Интервью из прошлого
Томчаковскую (Мокряк) Елизавету Ивановну все дубоссарцы, во всяком случае, все родители, знали как Лидию Ивановну – мудрого и строгого, честного и внимательного, скромного и заботливого доктора.
В память о ней мы предлагаем интервью, которое она дала газете «Заря Приднестровья» в честь 50-летия своей трудовой деятельности
– Лидия Ивановна, обычный вопрос для необычного человека: «Почему Вы захотели стать врачом?»
– Я родилась в 1937 году в Григориополе в семье колхозников. Мне было неполных семь лет, когда в жизнь нашей семьи ворвалась война. Отца – Ивана Максимовича – забрали на фронт, а в нашем доме был оборудован лазарет для тяжело раненных бойцов. Ожесточённые бои, самолётные бомбёжки, осветительные ракеты всю ночь с жутким визгом взлетали над тёмной рекой. Видела, как самоотверженно трудились врачи и медсёстры, спасая солдат Красной Армии, и даже сама помогала ухаживать за ними, поила водой из чайника. Помню радость встречи воинов-освободителей в апреле 1944 года. Нашей семье повезло – отец вернулся домой в 46-м, его комиссовали по тяжёлому ранению в боях за освобождение Польши. Надо было поднимать народное хозяйство, разрушенное войной. Трудились с утра до ночи и мы, подростки. Летом ломали листья табака, нанизывали для сушки, так что руки по локоть чёрные были, словно от дёгтя. Всегда была работа и дома по хозяйству. Трудно было, но весело, не было телевизоров и компьютеров, ничего не отвлекало от живого общения с друзьями, родителями, братом и сестрой.
Моя мама Мария Иосифовна не верила, что я стану врачом, она просила старшего брата Григория: «Иди, сынок, «во врачи». Они всегда в тепле, в чистых белых халатах, а на столе в кабинете стеклянный графин с питьевой водой». Григорий выбрал свой путь, стал военным лётчиком-истребителем, получил журналистское образование. Живёт в Одессе и работает над новым художественно-документальным романом, их у него уже 15. А младшая сестра стала медсестрой.
– Как же осуществилась Ваша детская мечта?
– В 1954 году я поступила в медицинский институт. Кишинёв весь был в руинах, особенно пострадали центральные улицы, где находилось общежитие института. Многим моим землякам сложно было осваивать азы медицины ещё и потому, что все учебники были на русском языке.
Я – молдаванка, училась в молдавской школе, но соседи у нас в Григориополе были разных национальностей, тогда не делились на «кто есть кто», жили дружно, поэтому я знала и русский язык. Но, всё равно, приходилось много времени отдавать учёбе, да без «зубрёжки» ни один студент-медик не обходится.
У нас в 1960 году был первый в истории Молдавии выпуск педиатрического факультета. Я очень благодарна нашим учителям за то достойное образование, которое они нам дали. Об уровне знаний можно судить по преподавательскому составу факультета – это были профессора из Москвы и Харькова, Ленинграда и Киева.
Студенческие годы были наполнены не только учёбой, но и трудом. Нас, третьекурсников, направили на всё лето в Павлодарскую область (Казахстан), как тогда говорили, «поднимать Целину!» Заработала свои первые деньги и медаль «За освоение целинных земель», привезла родителям подарочки: маме оренбургский пуховый платок и скатерть с павлинами, отцу портсигар, а себе китайскую шубку и ботинки. Они мне очень пригодились, когда проходила первую врачебную практику в Дубоссарах, замещала участкового педиатра под присмотром заведующей больницей Крыхтиной Валентины Павловны.
– Лидия Ивановна, расскажите, как и где началась Ваша врачебная деятельность?
– Первое рабочее место – село Дороцкое, затем в Кошнице три года была дежурным врачом и кем хотите: окулистом, гинекологом. Мама сшила мне белый халат, папа дал фанерный чемоданчик, с которым вернулся с фронта, медицинские инструменты купила с последней стипендии. Врачей тогда, как и сейчас, не хватало. Спецтранспорта не было, до своих больных добиралась на попутных машинах, а порой и на каруце. Когда купила велосипед, тогда стало полегче.
