ИЗ ЗАПОВЕДНОЙ РАСЫЛКИ

Главной темой совещания, прошедшего в Сочи в декабре 1994, были экологическое просвещение и работа с населением; фактически обсуждались многие насущные проблемы заповедного дела на его современном этапе. Обозначились две основные позиции участников - деловито-бодрая, которой придерживалось большинство, и тревожно-ностальгическая. Историю заповедного дела в России не вместишь даже в толстую книгу, не только в короткую статью. Когда издавалась серия "Заповедники СССР", готовился заключительный обобщающий том, для которого использовались обширные архивные и рукописные материалы. К сожалению, книга не состоялась (издание прервалось в 1992 году, вышло лишь семь томов вместо десяти), и все же я надеюсь выпустить ее в свет под названием "Эволюция заповедного дела в России". Последние значительные события, в частности принятый во втором чтении Госдумой проект Закона об охраняемых природных территориях и упомянутый семинар в Сочи, позволяют подвести некую условную черту, тем более существенную, что именно сейчас исполнилось сто лет со времени основания В.В. Докучаевым Деркульской степной опытной станции - по сути, первого научного отечественного заповедника. Сейчас трудно судить, по какому пути пошло бы развитие охраняемых природных территорий (ОПТ), если бы Россия стала демократической страной. Но факт остается фактом - научные заветы основоположников отечественного заповедания досталось выполнять советской власти. Тоталитарный ленинско-сталинский режим создал едва ли не лучшую в мире систему государственных заповедников не потому, что верил в науку и ученых, - наоборот, он чаще доверялся шарлатанам, - но лишь в силу человеческого и морально-нравственного потенциала, который был накоплен старой Россией и какого сейчас нам всем так сильно не хватает. Люди заповедного дела подвергались унижениям и гонениям не только в недоброй памяти 1951 или 1961 годах, но и в начале тридцатых, когда им пришлось поневоле отказаться от классического принципа невмешательства в заповедную природу (принцип единственно верный!) и перейти на рельсы своеобразного "природно-заповедного "спецхозяйства", вернуться из которого оказалось почти невозможным в силу причин не только политических, но и социально- экономических. И опять же не в бедности было дело, а в целом комплексе условий и обстоятельств - вплоть до нравственных и психологических. Только в отдельных, особо благоприятных случаях ученым иной раз удавалось одерживать кратковременные успехи (о победах и говорить не приходится!), например, в случаях с Законом об охране природы в РСФСР (1960 г.) или в отдельных пунктах Типовых положений 1981 года, разработанных под эгидой Академии наук СССР. Понятие об истинной заповедности как полном отсутствии какой бы то ни было хозяйственной деятельности, включая не только все без исключения виды туризма, но даже музейное дело, даже регуляцию численности животных, не говоря уже об их подкормке, скорее удавалось реализовать в каких-нибудь дальних безлюдных местностях, чем в официальных заповедниках с их плановыми программами и мероприятиями, с большими штатами, с привлечением многочисленных посетителей. Беда была еще в том, что советские заповедники с момента своего создания подменяли собой национальные и природные парки, которые представляют собой совершенно иную категорию ОПТ и предназначены прежде всего - в отличие от заповедников! - для общения людей с природой, причем в первую очередь ради экологического просвещения и экотуризма. Что же заставляет сегодня нас - далеко не меня одного! - толковать о заповедниках в тонах минорно-ностальгических? Не старческое ли это брюзжание, не принцип ли (а я всегда против)? Ведь успехи и заслуги наших заповедников у всех на виду - это весьма существенный количественный рост, заметное увеличение численности персонала (в том числе и научного), это преодоление былой многоведомственности, ибо подавляющее число заповедников ныне сосредоточено в системе Минприроды РФ, где имеется специальное управление, наконец, это ряд серьезных постановлений о развитии заповедного дела, принятых в последние годы на самом высоком уровне. Однако, как это нередко бывает, недостатки являются продолжением или даже следствием достижений. Взятое в последние полтора десятилетия генеральное направление на резкий рост числа и площадей заповедников не могло не сказаться отрицательно на их качестве. Даже гораздо более сильное и богатое ведомство, чем Минприроды РФ, вряд ли могло бы совладать (тем более при нынешних реалиях) с таким заповедным государством, общая площадь которого составляет чуть ли не две Белоруссии, а без малого сотня его территорий разбросаны до самых до окраин. Судя по экспертным оценкам, наше государство в лице Минприроды способно сейчас реально