теперь, благодаря действию государственной программы поддержки людей с инвалидностью и созданию доступной среды, такие представители есть уже во всех приднестровских городах. Кроме того, я – член Комиссии по делам инвалидов при Президенте. С этой площадки продвинули бендерскую инициативу создания доступной среды на всю республику. Параллельно в Бендерах создали Карту доступности, и нашу идею тоже распространили на всю республику.

В чём суть программы?

Объекты, которые не соответствуют нормативам (наличие пандусов, съездов), не вводятся в эксплуатацию. И программа работает! Ещё в 2019 году, когда проводились, скажем, работы по ремонту тротуара, приходилось звонить в соответствующую организацию и говорить, что о съезде забыли, сейчас сразу оборудуется нормальный съезд. В 2020-м там, где дорожные службы, например, делают бордюры – нормативы соблюдаются без напоминаний. Удалось включить их в СНИП. За это говорят спасибо и мамы с маленькими детьми, и пенсионеры. То, что необходимо нам, удобно всем.

С какими сложностями вам приходится сталкиваться?

В чем сложность контроля за доступностью? При вводе в эксплуатацию нового или реконструированного объекта можно требовать соблюдения норм. Но если речь идёт о давно построенном магазине, мы не можем заставить собственника что-либо переделать. Если я не вижу у магазина пандус – значит, его владелец мыслит категориями прошлого, а сейчас надо думать в духе времени. Пандус – это символ доступности, доброжелательности, ведь основное население Бендер – это пожилые люди и дети. Вот, скажем, на городском рынке чувствуется заинтересованность в покупателях. Сейчас, в период пандемии, вход на территорию только с двух сторон. Многим было неудобно попасть в молочный корпус. Я позвонил руководству МУП «Бендерырынокторг», к проблеме отнеслись с пониманием. Теперь по звонку открывается третья дверь для мам с колясками, инвалидов. Движение навстречу нуждам людей всегда приносит добрые плоды. Во время беседы с сотрудником мясокомбината выяснилось: когда у магазина «Гарант» по улице Кишиневской оборудовали пандус – количество продаж покупателей увеличилось в разы.


Какие права человека нарушаются в городе без среды доступности?

Не только право на свободу передвижения. Нарушается ещё и право выбора. Я хочу выпить кофе в этом кафе, но не могу подняться по ступеням в коляске. Вынужден идти в другое, где есть пандус. То же самое с музеем или магазином. Хочу посмотреть этот фильм, но не могу попасть в здание, где его демонстрируют, приходится соглашаться на другую картину – там, куда могу попасть.

Можно ли заранее, ещё дома, определить степень доступности объекта?

Можно. Для этого нашим Фондом и создана Карта доступности. Был проведен мониторинг более ста социально приоритетных объектов. Результаты мониторинга были отражены на Карте. В паспорте каждого исследуемого объекта, в частности, отмечается наличие пандуса, характеристика входных дверей, внутреннего пространства объекта, наличие/отсутствие адаптированного туалета и душа, наличие/отсутствие лифта (его доступность), наличие/отсутствие окошка кассы (его доступность), характеристика межкомнатных дверей, наличие/отсутствие специализированной парковки. В число 104 исследованных объектов вошли следующий учреждения: культуры, отдыха, образования и медицины, социальные, государственные, а также магазины, аптеки, банки, почтовые отделения, парикмахерские, гостиница, кафе, железнодорожный вокзал. Карта Доступности размещена на сайте госадминистрации г. Бендеры. Она предназначена для того, чтобы человек с инвалидностью или представитель маломобильных групп населения (пенсионер или мама с коляской) мог заранее определить, насколько приспособлено для посещения учреждение, куда он планирует отправиться. Далеко не все магазины, аптеки, организации снабжены пандусами, специальными лифтами, подъемниками.

Барьеры в сознании

Какие барьеры ещё нужно разрушить, чтобы город стал доступной средой для всех категорий населения?

Физические барьеры убрать легче, а вот отношение – самая большая и сложная проблема. «Маломобильные группы населения», «люди с ограниченными возможностями» – новые документы вносят в нашу жизнь новые понятия… Культура внимательного отношения к речи, привычка тщательно подбирать слова, когда говоришь о непохожих на тебя людях, в Приднестровье приживается с трудом. В русском языке в ходу немало странных слов и словосочетаний, которые кажутся нейтральными и безобидными, но на самом деле могут задеть тех, о ком говорят. Термины, которыми пользуются люди, свидетельствуют: в нашем обществе еще очень сильны стереотипы в отношении людей с инвалидностью. Их преодоление – не менее важная цель нашей программы, чем организация доступной среды.

