"Вепсы хранят тайны лесов"


http://vlenoblasti.ru/aricles/1116-vepsy-hranyat-tainy-lesov Это довольно длинный текст популярного толка об истории и обрядах вепсов, о вепсских лесах и верховых болотах, об истории создания заказника "Вепсский лес" (теперь он имеет статус природного парка). Может, кому-то будет интересно. В свое время статья сработала (как и несколько подобных публикаций ) - в определенной мере оживила интерес к этно-туризму, к гостевым домам в полузаброшенных деревнях. Собственно, для того и написана была. Первая публикация была в ж. "Новый меценат" в 2006 году -- С уважением, Мария Рузина, сопредседатель Совета Международного социально-экологического союза, координатор Движения "Спасем Утриш" +7 921 9775187 www.save-utrish.ru, utrish2008@gmail.com Вепсы - маленькой финно-угорской народ, проживающей на юге Карелии. В разных исторических источниках встречаются различные названия этого народа: бепся, вепсь, вепся, людиникад, людилайне, тягалажет. Самоназвания — вепся, вепсляйжед, бепслаажед, людиникад. В бытовой русской речи употреблялись названия «чухари», «кайваны». До 1917г. вепсы официально именовались чудью. Корни вепсского народа теряются в глубине веков.Предком вепсов было племя весь, упоминаемое в западноевропейских хрониках с VI по XIV век, в произведениях арабских писателей и в русских летописях. Название племени встречается в списках племён, населявших нынешний Север России, в сообщениях летописца Нестора о крещении Руси Владимиром святым, о «собирании» русского государства, в перечне народов-данников русских князей. Существует мнение, что древнейшие предки вепсов проживали в Юго-Восточной Прибалтике, откуда в начале I тысячелетия нашей эры постепенно расселялись на восток. С XI по XIV век древние вепсы движутся на Олонецкий перешеек, к северу от реки Свирь. Одновременно осваивают территории к северо-востоку от Межозёрья, достигнув бассейна реки Северная Двина. До появления веси на севере эти места были заселены предками современных саамов. Основная часть вепсов до последней трети XV века жила в границах Обонежской пятины Земли Новгородской. После присоединения Новгорода к Московскому государству вепсы были включены в число государственных (черносошных) крестьян. В начале XVIII века северные вепсы оказались приписанными к Олонецким (Петровским) металлургическим и оружейным заводам, а оятские — к Лодейнопольской судостроительной верфи. В 1920-30-е годы были созданы «вепсские районы» (Винницкий в Ленинградской области и Шелтозерский в Карельской АССР), а также вепсские сельские советы. Христианизация вепсского народа проходила как в открытой борьбе с языческими представлениями, так и путём приспособления к ним. В результате православные обряды соединились с элементами языческих ритуалов и образовали своеобразную "народную религию" вепсов, в которой можно обнаружить следы древнего почитания животных, птиц и рыб. Как и у других народов, у вепсов существовал культ медведя. Отдельный комплекс верований был связан с поклонением щуке. Особенно почитались некоторые деревья, например, из ольхи изготавливали посохи для колдунов, которые использовались в дни проведения свадеб и других обрядов. Вепсский язык относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской ветви уральских языков причем ученые считают его древнейшим языком этой группы. Ближайшими родственниками вепсов по языку являются карелы, финны, эстонцы. В вепсском языке различают три диалекта: северный, средний и южный. Различия между диалектами невелики, поэтому представители всех трёх диалектов свободно понимают друг друга. Имеются и переходные говоры. Вепсский язык используется в основном в быту, чаще сохраняется в песнях. По данным переписи 2002 года на территории Российской Федерации проживает 8 240 вепсов, из них на родном языке сегодня говорит не более трети. В карельском селе Шелтозеро сохранилась традиционная вепсская изба. Сейчас там музей вепсского быта. Дому этому около 200 лет. Строил его Иван Мелькин, шелтозерский мастер, вепс, принадлежавший к старинному роду земледельцев и горных мастеров - каменотесов. Возвышается дом на пригорке, перекрестке трех дорог. Даже малая деревня в с. Шелтозеро, где располагается этот дом, по сей день носит название "Мелькина горка".

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Животный мир лесов Приднестровья богат и разнообразен.

Объявление о конкурсе для школьников «Лес и его обитатели»

И лечит, и калечит