контролировать ситуацию едва ли в одной половине от всех имеющихся заповедников, причем их финансирование неумолимо и повсеместно сокращается. Чаще всего выделяется лишь фонд зарплаты; а ведь каждый заповедник имеет свою инфраструктуру, которую надо содержать и оплачивать. Привыкшие к строго бюджетной системе заповедники вынуждены "перестраиваться" на самообеспечение ради выживания в условиях постсоветского нецивилизованного рынка, тогда как даже подлинный им противопоказан по всем статьям, а коммерциализация просто губительна. Вот почему пожилые директора тоскуют то недавнему застою, старики же вспоминают сталинское страшное время как золотой век заповедной науки. Ну а молодые "определяются", кто как может... Выжить надо! Серьезными достижениями принято считать статьи Закона об охране окружающей среды, посвященные ОПТ, включая определение природно-заповедного фонда, а также принятое в том же 1991 году новое положение о государственных природных заповедниках. Но те люди, которые готовили эти документы (особенно юристы), не знают и не хотят знать не только истории, но и существа заповедного дела, кроме того, они смотрят чаще всего с прагматических, но не с научных позиций, учитывая прежде всего проблемы человека, а не природы. Анализ всех ранее принимавшихся положений о наших заповедниках (их было около десятка) в сопоставлении с нынешним позволяет нам утверждать, что само понятие о заповедности как полном прекращении любой хозяйственной деятельности, по существу, оказалось размытым и может в любой момент исчезнуть из нашей жизни. Принимаемый же ныне новейший Закон об ОПТ лишь закрепит эту горестную констатацию. Передовой рубеж и единственный реальный плацдарм охраны живой природы, по сути, разрушен. Знаю, что мне можно возразить, указывая на строки документов, но повторяю сказанное с полной ответственностью. Не объяснить в двух словах и в статье тоже (в книге постараюсь), но суть дела в главной беде всей социалистической системы - подмене дела словом, советском двоемыслии, когда говорится одно, подразумевается другое, а делается вовсе с пятого на девятое. Приведу лишь один конкретный пример. В Положении о заповедниках Главохоты РСФСР 1962 года имелась статья 16 о выделении участков, где исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Эта, по cути, единственная юридическая опора подлинной заповедности была выброшена из документов 1981 и 1991 годов под чисто демагогическим лозунгом "Весь заповедник должен быть заповедником". Но ведь этого не бывало никогда и нигде! Люди есть люди, даже ученые оставляют подчас весьма неприглядные следы своего пребывания, да и пресловутое "заповедное хозяйство", равно как и лесоустройство, всевозможные "режимные мероприятия" и тому подобное оказывают неизбежное и порой явно отрицательное воздействие на природные биоценозы. Факты свидетельствуют, что создание крупных заповедников на Севере (типа Таймырского или Усть-Ленского) многократно усилили антропогенное воздействие на хрупкую природу тундры. Хотя и по сей день в большинстве наших старых заповедников сохраняются, как некая дань прошлому, зоны покоя, или участки абсолютной заповедности (другой вопрос, соблюдаются ли эти ограничения), но правила нынешние выделять их уже не обязывают. Впрочем, и не запрещают, хоть на том спасибо. Раздел о государственных природных заповедниках в новом Законе об ОПТ начинается с декларации о том, что их природные комплексы и объекты изъяты из хозяйственного использования. Однако же здесь надо было бы добавить слова: "изъяты из пользования других ведомств", ибо самим заповедным владельцам в соответствии со статьей 9-й разрешается делать там практически все, что только душе угодно. Даже перечень былых запретов из текста убрали (исключение почему-то сделано лишь для акклиматизации). Заповедности, повторюсь, в нынешних заповедниках нет. Этот факт и есть главнейший признак эволюции заповедного дела на современном его этапе. Может быть не следует воспринимать сие чересчур трагически - ну нет и нет, проживем без нее, так даже удобнее, у директоров руки развязаны! Тем более, что есть насущные проблемы гораздо более земные и серьезные, например, где денег взять, когда их не дает министерство, как все дыры залатать: Правда, родное заповедное управление в беде не оставляет, присылает циркуляры, такие, например, как "О коммерческой деятельности госзаповедников" (от 5.03.1992), или "О порядке ведения ограниченной хозяйственной деятельности на территории госзаповедников" (от 19.02.92), или "О порядке обоснования и проведения рубок в госзаповедниках" (от 28.02.1994). Требуются ли комментарии? Впрочем, все это не от хорошей жизни, ведь в огромной Минприроде РФ и самому главку тяжело, тем более, что управление совсем недавно перестало быть