Не жалеть - а беречь!
На конкурс "Зелёный дятел - 2022",
Номинация "Люди в белых халатах"
Одной из важных областей здравоохранения является сестринское дело. Лечить людей – работа не из лёгких, и даже самый компетентный врач не сможет сделать это в одиночку, просто потому, что пациентов гораздо больше, чем врачей. Справиться с большим объёмом работы врачу помогают медсестры. Медицинская сестра или медицинский брат – это правая рука врача. Врач проводит обследование, ставит диагноз и назначает лечение, а медсестра выполняет его указания. В обязанности медицинских сестер и братьев входят разные процедуры и манипуляции. Они смотрят и ухаживают за пациентами, ставят капельницы, делают уколы, готовят пациентов к операции, выдают медикаменты, берут анализы, стерилизуют инструменты, заполняют документы – и это далеко не весь список.
В числе спасателей в белых халатах была и моя героиня – медсестра хирургического отделения Дубоссарской ЦРБ Валентина Писаренко. У неё, как у человека, который верой и правдой отработал больше 35 лет в медицине, даже мысли не возникло отказаться от своей работы на период пандемии. И под её фотографией, которая украшает городскую Доску Почёта сегодня, можно прочесть надпись «медицинская сестра инфекционного отделения ГУ «Дубоссарская ЦРБ» именно потому, что на тот момент в Дубоссарах ещё функционировал ковид-госпиталь, а хирургическое отделение (из которого, кстати, на время пандемии не ушёл ни один медработник) было одним из его отделений.
Когда речь идёт о человеке и его профессии, журналисту всегда интересно увидеть героя на рабочем месте в привычной атмосфере. Ещё большая ценность для непредвзятости впечатления – встреча внезапная. Так случилось, что наша с Валентиной Серафимовной беседа прошла именно в таких обстоятельствах. Она меня не ждала, но беседа вышла интересная.
Пятый этаж, Дубоссарская ЦРБ, хирургическое отделение. Мы говорим о жизни, о работе, о семье. Валентина Серафимовна у родителей четвёртый ребёнок из шести. Всё детство прожила в селе, бегала с друзьями по живописным просторам родного края, помогала родителям по хозяйству, училась. Когда пришло время выбирать профессию, девушка раздумывала – стать бухгалтером или медиком. Но, взвесив все «за» и «против», решила поступать в медицинский колледж.
О своих первых годах работы Валентина Писаренко вспоминает с ностальгической грустью: «К медработникам было другое отношение. Их больше уважали, решение медработника не обсуждалось и не оспаривалось – за ним было и первое, и последнее слово в лечении. Сегодня, с появлением интернета, многие люди стали вмешиваться в этот процесс, давать советы, указывать. Но ведь специальное образование и опыт для того и существуют, чтобы людям правильно помогать. Чтобы не навредить».
Почему выбрала именно медицину, женщина точно сказать не может. В роду медиков не было. Это личный выбор и зов души. «Мне нравится помогать людям. Это особенное чувство, когда ты знаешь, что можешь быть полезен. Особенно всегда я любила хирургию, любила делать перевязки», – говорит Валентина Серафимовна. Она и после колледжа, как на работу пришла, сразу в хирургию просилась. Но её распределили туда, где не хватало людей, – в пульмонологию. Лишь спустя годы мечта сбылась, и Валентина Писаренко всё же стала медсестрой в хирургическом отделении. Здесь, как признаётся моя героиня, она чувствует себя на своём месте. И хотя пациенты хирургического отделения чаще всего испытывают во время процедур боль и неприятные ощущения, жалости здесь места быть не должно. «В душе – да, можно пожалеть, – говорит Валентина Серафимовна, ‑ но для блага человека самое главное, чтобы всё было сделано правильно и мои действия дали хороший результат. В работе у меня принцип – «не жалеть, а беречь». Этот девиз выработался с годами. За многолетнюю профессиональную жизнь через руки Валентины Серафимовны прошли тысячи пациентов, и каждому нужно было оказать правильную помощь.
Особенно непросто пришлось в травматологии (здесь работала Валентина Писаренко в 1992 году) во время вооружённой агрессии РМ против Приднестровья. Тогда, в 1992 году, по воспоминаниям моей героини, через их отделение ежедневно проходили десятки раненых. «Поток людей был очень большой, привозили часто не на «скорых», а на обычных грузовых машинах. Мы оказывали первую помощь, потом распределяли пациентов в другие отделения. Кого-то отправляли в Рыбницу и Тирасполь. Многих гражданских отправляли лечить в Украину. Всегда старались, чтобы в больнице были свободные места для поступления новых раненых». Валентина Писаренко вспоминает, что особенно непросто и небезопасно было в больнице до 17 мая 1992 года, когда работали в старом здании возле городского рынка. Тот район города был практически на передовой, и больница оказывалась под перекрёстным огнём. «В ночь с 17 на 18 мая было очень страшно. Была перестрелка: с одной стороны стреляли наши, с другой – молдавские националисты, и все пули пролетали через больницу. Тогда даже была ранена одна женщина – кухработник, её так и не смогли спасти». 18 мая больницу перевели в бывший ЛДЦ, где она находится и сегодня.
Спустя 18 лет медикам, что прошли приднестровскую войну, пришлось встретиться лицом к лицу с новым врагом и вновь оказаться на передовой. На этот раз враг был невидимым, но очень опасным. Как с ним бороться и какие последствия он оставит, тогда не знал никто. Но это не испугало людей в белых халатах, и они ринулись в бой. «У нас прекрасный коллектив, сплочённый и бесстрашный. Никто не ушёл со своего поста, когда пришла эта болезнь. Все остались в отделении и работали в новых условиях с самого первого дня», – говорит Валентина Писаренко и отмечает, что сама она не боялась, потому что, во-первых, изучала информацию о новом вирусе, а во-вторых, у них с самого начала были необходимые средства индивидуальной защиты – спецодежда, маски, перчатки, дезсредства. «Мы понимали, что, если выполнять все меры защиты как положено, риск заразиться минимален. Мы получили все необходимые инструкции и знали, как себя вести», – отмечает женщина.
Но помимо физического труда и риска заболеть, медикам пришлось преодолевать и психологический барьер. Многие люди, поступающие в больницу, были в панике, нервничали, срывались на медработниках. Кто-то требовал отправить его домой, другие и вовсе не верили в существование болезни и говорили, что её выдумали врачи. Валентина Серафимовна отмечает, что много таких было в первую волну заболевания. Тогда люди болели в более лёгкой форме. А вот вторая волна принесла с собой много осложнений, пациенты стали чаще умирать. Тогда и неверие стало постепенно уходить. Сегодня ковид-госпиталь в Дубоссарах закрыли. Больница и медперсонал вернулся к допандемийным временам – каждый на своё место. Валентина Писаренко вновь делает перевязки, ставит уколы и капельницы и помогает пациентам пройти курс реабилитации после хирургического вмешательства.
На протяжении всей беседы меня не покидала мысль, что моё впечатление о Валентине Серафимовне сложилось не столько из того, что она рассказывала мне всё это время, а от того, как она это делала. Её неторопливая речь, чётко выверенные, взвешенные фразы, сдержанность, спокойствие и скромность стали главными маркёрами, по которым я увидела настоящего специалиста в своей профессии. А внутренняя собранность и еле заметная улыбка в уголках глаз подсказали: передо мной ещё и неравнодушный человек, который своим ответственным отношением к делу помогает людям победить недуг.
Анастасия Лукияненко, г. Дубоссары.
Комментарии
Отправить комментарий