Вакцинация, информационный хаос и права человека
Почему люди не хотят реализовать свое право на здоровье путем вакцинации? Почему получают жизненно важную информацию из сомнительных источников? Как так получилось, что система здравоохранения вместе с санитарным просвещением оказалась удалённой с информационного поля? В этом материале мы попробуем разобраться в ситуации и найти ответы на эти и другие актуальные вопросы.
Большинство из читателей, судя по комментариям на темы лечения Ковида, даже не пытаются проверить информацию. Они верят с первых же слов и тут же «постят» «новость» возможно из благих побуждений, пытаясь помочь своим друзьям и знакомым в борьбе с болезнью. В медицине есть замечательный постулат: «Не навреди!» Об этом авторы таких шедевров и не слышали. А зачем? Безответственность, безграмотность и агрессивное желание привлечь внимание отличает авторов псевдо медицинских и анти медицинских новостей.
Для справки:
Misinformation — это ложная информация. Человек, который её распространяет, верит в неё
Disinformation — это не просто ложная информация, это активная, злонамеренная дезинформация. Человек, который ее распространяет, знает, что это ложь и понимает, что она может принести вред.
Mal-information — это реальная информация, используемая для нанесения вреда
(например, «утекшая» переписка). Реальный контент, который переупакован и уложен в неверный контекст. Если есть доля истины, легче убедить людей и заставить их действовать
Disinformation, misinformation and mal-information объединяются одним понятием: «Информационный хаос»
Мнения людей
Нина Лупу, 60 лет, г. Дубоссары: «Вакцинироваться? Нет, я прививаться не буду и детям своим запретила. Почему? Потому что это нарушение наших прав. Много информации получила из Интернета и поняла, что ни одна из предложенных вакцин не прошла трёхлетние испытания. Делаю вывод - они небезопасны для людей. Кроме того, у меня внутренние убеждения против вакцинации, я так чувствую глубоко внутри, что не надо рисковать своим здоровьем».
Ирина Неизвестная, блогер: «Не забываем, что по закону каждый гражданин имеет право отказаться от вакцинации, написав заявление об отказе. Так же гражданина не имеют право уволить за отказ от вакцинации».
Адвокат Романов, блогер: «Почему всех нас принуждают вакцинироваться как можно скорее? Что меня волнует в данном случае? Меня волнует реализация права людей на отказ от вакцинации. Отказ должен быть без всяких социальных последствий, таких как увольнение, лишение права на свободу передвижения. Меня волнует когда нарушается право на свободу выбора. Двойные стандарты, когда в СМИ говорят, что вакцинация полезная и добровольная, а на самом деле существует скрытое принуждение. Как в старом анекдоте: «Колхоз – дело добровольное, но кто не будет вступать – корову заберем».
https://www.youtube.com/watch?v=erBPYIzxU2Q
Новую волну возмущений вслед за третьей волной пандемии вызвало решение властей некоторых стран об обязательной вакцинации или введения масштабных ограничений против непривитых граждан, первой в этом направлении проявила инициативу Франция. Парламент этой страны принял законопроект о «санитарных пропусках». А в России, тех сотрудников, у кого нет медицинских противопоказаний для вакцинации, приказом отстраняют от работы.
Мнения специалистов:
Ирина Борута, врач-аллерголог областной поликлиники г. Владимир: «Народ идёт толпами за медицинскими отводами, просто какой-то массовый психоз у нашего населения! Вытащили все свои детские карточки с детскими болезнями, вспомнили все свои высыпания на апельсины и шоколад и требуют отвода от вакцинации по медицинским показаниям. Как тут не вспомнить последний анекдот на анти-ковидную тему. «Путник спрашивает инженера, насколько прочен мост над рекой, кишащей крокодилами. Инженер отвечает: "На 95 процентов" Путник говорит: "Ну, тогда, я пожалуй вплавь…"
Елена Манвелян к.м.н, AWHHE NGO, г. Ереван: «Считаю, что причины неудач лечебно-профилактических мероприятий при ликвидации пандемии заключаются в категорическом нежелании вести открытый диалог с учёными и врачами. По моему мнению, санитарно-просветительная работа должна проводиться с медработниками и другими целевыми группами и должна быть направлена на позитив, а не на панику. Для лучшего информирования населения необходимо постоянно и регулярно проводить просветительские мероприятия с участием журналистов, практических врачей, эпидемиологов и ученых, в том числе, имеющих альтернативное мнение».