главным, заметно потеснено по ряду позиций. Здесь нечему удивляться, ведь у нас "мир - это войнa", а природа это :министерство. Вот и вспомнишь добрым словом былую многоведомственность. Минсельхоз и Главохота, пожалуй, относились заботливее и к заповедной природе, и к работающим в ней людям, особенно к ученым, которые у нынешних руководителей явно не в чести. Дело не только в том, что из официальных документов исчезло научное руководство, ранее осуществляемое РАН, и не только в слабом финансировании науки. Суть в переориентировке назначения заповедников от науки и охраны природы ко многому другому, лукаво и осторожно называемому то экопросвещением, то экотуризмом, если же сказать по правде - к тому самому "хозяйству на природе", от которого только наши заповедники должны были избавлять мир: В этом состояло их отличие от национальных парков, которое теперь снято стараниями многих наших деятелей. Они свое слово сказали. Согласен, давайте будем реалистами. Во всем мире именно национальные парки являются наиболее распространенной и оптимальной формой ОПТ. В них проложены дороги, по которым ездят и ходят люди, а вокруг красивые ландшафты, полные всякой живности, как правило, при этом утрачивающей спасительный страх перед человеком. Проблема доместикации фауны в парках США, по-видимому, неведома нашим просвещенцам. А сколько было сказано красивых слов о преимуществе отечественной заповедной системы, о бедствиях американских национальных парков из-за наплыва туда экотуристов - забыто быстро! Зато, вволю нагостившись в интересных краях, наглядевшись на красоту и благополучие, невольно позавидуешь (надо сказать, что при всей бюджетной бедности наши чиновники ездят за рубеж весьма часто). У нас национальных парков мало, они влачат довольно жалкое сущестование, зато есть заповедники - вывод напрашивается сам собой. Прежние попытки поднять национальные парки до уровня госзаповедников, вполне естественно кончились обратным результатом. Директор заповедника "Ханка", депутат Госдумы В.И. Нестеренко, выступая на семинаре в Сочи, дал понять, что идея объединения заповедников и парков, а точнее, преобразования первых во вторые витает в воздухе. Теоретически это было бы не только честно, но и разумно. Раз нет в обществе даже понятия о заповедности, так и заповедников как учреждений быть не должно. Пусть будут национальные и природные парки с различными зонами, вплоть до закрытых и запретных, пусть будут заказники и памятники природы (на 90 процентов "бумажные"), останутся научные стационары и опытные станции, а заповедники сохранятся в книгах как мечта о царстве небесном или светлом будущем... Грустная теория! Конечно, среди наших заповедников есть и такие, которые гораздо больше соответствуют статусу национальных парков (не будем конкретизировать), однако же именно они более всего опасаются подобного преобразования, поскольку осознают всю опасность этого для живой природы. Ведь общественный и культурный уровень народонаселения России просто несопоставим с теми странами, куда так любят ездить "за опытом" наши чиновники и специалисты. Подавляющее большинство их порою совершенно не приспособлено к общению с гостями, и ожидать чего-либо кроме конфуза не приходится. Итак, заповедное дело в нашей стране действительно выходит на новый уровень, возможно более соответствующий мировым стандартам, но лишенный былой самобытности, исполненной не только большой научной значимости, но и высокой духовности. Что же, жизнь продолжается, несмотря на все потери. Очевидно, будущее за сложными многофункциональными ОПТ типа западных национальных парков или наших биосферных резерватов (термин "биосферный заповедник" по сути своей некорректен и не соответствует прежней трактовке "государственного заповедника"). Теоретически при этом и подлинная заповедность может иметь место на определенных участках или зонах (ведь даже в колхозах иной раз существовали микрозаповедники, правда недолго). Вспомним только, что настоящий заповедник надо было называть не "лабораторией в природе", как часто писали в печати, но лабораторией природы. Ныне это уже утопия. "Думается, что ученым и литераторам пора наконец четко различать заповедники и национальные парки: Парки для красоты и наслаждения, заповедники - ради науки и для будущего": (Н.Ф. Реймерс, 1979). Это из прошлого. Ученый умер, и дело его не живет, но мы-то живы, и у нас своя правота. Мы тоже чьи-то внуки, а они пусть сами о себе позаботятся. Слушаешь радио и думаешь - не ко времени вся эта писанина. Однако именно ответственность перед трудными временами заставляет писать.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Животный мир лесов Приднестровья богат и разнообразен.

Объявление о конкурсе для школьников «Лес и его обитатели»

И лечит, и калечит