Из Заключения
с учетом стандартов Совета Европы
Страсбург, 15 июля 2013 года
IV. Выводы и рекомендации
78. Законодательство, регулирующее деятельность НПО в России, необходимо
пересмотреть, с целью создания ясных, последовательных и единообразных
рамок, соответствующих применимым международным стандартам. Требования к
отчетности и к бухгалтерской отчетности должны быть одинаковыми для всех
НПО, независимо от источников их доходов. Эти требования должны быть
транспарентными и последовательными и не препятствовать повседневной работе
НПО. Необходимо иметь не более чем один государственный орган, занимающийся
такими вопросами, как регистрация, отчетность, регулирование и надзор за
работой НПО. Другие учреждения должны осуществлять свои надзорные полномочия
только в тех случаях, когда существуют разумные и объективные основания
считать, что данная организация нарушает свои юридические обязательства; и
это должно делаться на основе консультаций с уполномоченным государственным
органом, который занимается НПО.
79. Основания для роспуска НПО должны быть ограничены тремя
обстоятельствами, признаваемыми международными стандартами: банкротство;
длительная бездеятельность и серьезное правонарушение. Они должны равным
образом применяться ко всем типам НПО и сопровождаться полными процедурными
гарантиями. Санкции – такие как приостановка деятельности организации и/или
ее роспуск – должны применяться только как крайнее средство, когда оказались
безуспешными все другие, в меньшей мере ограничительные варианты. Любое
такое наказание должно быть соразмерно совершенному нарушению и
соответствовать неотложным общественным потребностям.
80. Любое продолжительное использование термина "иностранный агент" в
законодательстве и практике по отношению к неправительственным организациям
лишь приведет к дальнейшему остракизму в отношении гражданского общества в
Российской Федерации и окажет "сдерживающее влияние" на их деятельность.
Транспарентность и подотчетность некоммерческого сектора не могут и не
должны достигаться путем навешивания ярлыков на институты гражданского
общества и введения необоснованного дискриминационного обращения в отношении
некоторых из них.
81. В Российской Федерации функционируют зрелые, авторитетные и эффективные
правозащитные институты. Соответствующие правозащитные структуры, в первую
очередь работающие на федеральном уровне, с самого начала, когда
законопроект еще находился на рассмотрении в парламенте, принимали участие в
диалоге с властями, и выступали с важными и уместными предложениями о том,
каким образом обеспечить, чтобы данное законодательство не нарушало основные
права и обязанности институтов гражданского общества и не стало бы
препятствием на пути осуществления ими важной задачи "стража" общественных
интересов. Правозащитные институты вносят весомый вклад в общественные
обсуждения, и необходимо содействовать тому, чтобы лица, принимающие
ключевые решения, учитывали их позицию в законодательных и административных
процессах принятия решений. Это, безусловно, будет способствовать улучшению
качества самого процесса, а также его конечных результатов.
82. Определение "политической деятельности", данное в Законе об иностранных
агентах, использование термина "иностранный агент" и возможность применения
уголовных санкций за "злостное" несоблюдение закона создают препятствия для
свободного осуществления права на свободу объединений и свободу выражения
мнений, как это определено в прецедентной практике Европейского суда по
правам человека. Эти положения должны быть если не отменены, то коренным
образом пересмотрены. То же самое относится и к новому определению измены,
основанному на поправках, принятых в 2012 году.
83. Комиссар призывает российские власти воздерживаться от любых дальнейших
шагов по применению Закона об иностранных агентах до устранения всех
вышеизложенных недостатков. Мнения и предложения Конституционного суда и
Верховного суда по различным аспектам данного законодательства и его
исполнения, безусловно, внесли бы конструктивный вклад в этот процесс
пересмотра. Кроме того, Заключение Европейской комиссии за демократию через
право (Венецианская комиссия) об этих законодательных поправках, которое
должно появиться в течение ближайших нескольких месяцев, будет также
содействовать обсуждению принципов, воплощенных в законодательстве, и их
соответствия европейским стандартам.
84. Недавно российскими властями были предприняты шаги, направленные на
поддержку деятельности гражданского общества в России, в том числе путем
оказания финансовой помощи. Комиссар хотел бы призвать правительство
продолжать подлинный диалог с представителями гражданского общества и
правозащитных структур по вопросам, изложенным в данном Заключении. Комиссар
со своей стороны готов продолжать диалог с властями по этим вопросам и хотел
бы выразить свою готовность предоставлять любую дальнейшую поддержку.
Полностью Заключение см.:
https://wcd.coe.int/com.instranet.InstraServlet?command=com.instranet.CmdBlobGet&InstranetImage=2322961&SecMode=1&DocId=2036850&Usage=2
From: "Alexey Zimenko"
Sent: Monday, July 22, 2013 10:18 PM
Subject: Иноагенты: из Заключения Комиссара по правам человека
Комментарии
Отправить комментарий