Ирина Залевская, заведующая отделом санитарно-просветительной работы Центра гигиены и эпидемиологии, г. Дубоссары: «В прежние времена много внимания уделялось пропаганде медицинских знаний. К примеру, оплачивались тематические статьи в газетах, прочитанные лекции, выступления по радио. Врачи, активно занимающиеся просвещением населения могли рассчитывать на повышение квалификационной категории, получение премий и прочих моральных и материальных стимулов. К сожалению, в последние годы эти славные традиции ушли в прошлое, врачам вменяют в должностные обязанности — просвещение, но мало кто этим занимается, работа проводится нерегулярно, от случая к случаю. Кроме того, статьи медицинской направленности, написанные врачами, не вызывают энтузиазма у редакторов СМИ, которые просят излагать свои мысли на бумаге в научно-популярной форме, но это редко у кого получается быть в одном лице и врачом и журналистом».
Валентина Горошкова, психолог г. Тирасполь: «Многие считают пандемию коронавируса излишне драматизированной и не столь опасной, другие же испытывают самый настоящий страх перед этим таинственным вирусом. Тревога по восприятию Covid обоснована, так как это новый вид вируса, недостаточно исследованный, непредсказуемый, как в развитии, так и в течение заболевания. К сожалению, тревога иногда переходит в ковидофобию. Нужно понимать, что наша реакция на эту ситуацию является нормальной, ее следует принять и ни в коем случае, не «поселять вирус в своей голове». Насколько глубоко мы находимся в паники, настолько организм переполнен гормонами стресса, которые в свою очередь, угнетают иммунную систему - психологический стресс нарушает иммунную регуляцию, и этим усугубляем тревожность. Как это не покажется странным, но одним из успокаивающих факторов может служить так называемая «поддерживающая соцсеть». Есть исследования о том, что люди с поддерживающим окружением лучше сопротивляются негативу, и даже боли. Слабые социальные связи в этом случае оказываются важнее сильных, т.к. люди в близком окружении уже перегружены информацией и эмоциями, а люди чуть подальше от вас приносят что-то свежее. Обмениваясь информацией, люди получают иллюзию деятельности, они считают, что не сидят, сложа руки, а предпринимают попытки исправить ситуацию так, как они себе это представляют и теми средствами, которые имеют в меру своего образования и воспитания».
Наталья Пильщикова, ведущая телепрограммы «Отражение» ТСВ
«Недавно, а не двести лет назад, в российских СМИ появилась новость о том, что «сельские жители выгнали врачей, которые приехали забирать заразного больного. Медиков обвинили в том, что именно они распространяют инфекцию, специально заражают людей. Человек полетел в космос, подчинил энергию атома, расшифровал геном. Каждый из нас может достать из кармана телефон, поговорить и увидеть человека на другом конце света. Однако огромное число наших современников, соседей и знакомых отрицают науку, полны суеверий, предрассудков и откровенного мракобесия. Это другая сторона быстрого развития информационных технологий. Если полвека назад антинаучные теории и безумные предположения тяжело, или вовсе не могли пробиться к аудитории. Сейчас написал пост в интернете, и понеслось – самая нелепая теория, даже откровенная чушь найдёт тысячи и даже миллионы сторонников. Хуже всего приходится врачам. Теперь им часто приходиться долго объяснять людям, что их хотят спасти. И объяснить, и спасти удаётся не всегда».
