РАБОЧАЯ ВСТРЕЧА В ЖЕНЕВЕ










Событие
Делегация международной организации «ЭКОТИРАС – хранители реки Днестр» в составе: Илья Тромбицкий, Татьяна Синяева, Наталья Барбиер и Елена Степанова приняли участие в Первой встрече рабочих групп по обсуждению применения Протоколов о Регистрах выбросов и переноса загрязнителей, (сокращённо РВПЗ), которая состоялась с 28 по 29 ноября с.г. во дворце Организации Объединённых Наций в Женеве (Швейцария).

В чём фишка?
Попадание загрязняющих веществ в атмосферу, воду и землю угрожает здоровью и благополучию населения и чревато серьёзными последствиями для устойчивости жизни на нашей голубой планете в привычном для нас виде. Будучи открытым для присоединения государствами во всём мире, Протокол и его родственный инструмент – Орхусская Конвенция, установили новую точку отсчёта в обеспечении прозрачности и подотчётности в сфере охраны окружающей среды. Например, Протокол позволит населению, просто используя Интернет, узнать об основных источниках выбросов загрязняющих веществ как рядом со своим домом, так и в любой точке Земли.

Общественники как равноправные партнёры.
Международных соглашений по вопросам окружающей среды уже немало, но Орхусская Конвенция – это документ принципиально нового типа. Это – не просто соглашение по охране окружающей среды. Это – соглашение об ответственности государств перед обществом, о гласности, об обязанности государств – предоставлять доступ ко всей относящейся к делу информации и сотрудничать с общественностью и общественными организациями как с равноправным партнером. Впервые сделана попытка на высоком международном уровне урегулировать процедурные вопросы доступа граждан к информации, к участию в принятии решений, к правосудию. Конвенция непосредственно увязывает проблему права на благоприятную окружающую среду с проблематикой основных прав человека и взаимоотношений между государством и обществом.

Участие общественности в принятии решений
Уникальна и сама история разработки и принятия Конвенции: едва ли не впервые общественные организации участвовали в разработке и согласовании текста межгосударственного соглашения подобного уровня как равноправные партнеры государственных ведомств и межправительственных органов. Среди инициаторов и разработчиков Конвенции были такие организации, как Региональный экологический центр для стран Центральной и Восточной Европы со штаб-квартирой в Будапеште, Коалиция неправительственных экологических организаций Европы (теперь широко известная под именем “Европейский ЭКО-Форум”), Международный совет по праву окружающей среды и Всемирный союз охраны природы. Таким образом, международное сообщество признало ключевую роль общественности в принятии экологически значимых решений.

Право на доступ к экологической информации
К основным правам граждан, которые прямо или косвенно связаны с экологической проблематикой, относятся право на экологическую информацию; свобода слова и мнений; право на свободу собраний, митингов; свобода ассоциаций; право инициативы проведения референдума; право на подачу петиций и обращений (как индивидуальных, так и коллективных); право обжаловать неправомерные решения; право на обращение за судебной защитой своих нарушенных прав и свобод; право на возмещение всех видов ущерба (ущерб здоровью, имуществу, моральный вред), причиненного незаконными действиями должностных лиц, государственных органов или предприятиями-загрязнителями. Особый интерес с точки зрения защиты основных прав человека представляют два блока Конвенции: нормы о доступе общественности к экологической информации и о доступе к правосудию в случае нарушения норм и требований Конвенции.



История вопроса
Конвенция ЕЭК ООН “О доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды” (“Орхусская Конвенция”) была принята 25 июня 1998 г. на 4-й Конференции министров окружающей среды европейских стран в г. Орхус (Дания). Тогда она была подписана 38 странами. 30 октября 2001 г. Конвенция вступила в силу – для этого было необходимо, чтобы ее ратифицировали, присоединились или одобрили (в зависимости от требований национальных законодательств) 16 стран. К первой Конференции Сторон Конвенции (октябрь 2002 г., Лука, Италия), она была подписана уже 40 странами и ратифицирована 20.

Право на информацию, затрагивающую права и свободы граждан, закреплено и во многих международных документах (например, во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г., в Женевской Конвенции о правах человека, в Международном Пакте о гражданских и политических правах, в Декларации Рио-де-Жанейро 1992 г., в Международной конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, 1991 г., в Руководящих принципах о доступе общественности к информации и о ее участии в принятии эколого-значимых решений (София, 1995 г.) .

А у нас во дворе?
В Новых независимых государствах (ННГ) сфера закрытой информации – государственная, коммерческая, служебная, личная тайна – регулируется специальным законодательством. Установлен порядок засекречивания информации, круг должностных лиц, имеющих право на это, порядок обращения с такой информацией, порядок ее рассекречивания. Хотя в действующем законодательстве ННГ не содержится четкого единого определения экологической информации, тем не менее, при всем разнообразии правовых норм 16-ти стран ННГ, можно с уверенностью отметить, что информация о выбросах в окружающую среду, о ее загрязнении, об эпидемиях и других чрезвычайных ситуациях, об иных фактах, угрожающих жизни и здоровью людей, никогда не может засекречиваться, т.е. являться государственной, коммерческой или иной тайной.

Более того, законодательство обязывает государственные органы своевременно отвечать на запросы граждан о предоставлении им соответствующей экологической информации. При этом информация должна быть полной, достоверной, предоставляться в тех формах, в которых она существует, а запрашивающий не обязан обосновывать необходимость информации, и может распоряжаться ею по собственному усмотрению.

К сожалению
С другой стороны, анализ судебной, арбитражной и консультационной практики показывает, что соблюдение конституционных прав граждан на информацию, на участие в демократическом процессе принятия решений на практике не решены. Отсутствует система подзаконных актов, создающая отлаженную процедуру доступа общественности к информации, и ее участия в принятии жизненно важных решений. Более того, недавние судебные решения, получившие широкую огласку, заставляют усомниться в реальных возможностях граждан осуществлять их конституционное право сбора экологической информации, не говоря уже о ее публикации.

Чистое будущее.
Однако, нормы Орхусской Конвенции могут быть важным аргументом в судебных спорах на этот счёт и со временем будут использоваться не только в странах Киевского протокола, а так же и в тех странах, которые могут стать таковыми в будущем. Чтобы быстрее приблизить это самое светлое и чистое будущее, делегация «хранителей реки Днестр» приняла посильное участие в обсуждении того, как оперативно, правильно и доступно собирать, и распространять экологическую информацию среди населения о различных загрязнителях .

ЕЛЕНА СТЕПАНОВА

Публикация на эту тему на русском языке размещена по адресу:
http://www.unece.org/index.php?id=25411

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Животный мир лесов Приднестровья богат и разнообразен.

Объявление о конкурсе для школьников «Лес и его обитатели»

И лечит, и калечит