Учительница биологии Тамара Князева — «Человек года 2023»

 Общественная организация «Медики за экологию» из города Дубоссары подвела итоги своей деятельности за год. И во время подведения итогов выяснилось, что самую активную роль в работе организации в уходящем году сыграла учительница биологии из кишиневского Теоретического Лицея имени Антиоха Кантемира — Тамара Алексеевна Князева. 

Именно она организовала несколько экскурсий для своих учеников, их родителей и друзей в заповедник «Ягорлык», именно она мотивировала школьников принять участие в нашем конкурсе «Заповедной тропой» и в министерском конкурсе «Родная природа», затем уже в Кишиневе юные экологи сделали презентации о своих достижениях, а в музее заповедника «Ягорлык» появились экспонаты, изготовленные руками молодёжи. Именно эти замечательные обстоятельства, да ещё и предстоящий юбилей нашей героини позволили задать ей вопросы и получить интересные ответы.

1. Тамара Алексеевна. Почему Вы выбрали профессию учителя?

Для многих учителей школа - это жизнь, если ты еще из учительской династии, педагогический стаж которой почти 400 лет! Если ты с детства знаком и знаешь, как тяжёл труд учителя., Но несмотря на это, уже 52 -й год с удовольствием идёшь в школу и каждый день со звонком начинаешь урок, - значит - это не просто жизнь. Это моя судьба, которую я никогда не хотела и не хочу изменить. Школа - это та «команда, без которой мне не жить!» Перефразируя слова песни "я другой такой страны не знаю", получится : «я другой такой профессии не знаю». А вы любите школу так, как люблю её я?!

2. Расскажите, пожалуйста о своих родителях, о своих корнях?

Про династию разговор отдельный. Мои родственники, все бабушки, дедушки, дяди , мама — учителя, орденоносцы, Отличники народного образования МССР и СССР, награжденные Почётными грамотами Верховного Совета МССР и СССР, Заслуженные учителя МССР. Только папа не был учителем, он был военным - пограничником и погиб на границе с Афганистаном, когда я только родилась. Мамин родной брат ещё ни кем не успел стать - он погиб в возрасте девятнадцати лет 25 августа 1944 года под селом Сагайдак, освобождая Молдавию. Поэтому мои мама, бабушка и дедушки переехали из Сибири в Кишинев.

3. Ваша дочь продолжила педагогическую династию? Кем она работает?

Анастасия по первому образованию психолог и даже преподавала спецкурс по психологии в Современном Гуманитарном Университете (филиале Московского в Кишиневе). Потом уехала в Санкт-Петербург на родину пра-прадедушки Зайцева Ивана Яковлевича - первого Народного Учителя России. В этом прекрасном старинном городе Анастасия увлеклась археологией и теперь работает в Санкт-Петербургской Академии Археологии. Это её вторая и теперь основная специальность.

4. Любимые ученики и ученицы. Они какие?

Не люблю вопросы про любимых учеников. Да они есть, хотя и не знают об этом. Это те, кто всегда старается, даже если им не дано или не получается, но они не сдаются. Таким я всегда иду на встречу. Это те, кто с удовольствием принимают участие во всех моих начинаниях (а их было ох, как много - начинаний!). Это те, кто участвует не ради награды, а ради удовольствия (как и я) и те, на кого просто можно положиться. Ученик может быть отличником, но душа у него непорядочная, как говорят - с таким в разведку не пойдешь. и это не мой любимый ученик. И наоборот, слабенько учится, а душа чистая и всегда открытая, надёжная - вот такие и могут стать любимыми. В прошлые годы дети проверялись трудом: субботники или просто чем то помочь по школе. И самые хулиганы и двоечники были самыми надёжными в этих делах. А сейчас, чтобы ребенок убирал класс , надо письменное разрешение родителей. И кого мы растим?

5. Международный экологический конкурс «Акварели Днестра». Ваши ученики его активные участники. Почему?

Когда впервые узнала про этот замечательный конкурс, то как-то стало обидно, что раньше о нём не знала. А когда узнала, решила мотивировать своих учеников к участию. Из пятёрки самых смелых сразу трое заняли призовые места. Было неожиданно и приятно. Кстати, Елизавета Лешан сестра Дарьи Лешан одной из первых призёров конкурса, в этом году была участницей двух конкурсов «Акварели Днестра» и "Заповедной тропой".

Каждый год много участников и много призёров. Меня часто спрашивают: «Как Вы уговариваете детей принимать участие?» Да ни как. Просто дети у нас хорошие и я их очень люблю! Может быть и они меня (хотелось бы). Вот ждем результаты этого года. ,

6. Как случилось знакомство с заповедником «Ягорлык»?

Сначала я открыла для себя Приднестровье. Еще в студенческие годы была здесь, потом только проездом. И вот мы с друзьями стали посещать Бендерскую крепость. Нам там очень понравилось, затем познакомились со следующим городом Приднестровья - Тирасполем. И всё- любовь почти с первого раза! Потом познакомилась с тобой и начали ездить в Дубоссары, а там и Гояны, Агропансион семьи Поята и заповедник Ягорлык. Посетила и решила участникам всех конкурсов делать подарок — экскурсии в заповедник. Нам очень повезло с эскурсоводами по заповеднику — это Леонора Поята, Татьяна Шарапановская, Николай Романович. Мы там были и весной, и летом, и осенью. Все в восторге и тоже влюблены в эту красоту!

