ЛИКВИДАТОР



Ликвидаторы — общее обозначение около полмиллиона человек, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.



Валентин Петрович Панашенко родился в 1952 году в селе Андреево-Ивановка Николаевского района Одесской области, где и был похоронен, как завещал, спустя всего лишь 52 года. Такой короткий срок жизни отмерила ему судьба, определившая провести 75 дней вместо 30 в «зоне отчуждения» на Чернобыльской АЭС. Тогда 29 апреля 1986 года мало кто из людей понимал, какая катастрофа произошла на планете Земля.
Первыми в ликвидации последствий аварии приняли участие сотрудники станции. Затем им на помощь были направлены военные, которые занимались дезактивацией и очисткой зоны перед постройкой саркофага. Активное участие в необходимых спецмероприятиях принимали и медицинские работники, среди которых был наш земляк Валентин Панашенко. Воспоминаниями о том, что ему пришлось испытать, как сложилась его жизнь, с нами поделилась его вдова Людмила Андреевна Панашенко:
– Мой муж получил в Одессе среднее медицинское образование по специальности «фармацевт», однако такая «тихая» работа в женском коллективе ему не понравилась. После срочной службы на границе, он десять лет проходил сверхсрочную службу в авиационной части в должности военного фельдшера. В 1983 году мы переехали в Дубоссары, где Валентин устроился на работу в ПУЖКХ. А спустя три года, 7 июня 1986 года его мобилизовали и отправили в Чернобыль «второй волной» вслед за одесситами, которых призвали первыми в Одесском военном округе. Как рассказывал муж, «привезли нас всех вместе на военных машинах в Иванково, выдали всем дозиметры. Только вот те первые дозиметры были негодными, как потом оказалось, поэтому никто из нас не мог знать первоначальную дозу облучения, отсчёт пошёл уже с показаний второго индивидуального дозиметра. Мы тогда не понимали насколько ситуация серьёзная и опасная для здоровья. Продолжалась обычная жизнь. А ведь даже деревья в «зоне» из которых потом строили землянки давали очень сильное облучение. Помню, как одна старушка угощала нас клубникой: «Кушайте, хлопцы, дывись, как гарна в цем годе уродила».
Валентин работал военным фельдшером, проводил различные профилактические и лечебные мероприятия. Кроме того, он выезжал по графику на дежурства, где приходилось мыть дороги, а также дезактивировать машины, обшитые цинком, которые выезжали из зоны радиационного заражения.  Однажды он приехал в краткосрочную командировку в Одессу за медикаментами, где мы с ним встретились. Когда он снял рубашку, я увидела крупные багровые пятна с волдырями в виде шипов по всему телу. Муж объяснил, что такой эффект возникает из-за  раздражения от радиационной пыли и пота. Как потом мы узнали, надо было бельё полностью менять каждый день, но этого не делалось. К тому же бельё было своё не казённое, много его не напасёшься, да и люди тогда не знали всей опасности невидимой угрозы. Моему мужу ещё повезло, а тех, кого забрали в «первой волне мобилизации» 2 мая 86-го года уже давно нет в живых, в том числе мой двоюродный брат и племянник».
В июле 86-го года прапорщик Владимир Панашенко был награждён грамотой войсковой части за подписью подполковника Сапко: «За мужество, проявленное при выполнении правительственного задания по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, высокое профессиональное мастерство и примерную дисциплину. Зарекомендовал себя как человек гуманный, способный оказать помощь в трудную минуту. Находясь в экстремальных условиях, никогда не прятался за спины товарищей, поровну делил с сослуживцами, проявляя твёрдость духа и высокие волевые качества, высокую политическую и гражданскую сознательность».
Со временем выяснилось, что учёт военных-призывников сильно усложнён из-за «утерянных» документов о месте службы. Для того, чтобы подтвердить звание «ликвидатора» надо было ехать в Киев, поднимать архивы, искать подтверждающие документы для получения заслуженных льгот, пенсии или группы инвалидности. Огромная страна, к сожалению, распалась, и Одесский военный округ уже был не тем, что раньше, всё поменялось, за этими переменами потерялись и люди, жернова истории прокатились по судьбе каждого из них. Тогда в июне 86-го года герои-ликвидаторы теряли своё здоровье, отдавали свои жизни за всех за нас, а потом про них как будто забыли.
Валентин Петрович рано ушёл из жизни, после своей командировки в «30-километровую зону отчуждения». Здоровье его было подорвано, вследствие влияния радиации, он страдал от сильных головных болей, первой вышла из строя щитовидная железа, поражение которой оказало своё пагубное влияние на весь организм.
Жарким летом 86-го года  Валентину Петровичу исполнилось всего 34 года. Между тем, он многое успел сделать до того, как он стал ликвидатором и после того. Вместе с женой Людмилой вырастил сына и дочь, стал профессионалом в избранной специальности. Дочь Анна Валентиновна Завтур – преподаватель английского языка в школе № 5. Продолжают род своего героического деда внучка Диана и правнук Кирилл, проживающие в Одессе. Его помнят и чтят родные и близкие. Сегодняшняя статья – это тоже дань памяти героям нашего времени – ликвидаторам аварии  на Чернобыльской АЭС.
Е. СТЕПАНОВА.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Животный мир лесов Приднестровья богат и разнообразен.

Объявление о конкурсе для школьников «Лес и его обитатели»

И лечит, и калечит