Пояснительная записка к 30-летнему юбилею «ЗП»



Средь малых действуя, мельчаешь, а средь больших и сам растешь.
(И.В. Гёте Фауст)

 Тридцать лет исполнилось 6 августа дубоссарской газете «Заря Приднестровья». Тридцать лет, двадцать из которых – это годы моей жизни.


А начиналось моё сотрудничество с газетой с небольших заметок о спортивных достижениях, о проблемах молодёжи, о том, что слабо развивается туризм в некогда славном курортном городе и конечно о природе и её охране. Двадцать лет назад я работала заместителем председателя Управления по делам молодёжи, спорта и туризма, председателем общественной организации «Медики за экологию» и внештатным корреспондентом газеты.





Десять лет из двадцати – внештатник, впрочем, как и многие другие мои уважаемые коллеги. Например, Николай Петрович Шуда, который исправно освещал спортивные события школы настольного тенниса. За свою работу на общественных началах мы с ним получали иногда в подарок ручку и блокнотик и радовались, как дети признанию своих заслуг. Редактор газеты Виктор Иванович Багнибов всегда с уважением относился к таким как мы, полудобровольным помощникам.  Почему «полу», потому что популяризировать достижения дубоссарского спорта, нам с Николаем Петровичем было положено по чину. И кстати, после того, как он ушёл из жизни уже никто так много не писал в СМИ о настольном теннисе, тем более в стихах.


В начале 21 века «Зорька» стала прибежищем людей творческих, пишущих и неравнодушных, как к проблемам, поднимаемым читателями, так и к самому его величеству Слову. Под крылом Виктора Багнибова собрались литераторы, а в будущем признанные поэты и писатели: Анатолий Красницкий и Юрий Анников, Николай Шуда и Владимир Яштылов.

«Надо работать над словом», говорю я молодым автором и вспоминаю с благодарностью напутствия своих старших коллег. Литературные страницы газеты дали многим дубоссарцам возможность публикации, объединяя собратьев по перу, вдохновляя на творческие поиски.

И хоть по регламенту коллектив газеты состоит из творческих работников и технического персонала, всё же общее коллективное творчество всегда имело место быть. Сопричастными к созданию особого продукта – газеты чувствовали себя и наборщики, и корректоры, и верстальщики, и распространители. Как в любом коллективе, в газете люди были разные, но очень редко – случайные. В газете был фильтр для случайных людей, и звали его – Владимир Фёдорович Голинковский. Когда надо было избавиться от назойливого графомана или нежелательного посетителя звали его – ответственного секретаря, который очень быстро отваживал всех, кто дерзнул подняться на наш четвёртый этаж со своей, может быть «кровью написанной» заметкой. Приходили ещё раз и даже оставались работать те молодые авторы, которые смогли выдержать эту мозгвыносящую процедуру общения с «птицей-секретарём». Среди них оказалась и я. Однажды после серии изматывающих монологов ответила: «Вы знаете, я очень люблю писать, мне нравится работать в газете, поэтому Ваши усилия выжить меня отсюда тщетны».

Благодарю всех тех, с кем меня судьба свела и даже недоброжелателей, потому что узнала такие способы исправить свои погрешности, которых и лучшие друзья бы не показали. Хотя, если отойти от морально-нравственных ценностей, недостатком было и осталось отсутствие строгой регламентации в редакционной политике.



Любое СМИ сейчас имеет утверждённый порядок, каким шрифтом печатать, какие должны быть заголовки, допустимы ли псевдонимы и сколько их может быть, какие фотографии желательны, а какие нет и так далее и тому подобное. Без такого регламента любой начинающий корреспондент будет чувствовать себя дураком, потому что не знает и не может знать Устав этого пока чужого для него монастыря и любой желающий и нежелающий может трепать ему нервы, как это виртуозно делал незабвенный Владимир Фёдорович.




Много было за 20 лет в коллективе людей умных, знающих, и что немаловажно доброжелательных. Тамара Ивановна Иванова – душа газеты, занималась и набором текста и корректорской работой, но главное создавала атмосферу какого-то особенного уюта, который только возможен в служебных кабинетах. Однако пришло такое время, когда вместе с пишущими машинками ушли в прошлое и такие милые люди, с которыми в редких перерывах  можно было попить чайку и поговорить по душам.


Отдельной главой – Владимир Мефодьевич Вербицкий, фотолетописец истории от конца 90-х и до начала 2000-х. Именно его фотографии занимают почётное место в музеях, разошлись-разлетелись в Интернете, а сколько их в домашних альбомах дубоссарцев. Фельдшер по образованию, фотограф по призванию, много лет он воспитывал молодёжь, преподавал в училище, теперь Индустриальном техникуме.
Да, собственно профессиональных журналистов в газете кроме Красницкого и Голинковского никого и не было. К примеру, преподаватель физики Виктор Иванович Лобач стал вторым редактором газеты после Алексея Михайловича Атаманенко. 


Сама я ветеринарный врач по образованию, а как оказалось журналист по призванию. Газета «Заря Приднестровья» стала моей альма матер со всеми её чадами и домочадцами, которые учили меня все понемногу и как-нибудь и вполне себе серьёзно, а иначе не приняли бы меня ни в Союз журналистов, ни в Союз писателей. Не стала бы я лауреатом международных конкурсов за публикации на разные темы, в том числе и за расследовательские материалы, которыми горжусь, как вершиной  журналистского искусства.







Мне повезло работать под началом «следака», редактора газеты Юрия Николаевича Рекуто, который взял на себя смелость опубликовать мои журналистские расследования. Его «ушли» и меня «ушли». С тех самых пор в газете нет и намёка на подобные материалы.


К сожалению, газета давно перестала быть народной и для народа, она стала прислужницей властей, кто платит, то и заказывает музыку. Корреспонденты газеты пошли по пути наименьшего сопротивления, да и кто их осудит. Благодатная тема – писать о земляках, родственники и знакомые, (в основном читатели газеты – люди престарелые), почитают, если глаза ещё видят, прослезятся и умилятся. Проблемы? Упаси бог! Кому это нужно писать о проблемах, чтобы огрести себе проблем? Да, что говорить о Дубоссарах. По всему Приднестровью осталась только одна народная и независимая районка – это «Добрый день» в Рыбнице.
Мне повезло, я успела поработать в газете в её серебряный век, когда «Зорьку» читали от корки до корки, когда верили, что газета поможет решить проблему, острым словом накажет виновных, пусть даже это будет чиновник высшей касты. 


Уходит серебряный век – уходят в прошлое бумажные газеты. Потихоньку по одному уходят в вечность мои уважаемые коллеги, собратья и сосёстры по перу, оставляя по себе серебристый след из стихов и песен, фотографий и текстов.  Живую человеческую мысль ни уничтожить, ни запретить нельзя, рукописи не горят, имена авторов-журналистов останутся в истории, а уж она – история обязательно расставит всё по своим местам.


Елена Степанова, г. Дубоссары. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Животный мир лесов Приднестровья богат и разнообразен.

Памяти журналистки Анны Белой

Объявление о конкурсе для школьников «Лес и его обитатели»