7. Ваши любимые афоризмы?

При общении с некоторыми взрослыми людьми последнее время приходится говорить так: «Вам указать точный азимут или сами найдете?» или «Чаще надо пользоваться головой, а не диаметрально противоположным местом».

8. Кто Ваши друзья? Каков критерий отбора?

Друзей много не бывает, но у меня есть. Причем это люди разных возрастов, профессий и даже взглядов (а вот среди коллег почти нет). Среди моих друзей есть мои бывшие ученики и их родители. Случайные знакомства, перешедшие в добрую и крепкую дружбу. Среди друзей и те, с кем я училась в одной группе в университете, дружим с 1967 года. Друзья у меня разные, но все очень надёжные и верные. И это главное. Мы можем долгое время не общаться, но и они и я знаю, что мы всегда придем друг другу на помощь и всегда вместе будем радоваться любой хорошей причине. К слову среди моих друзей много волонтеров, помогающим животным. Доброта - это тоже одно из качеств моих друзей и мой критерий отбора.

9. Ваши любимые фильмы, песни, книги?

Любимые фильмы: "Добровольцы", "Офицеры", "Покровские ворота" и как ни странно - старые советские мультфильмы, например, "38 попугаев", "Простоквашино" и другие. Есть еще фильмы, которые я с удовольствием могу пересматривать. Например фильмы, снятые в Ленинграде - Санкт-Петербурге.

Книги. Одно время я увлекалась историческими произведениями: «Россия молодая» Юрия Германа, «Москва и москвичи» Владимира Гиляровского. У меня дома неплохая библиотека, хотя сейчас это не модно.

Песни. Люблю практически все песни Александры Пахмутовой. Песни из фильма "Добровольцы" и "Офицеры", туристические песни и песни о школе. Часто дома подпеваю, когда слышу. Кстати, вся моя семья очень любила романс «Белой акации гроздья душистые» ( из к/ф Дни Турбиных). Мне тоже очень нравится. Иногда напеваю.

10. Ваши планы на будущее?

Вопрос, конечно интересный. Дожить бы до этого будущего. А, если серьезно, то на ближайшее будущее - отметить свой юбилей в здравии; завершить созданный мной музей истории школы, в которой я работаю полвека и отметить в 2025 году 80-летие школы, учительствуя ещё. Теперь в школе я осталась одна из старожилов, как я себя называю теперь - динозавров. Попутешествовать ещё и посетить те места, где я еще не была. Хочу поехать в Норвегию, на озеро Байкал (это мечта еще с молодости), к водопадам Виктория и другим. Города «Золотого кольца» хочу ещё раз увидеть. Хочу чаще встречаться с друзьями просто так - без причины.

И ещё, очень давняя мечта - поставить памятную плиту или что-то в этом роде, на месте гибели моего дяди (маминого родного брата) под селом Сагайдак Чимишлийского района.

11. Каковы Ваши пожелания молодым педагогам?

Когда я пришла молоденькой учительницей в школу в Москве, а затем и в Кишиневе, то мне сразу приставили наставников. Хотя, если честно, то они только числились наставниками. Поэтому я сама, иногда расшибая лоб, иногда падая, но всегда вставая, училась на своих ошибках.


Многие говорят, что на своих ошибках учатся дураки. Возможно. Однако я никого не мучила вопросами «что и как», а сама находила на эти вопросы ответы. И сейчас точно также. Если уж совсем трудно, то могу обратиться за помощью, но это случается редко. Очень помогла в работе классного руководителя моя «вожатская закалка» в пионерских лагерях Подмосковья и в Кондрице "Строитель", где были замечательные ребята. Там я получила колоссальный опыт, умения и навыки. Поэтому мои пожелания молодым педагогам: не слушайте чужие советы по работе, делайте сами, хоть и ошибаясь. Только так вы получите свой уникальный опыт. Любите свою работу, а если нет - то не надо идти в школу. Пытайтесь увлечь детей тем, что вам нравится и они будут вам открываться. Пройдет много лет и те, кто доставлял вам много проблем, именно они Вам скажут спасибо. По себе знаю, примеров много.

И в завершении разговора в качестве эпилога несколько фраз от нашей сегодняшней героини.

«Педагогика - это когда ты учишь детей и учишься у них, при этом не стыдясь этого. Мои ученики это знают. Я им всегда об этом говорю и они очень рады, что могут и нас чему то хорошему научить».

Спасибо большое за интервью, Тамара Алексеевна. И до новых встреч в заповеднике «Ягорлык»!

Елена Степанова, г. Дубоссары.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Животный мир лесов Приднестровья богат и разнообразен.

Объявление о конкурсе для школьников «Лес и его обитатели»

Памяти журналистки Анны Белой