- Какие именно стереотипы вы имеете в виду?

- Я против определения «люди с ограниченными возможностями», которое заимствовано из европейского лексикона, мне оно представляется неудачным. Опросы 2012 – 2015 гг. в различных фокус-группах в Москве, Владимире, Нижнем Новгороде, Якутске, Краснодаре и Бендерах показали, что такое определение формирует образ человека с инвалидностью как человека физически ущербного, неспособного, несамостоятельного. Кроме того, определение «люди с ограниченными возможностями» формирует и негативное самоощущение у тех, к кому оно относится, появляется чувство вины. А почему? Вчера я ходил, а сегодня оказался в инвалидной коляске, более того, в каждой семье может родиться ребенок с инвалидностью. Так сложились обстоятельства. Вдумайтесь. Правильно ли допустить, что, называя кого-либо таким образом, мы подразумеваем, что есть еще и «люди с неограниченными возможностями»? Наша задача уходить от чисто медицинского подхода к проблеме.

- Что это значит?

Только лечить, жалеть, давать пособие и получить гранты. Конечно, сочувствие необходимо, но в дозированных количествах. У людей с инвалидностью часто культивируется потребительское отношение к жизни: им все «должны». На ту же иглу подсаживаются и их родственники. А мы говорим о другом, социальном подходе. Человек с инвалидностью – субъект права, а не жалости. Он – такой же гражданин, как и все приднестровцы. Но дети с инвалидностью чаще учатся дома, а не в школе вместе со своими ровесниками. Взрослых с инвалидностью не воспринимают всерьез. А почему? Пусть у человека нет ног, но ведь есть голова. Задачи нашего Фонда мотивировать человека в коляске учиться, работать, создавать семью, словом, вести полноценную жизнь. А всему прочему миру мы хотим рассказать о том, как каждый день люди с инвалидностью преодолевают сложности, об их богатом духовном потенциале. Чтобы построить цивилизованное общество, надо учитывать его разнообразие. В обществе стараемся сформировать адекватное отношение к людям с инвалидностью. Начинать надо с детей, у них меньше стереотипов. Несколько лет назад члены благотворительного фонда побывали во всех 20 городских школах с «Уроками доброты». Это интерактивные беседы, совсем не похожие на обычные занятия. Например, мы предлагали ребятам вообразить, как живется человеку без слуха или зрения, без руки или обеих ног. А потом они рисовали школу будущего, где все ученики удобно себя чувствуют. Рассказывали о приднестровцах с инвалидностью, создавших и успешный бизнес, и счастливую семью. А в качестве учебных пособий использовали фотографии этих людей. Как-то после такого урока ко мне подошел мальчик, пожал руку и сказал: «Я понял: вы такие же, как мы».

Вот как далеко мы ушли от «длинных слов», определяющих людей с инвалидностью. Слова – это мостики, позволяющие перейти к новым отношениям. Но на самом деле все эти неудобные дополнительные предлоги – это такие мостики, которые незаметно переводят нас от чувства жалости, сострадания или негатива – к уважению и нормальному человеческому общению. Эти граждане – такие же равноправные члены нашего общества, как и остальные приднестровцы.

- Какие же вы предлагаете дальнейшие шаги, чтобы сделать и город, и республику по-настоящему доступными для всех?

- Надо дать людям с инвалидностью реальную возможность получать образование, затем профессию и трудоустраиваться.

У человека с инвалидностью должна быть возможность устроиться на работу. Когда человек с инвалидностью получит возможность работать – он не будет требовать льгот. И из объекта жалости превратится в объект права. Трудоустройство это наиболее естественный способ социальной интеграции людей с инвалидностью, который делает человека уверенным в себе и что самое главное независимым и свободным.

Записала Наталия Барбиер, г. Бендеры.

Вместо послесловия

Горячая линия Карты доступности

Уважаемые жители города Бендеры, сел Гиска, Протягайловка, Варница!

Государственная администрация г. Бендеры информирует вас о функционировании единого номера телефона для приема информации об объектах жилой, социальной, дорожной инфраструктур и других местах, не соответствующих нормам доступной среды: 0(552) 2-30-50.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Животный мир лесов Приднестровья богат и разнообразен.

Памяти журналистки Анны Белой

Объявление о конкурсе для школьников «Лес и его обитатели»