– Как сложилась Ваша жизнь в нашем городе?
– В 63-м году по решению властей меня перевели в Дубоссары, здесь я и работала до и после выхода на пенсию. Заведовала детским отделением районной больницы, а район тогда был большой, не то, что теперь, и везде надо было успеть. Первое время даже спать ложилась не раздеваясь, а вдруг срочный вызов. Работы всегда хватало и в «старой» больнице и в «новой». В 65-м году познакомилась со своим будущим мужем Борисом Семёновичем. Хоть и поздно, по тем временам, вышла замуж, но всё успела – и детей родить, и мужу помочь, когда он заочно учился в Мелитопольском институте механизации сельского хозяйства. Зато, когда надо было повышать врачебную квалификацию, он меня всегда отпускал и брал на себя заботу о детях. Обе дочери, Оксана и Наталья, окончили школу № 4 с золотыми медалями, сейчас работают и воспитывают трёх моих внуков и внучку. Младшая дочь, Наталья Борисовна Буза, пошла по моим стопам, она педиатр-неонатолог Дубоссарского родильного отделения. Горжусь своими девочками, но и жалею, что мало внимания им уделяла. Бывало, они заболеют, я им таблеточки на кучки разложу и наказываю: «Эти выпьете в обед, а эти вечером» – и иду других детей лечить.
– Какие самые яркие моменты Вам запомнились из полувековой истории трудового стажа?
С благодарностью и уважением я вспоминаю своих коллег, с которыми вместе служили на поприще здравоохранения, – Власенко Ирину Константиновну, Блюфштейн Софью Леонидовну, Волкову Анну Кирилловну. С 2003 года я работала в инфекционном отделении больницы вместе с замечательным доктором Галиной Моисеевной Ветричан.
Конечно, незабываемыми остались дни и ночи 92-го года, когда пули над головой свистели, а мы каждый день шли к своим маленьким пациентам, исполняли свой служебный долг, как и положено офицерам запаса в военное время: каждый на своём участке невидимого фронта. В больнице тогда остались дети, брошенные родителями. Когда начинался обстрел, мы с медсёстрами и нянечками относили малышей с восьмого этажа в подвал-убежище.
– Лидия Ивановна, расскажите о наградах. Много ли их у Вас и какие самые дорогие?
– Конечно, приятно, когда оценивают твой труд не только отдельные люди, но и общество в лице государства. В 1963-м году я была избрана делегатом 8-го Всесоюзного съезда профсоюза медицинских работников, затем был незабываемый 13-й съезд профсоюзов СССР, с трибуны которого выступал первый космонавт Юрий Гагарин. Видела Брежнева, Косыгина, Хрущёва, была на балете «Лебединое озеро» с примой балериной Майей Плисецкой. Самая главная награда для меня – улыбка ребёнка. Тот незабываемый момент, когда он выходит из смертельной болезни и улыбается миру. Часто встречаю своих маленьких пациентов, которые выросли, возмужали и приходят, приезжают и благодарят за лечение.
В октябре 1988-го года Л.И. Томчаковская стала Лауреатом Государственной премии Молдавской ССР, которая вручалась «за выдающиеся достижения в труде передовикам республиканского социалистического соревнования». Лидия Ивановна хранит пожелтевшую за 20 с лишком лет районную газету «Знамя Победы», где на первой полосе напечатаны Постановление Центрального Комитета Компартии Молдавии и Совета Министров СССР о награждении премией и многочисленные поздравления от трудовых коллективов города и района.
Вот так и вышло то, что «всё шелками вышито судьбы её простое полотно». «Отличник здравоохранения СССР», Лидия Ивановна по праву заслужила почёт и уважение своих земляков, нашу общую светлую память.
Елена Степанова, г. Дубоссары.
Комментарии
Отправить комментарий