Почему у вас трудный ребенок?

 С детским непослушанием так или иначе сталкиваются сегодня многие родители.

Что стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно привычным термином - «трудные» дети? Для милиционера – это хулиган, для учителя – «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой – естественная норма жизни.

Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. C каждым годом растет число школьников, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного» ребенка с девиантным поведением.

Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.

Проблема поведения учащихся всегда волновала учителей и родителей. Современные ученики стали более активны, самостоятельны и свободны в выражении своего мнения, в отстаивании своей точки зрения, они активно добиваются своей цели. Несмотря на положительные моменты этих качеств, обстоятельства, связанные с отклонениями в поведении, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников.

Что предусматривает правозащитный подход к вопросам детей с девиантным поведением? Комитет ООН по Правам Ребенка еще в 2005 году рассмотрел вопрос о девиантном поведении детей.

По мнению экспертов ООН, дети младшего возраста, которые нарушают нормы поведения или законы, требуют сочувственной помощи или понимания, направленных на укрепление их способности контролировать себя, учитывать интересы других и улаживать конфликты.

Государствам, по мнению Комитета ООН по правам детей, следует принимать меры для того, чтобы родителям/лицам, предоставляющим услуги по уходу за детьми, обеспечивалась надлежащая помощь и профессиональная подготовка в осуществлении их обязанностей (статья 18), а дети младшего возраста имели доступ к качественным услугам по воспитанию и уходу в раннем детстве, а также (когда это необходимо) - к специализированным консультациям/методам лечения.

(Источник мнения Комитета ООН по Правам Детей: http://hrlibrary.umn.edu/russian/crc/Rcrcomm7.html)

Есть ли у детей с девиантным поведением, проживающих в Приднестровском регионе, доступ к таким услугам и консультациям? Есть ли у их родителей возможность обратиться за профессиональной помощью и получить подготовку?

В беседе с классными руководителями, учителями мы пришли к выводу, что с каждым годом количество детей с девиантным поведением увеличивается, и в каждом классе есть хоть один такой ученик. При этом были отмечены случаи, когда на родительском собрании звучали предложения исключать таких детей из общеобразовательной школы, перевести в другой класс и т.д.

Общаясь с родителями детей с девиантным поведением, отметим, что далеко не все признают наличие отклонений в поведении своего чада, а зачастую и оправдывают их, относятся без должного внимания и указывают на их индивидуальность. Те родители, которые признают проблемы в воспитании, крайне редко обращаются к специалисту для оказания психологической помощи. Чтоб ребенку не пришлось продолжить обучение в заведениях воспитательно-исправительных для несовершеннолетних, совершивших преступление до достижения ими 18 лет, необходимо нам, взрослым, быть мудрее, терпимее, внимательнее.

Вот несколько советов родителям в помощь:

1. Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину плохого поведения,  учитывайте индивидуальность ребенка.

2. Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности.
3. Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня и досуг подростка.
4. Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала девиантное поведение проявляется эпизодически.

5. Необходимо найти сильные стороны и качества подростка и правильно их использовать и развивать. В ребенка необходимо верить - это главное! Великое значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию.

И как бы это ни казалось парадоксальным, но в большинстве случаев плохое поведение детей удается победить, первым делом в корне пересмотрев поведенческие реакции самих родителей.

В Приднестровье права детей, кроме Конвенции о правах ребенка, защищены Конституцией Приднестровской Молдавской Республики и Законом Приднестровской Молдавской Республики «О правах ребенка». Настоящий Закон определяет правовой статус ребенка и объясняет в статье 3 равноправие детей, в статье 10, что каждый ребенок имеет право на получение бесплатного основного образования, на продолжение учебы в профессионально-технических училищах, лицеях, колледжах, высших учебных заведениях.

Любовь Гаврилова, г. Григориополь.









Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Животный мир лесов Приднестровья богат и разнообразен.

Объявление о конкурсе для школьников «Лес и его обитатели»

Памяти журналистки Анны Белой