Для справки: «Мракобесие— вольный перевод на русский язык термина обскурантизм, который в свою очередь состоит из частей двух латинских слов «obscuratio» и «-onis» — затмение, помрачение. Проще говоря, подразумевает враждебное отношение к науке. (Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009). К слову, в России это понятие появилось в 19 веке, как противоположность просвещению — одной из важных ценностей той далёкой эпохи (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. — СПб., 1890–1907)».
К слову качественную информацию, которой можно верить, обычно транслирует авторитетное СМИ и (или) СМИ представляет эксперта – известного, образованного, признанного специалиста в своей области. Однако и тут дезинформаторы находят лазейки. Так в одном из широко растиражированных фейках – представлена видеозапись, где уважаемый доктор Рошаль утверждает о полезности повсеместного и постоянного употребления чеснока. Видео – фальшивка, изготовленная путём наложения изображения реального человека и аудиозаписи, которая ему не принадлежит. Вот так вводят нас в заблуждение, а в результате обостряются болезни пищеварительной системы.
Мнения экспертов
Алла Токарчук, международный эксперт в общественном здравоохранении.
– Почему люди не хотят реализовать свое право на здоровье путем вакцинации?
Вы затронули очень важную тему: право на здоровье. И здесь право на здоровье включает не только вакцинацию против ковид. Люди в какой то мере забыли о том, что у них есть право на здоровье. Если посмотреть на проблему в ракурсе пандемии, то мы увидим очень много примеров настоящего невежества в вопросах здоровья. Причин этому есть много. Среди самых важных можно отметить низкое доверие граждан к системе здравоохранения, низкая доступность к услугам здравоохранения, длительное и последовательное разрушение элементов старых систем и отсутствие построения новых элементов. Очень сильно на принятие вакцины против Ковид-19 повлияло обилие дезинформации и широкое распространение ее через различные социальные сети.
– Почему граждане получают жизненно важную информацию из сомнительных источников?
Во времена цифровых технологий многим людям очень сложно отличать сомнительные источники информации от тех, кому можно доверять. Современные методы передачи информации позволили создавать различные конспирологические теории и распространять их очень быстро. Сам факт присутствия этих источников и свободный широкий доступ к ним имеют ключевое влияние на обьемы и степень дезинформации широких масс населения. Есть продукт – есть и потребитель. Потребитель такой информации очень часто попадает в когнитивные ловушки, из которых сложно самому выйти. Многие люди, которые сейчас отрицают вакцину, чаще всего находятся в плену собственных когнитивных заблуждений, и не способны самостоятельно из них выйти. Я рекомендую говорить с личным врачом, в таких ситуациях, или с человеком, которому доверяют.
– Как так получилось, что система здравоохранения вместе с санитарным просвещением оказалась удалённой с информационного поля?
Система здравоохранения никуда не ушла с информационого поля. Она здесь есть. Только голоса специалистов здравоохранения периодически не слышны. Звучат голоса политиков, звучат голоса псевдоэкспертов, звучат различные другие голоса, среди которых теряются голоса врачей. В последнее время акценты немножечко меняются и это радует. Слушать нужно специалистов и делать нужно то, что говорят специалисты.
Касательно санитарного просвещения - мы о нем позабыли, хотя это важный компонент в охране здоровья. Санитарное просвещение помогает сохранить здоровье и предупредить болезни. Мы сужали спектр медицинских услуг до лечения больных, все меньше времени уделяя здоровым людям. Нужно поменять парадигму: стараться максимально сохранять здоровье и не заболеть. И в этом контексте санитарное просвещение играет важную роль.
Вакцинация против Ковид-19 это один из элементов санитарного просвещения, помогающий не заболеть этой ужасной болезнью. И возможно это начало новому отношению к здоровью и его сохранению.
Петру Маковей, исполнительный директор в НПО «Asociatia Presei Independente» г. Кишинев.
