Заключение Комиссара по правам человека о некоммерческих организациях РФ - "иностранных агентах"


Из Заключения с учетом стандартов Совета Европы Страсбург, 15 июля 2013 года IV. Выводы и рекомендации 78. Законодательство, регулирующее деятельность НПО в России, необходимо пересмотреть, с целью создания ясных, последовательных и единообразных рамок, соответствующих применимым международным стандартам. Требования к отчетности и к бухгалтерской отчетности должны быть одинаковыми для всех НПО, независимо от источников их доходов. Эти требования должны быть транспарентными и последовательными и не препятствовать повседневной работе НПО. Необходимо иметь не более чем один государственный орган, занимающийся такими вопросами, как регистрация, отчетность, регулирование и надзор за работой НПО. Другие учреждения должны осуществлять свои надзорные полномочия только в тех случаях, когда существуют разумные и объективные основания считать, что данная организация нарушает свои юридические обязательства; и это должно делаться на основе консультаций с уполномоченным государственным органом, который занимается НПО. 79. Основания для роспуска НПО должны быть ограничены тремя обстоятельствами, признаваемыми международными стандартами: банкротство; длительная бездеятельность и серьезное правонарушение. Они должны равным образом применяться ко всем типам НПО и сопровождаться полными процедурными гарантиями. Санкции – такие как приостановка деятельности организации и/или ее роспуск – должны применяться только как крайнее средство, когда оказались безуспешными все другие, в меньшей мере ограничительные варианты. Любое такое наказание должно быть соразмерно совершенному нарушению и соответствовать неотложным общественным потребностям. 80. Любое продолжительное использование термина "иностранный агент" в законодательстве и практике по отношению к неправительственным организациям лишь приведет к дальнейшему остракизму в отношении гражданского общества в Российской Федерации и окажет "сдерживающее влияние" на их деятельность. Транспарентность и подотчетность некоммерческого сектора не могут и не должны достигаться путем навешивания ярлыков на институты гражданского общества и введения необоснованного дискриминационного обращения в отношении некоторых из них. 81. В Российской Федерации функционируют зрелые, авторитетные и эффективные правозащитные институты. Соответствующие правозащитные структуры, в первую очередь работающие на федеральном уровне, с самого начала, когда законопроект еще находился на рассмотрении в парламенте, принимали участие в диалоге с властями, и выступали с важными и уместными предложениями о том, каким образом обеспечить, чтобы данное законодательство не нарушало основные права и обязанности институтов гражданского общества и не стало бы препятствием на пути осуществления ими важной задачи "стража" общественных интересов. Правозащитные институты вносят весомый вклад в общественные обсуждения, и необходимо содействовать тому, чтобы лица, принимающие ключевые решения, учитывали их позицию в законодательных и административных процессах принятия решений. Это, безусловно, будет способствовать улучшению качества самого процесса, а также его конечных результатов. 82. Определение "политической деятельности", данное в Законе об иностранных агентах, использование термина "иностранный агент" и возможность применения уголовных санкций за "злостное" несоблюдение закона создают препятствия для свободного осуществления права на свободу объединений и свободу выражения мнений, как это определено в прецедентной практике Европейского суда по правам человека. Эти положения должны быть если не отменены, то коренным образом пересмотрены. То же самое относится и к новому определению измены, основанному на поправках, принятых в 2012 году. 83. Комиссар призывает российские власти воздерживаться от любых дальнейших шагов по применению Закона об иностранных агентах до устранения всех вышеизложенных недостатков. Мнения и предложения Конституционного суда и Верховного суда по различным аспектам данного законодательства и его исполнения, безусловно, внесли бы конструктивный вклад в этот процесс пересмотра. Кроме того, Заключение Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия) об этих законодательных поправках, которое должно появиться в течение ближайших нескольких месяцев, будет также содействовать обсуждению принципов, воплощенных в законодательстве, и их соответствия европейским стандартам. 84. Недавно российскими властями были предприняты шаги, направленные на поддержку деятельности гражданского общества в России, в том числе путем оказания финансовой помощи. Комиссар хотел бы призвать правительство продолжать подлинный диалог с представителями гражданского общества и правозащитных структур по вопросам, изложенным в данном Заключении. Комиссар со своей стороны готов продолжать диалог с властями по этим вопросам и хотел бы выразить свою готовность предоставлять любую дальнейшую поддержку. Полностью Заключение см.: https://wcd.coe.int/com.instranet.InstraServlet?command=com.instranet.CmdBlobGet&InstranetImage=2322961&SecMode=1&DocId=2036850&Usage=2 From: "Alexey Zimenko" Sent: Monday, July 22, 2013 10:18 PM Subject: Иноагенты: из Заключения Комиссара по правам человека

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Животный мир лесов Приднестровья богат и разнообразен.

Объявление о конкурсе для школьников «Лес и его обитатели»

И лечит, и калечит