- К сожалению, большинству людей не свойственно прилагать много усилий для того, чтобы информироваться. Они ищут простые решения для сложных, комплексных проблем, привыкли, как говориться, идти по пути наименьшего сопротивления и предпочитают смотреть/слушать/читать всего один источник и доверять этому источнику. Сейчас Интернет стал самой доступной платформой, соответственно, много людей стали "слепо" доверять информации, которая публикуется здесь, по той же причине. В Интернете много непроверенной информации, в том числе очень много теорий заговора, самых невероятных объяснений происхождения пандемии и откровенной дезинформации на эту тему. А если люди не привыкли и не имеют навыков критического мышления и проверки фактов, они принимают это за чистую монету и становятся уязвимыми к дезинформации. Конечно, это влияет на их повседневные решения, в том числе касающиеся их здоровья и здоровьях их близких.
Традиционные СМИ представляют больше экспертных мнений (к примеру, учёных и медиков) и в этом их качественное отличие от непроверенных публикаций в Интернете. Однако некоторые люди с легкостью делают перепост именно непроверенной информации или даже так называемых фейковых новостей из Интернета. В большинстве случаев, это происходит из-за непонимания вреда, который может принести, казалось бы, невинный перепост. Такие действия способствуют дальнейшему "инфицированию" Интернет-пространства токсичной дезинформацией, а вред от этого вируса ложных новостей, поверьте, не меньший чем от COVID-19».
Сергиу Томса, специалист ЮНИСЕФ по вопросам социальной психологии, регион Европы и Центральной Азии, эксперт курса «Информационное освещение темы иммунизации и вакцинации», который проводился Фондом Томсон Рейтер в партнерстве с Вашингтонским Институтом вакцин им. Сабина в январе 2021 года. В рамках курса, целью которого стала помощь журналистам из Азербайджана, Армении, Грузии и Молдавии в развитии навыков в освещении широкого круга тем, связанных с вопросами иммунизации, Сергиу Томса представил тематическую презентацию.
- Во время пандемии COVID-19 произошел вулканический взрыв ложной, неверной и неточной информации., которая в основном распространяется через социальные сети. Используются различные технологии (тексты, звуки, изображения), чтобы склонить людей к мнению или действию. Врачи, работающие на первой линии, все чаще говорят, что они вынуждены лечить не только больных COVID-19, но и пациентов, которые страдают от последствий «лекарств», о которых они узнали из социальных сетей. Внимание всего мира сейчас переходит от самой пандемии к гонке за вакциной, которая включает в себя сложные геополитические интересы. Соответственно, политически мотивированная дезинформация также переходит от происхождения вируса к разработке вакцины в разных странах. Еще в 2017 году UNESCO дало следующее определение Fake News: «Ложная или вводящая в заблуждение информация или факты, которые были неверно истолкованы или выдернуты из контекста или откровенная ложь, замаскированная и распространяемая, как новости». Fake News — это «плохая журналистика». Её характеристики: небрежность исследования и плохая верификация или проверка; стремление к сенсационности или преувеличение для большего эффекта; односторонний подбор фактов, который подрывает объективность и точность материала».
По сообщению Интернетпортала Newsmakerhttps://newsmaker.md/rus/novosti/seks-s-kurami-chipi-i-govno-privezli-pochemu-fejki-o-vaktsinatsii-pobezhdayut-nauku/
«Согласно данным последнего соцопроса «Барометр общественного мнения», 58% населения Молдовы не хочет вакцинироваться от коронавируса. Социологи считают, что это связано с недостаточно эффективной коммуникацией властей и тем, что власть проиграла войну с фейками о вакцинах, а геополитический фактор в Молдове влияет не только на результаты выборов, но и на вакцинацию. Особым фактором для роста недоверия к вакцинам становятся «страшилки», которые распространяют в соцсетях и на «сарафанном радио»: жертвами анти-вакцинной пропаганды становятся даже врачи в местных поликлиниках».
Между тем, эксперты ВОЗ в европейском регионе еще до пандемии коронавируса исследовали недоверие к вакцинам и разработали для стран список рекомендаций, как правильно информировать население о темах, связанных с вакцинами.
Что могут сделать журналисты?
Тщательно проверяйте факты. Делайте это сами, зачастую у нас нет времени или возможности прибегнуть к услугам квалифицированных фактчекеров. Избегайте ложного баланса. «Если один человек говорит, что на улице идет дождь, надо подойти к окну и посмотреть, а не искать другого человека, который скажет, что дождя нет». Будьте внимательны, порой можно усилить или повторить ложную информацию, пытаясь её опровергнуть. Надо противостоять политике «на себя-то посмотри», есть личности, которые предпочитают «переводить стрелки» на других, обвиняя их в еще больших нарушениях или лицемерии. Имейте в виду, что учёные опираются на наиболее точную информацию, доступную на данный момент, поэтому их утверждения иногда звучат без должной уверенности, а люди не любят неуверенность, поэтому столь популярны теории заговоров».
Статистика: по состоянию на 3 августа 2021 года:
В Приднестровье загруженность COVID-госпиталей — 67%; 417 человек болеют коронавирусом; 282 лечатся в инфекционных госпиталях; 135 — дома; 44 человека болеют в тяжелой форме; 8 — в реанимации; один — на ИВЛ. За неделю от осложнений коронавируса скончались 4 человека. 15,6% населения Приднестровья полностью вакцинировались от коронавируса. Больше пяти тысяч человек позвонили по номеру 126 за девять дней. На вакцинацию записались меньше тысячи…
Елена Степанова, г. Дубоссары.
P.S.
Как автор текста возьму на себя смелость и приведу в пример материалы своих коллег из Молдовы и России, которые на мой взгляд представляют собой пример качественной журналистики.
Денис Дерменжи. Как врачи в Молдове борются за вакцинацию.
Неудобные вопросы о всеобщей вакцинации/ Редакция
Интересный материал. Спасибо!
ОтветитьУдалитьОтрывок из книги "Севастопольская страда. С.Н. Сергеева-Ценского (1875 — 1958) в части 3 главы 7 "Казнокрады":
ОтветитьУдалить..."В 1828 году в Севастополе чумы не было, а карантин был. Для профилактики. В 1829 году чумы всё также не было, но карантин был ужесточен. Каждый, кто хотел выехать из города или въехать в него, должен был просидеть в полной изоляции от 14 до 19 дней. Народ перестал ездить. Возникли перебои со снабжением. На борьбу с эпидемией были выделены деньги из царской казны. В результате чиновники закупали у своих поставщиков за откаты продовольствие по завышенным ценам, а горожанам отдавали самое худшее.
Естественно, в продолжении этого праздника были заинтересованы все, кто наживался на эпидемии, в первую очередь чиновники и врачи. Все случаи заболевания любой болезнью объявлялись чумой.
"Карантинная контора старается все обыкновенные болезни показать чумными", писал служивший в это время в Севастополе контр-адмирал Сальти. Адмирал Грейг свидетельствовал: «В течение 5 месяцев люди не слышали, чтобы болели и умирали естественной смертью, а кто бы ни заболел в командах или на дому, объявлялись за чуму». Всех заболевших свозили в бараки на Павловский мысок, где они содержались в таких условиях, что быстро умирали.
В беднейших районах города применялась дезинфекция хлором. То есть горожан ещё и подтравливали. При этом «дезинфекторы» получали 2,5 рубля в сутки – 75 рублей в месяц при условии ежедневной работы. Карантинные комиссары – по 5 рублей, главврач и инспектор карантина – по 10 рублей в сутки. Начальное жалованье обычного военного врача в то время составляло 171 рубль в год.
Для повышения заболеваемости доктора устраивали жителям морские купания в холодной воде.
В итоге, в июне 1830 году жители беднейших районов города не выдержали и восстали, гарнизон встал на сторону восставших. Губернатора, его чиновников и врачей толпа растерзала. Восстание быстро подавили, но "эпидемия" в Севастополе по удивительному совпадению сразу прекратилась".