«Ваше здоровье – в ваших руках»


Представляем вниманию читателей статью молодой журналистки Ирины Гольша «Ваше здоровье – в ваших руках», получившей поощрительный приз в рамках конкурса: "К родной земле с любовью!"

Тара для алиментары
Старая поговорка гласит: «ищи здоровье на дне тарелки». Что и из чего мы едим и пьем, определяет состояние нашего с вами здоровья. Например, слышали ли вы о том, что такое ПЭТ?
Это полиэтилен, из которого производят упаковочную тару. Но годится ли она для продуктов питания? Да, в некоторых случаях. Есть пищевой полиэтилен. Однако, очень часто покупатели даже не задумываются о том, что подходит он только для конкретных продуктов.
В любом случае для свежего молока пластик не приемлем, потому что жир, вступая в реакцию со стенками бутылок из полиэтилена, образует ядовитые вещества. А коль скоро ядовитые, то значит вредные для нас.Попробуем разобраться в этом, а также в некоторых других проблемах экологической безопасности потребляемого нами продовольствия.

«Вот тебе и милая бабушка!»
«Привет пузатикам! Я вот только с базара – сразу к тебе. Слыхала, что беременным кальций нужен, вот и купила тебе молочка. Бабуля милая такая, опрятная. Заверила меня, что молоко свежее. Так что не волнуйся, пей на здоровье!»
С этими словами я достала пластиковую бутылку с молоком и протянула ее своей подруге Ане. Она тут же направилась на кухню, решив, что какао с молоком будет как нельзя кстати. А я в это время уютно расположилась перед телевизором. Но тут Аня вбежала в комнату и с многозначительным взглядом протянула мне бутылку.
- Что случилось? – не поняла я.
- Посмотри, здесь грязь на стенках.
- Ну, подумаешь, запачкала бутылку овощами, они ведь тоже в сумке были, - сказала я и встряхнула пластик, желая доказать свою правоту. Но, к моему ужасу, грязь смылась внутри бутылки и черными подтеками стекла на дно.
Выливая молоко в умывальник, Аня покачала головой: «Вот тебе и милая бабушка!»

«Позвони мне, позвони…»
Случай с грязной посудой для молока меня озадачил и я решила провести собственное расследование. Первым моим шагом в этом направлении был звонок в приемную главного санитарного врача г. Тирасполь.
Меня соединили с временно исполняющей его обязанности Инной Федоровной Грищук. Представившись журналистом и объяснив, что меня волнует вопрос санитарного состояния продовольствия на рынках, я попросила ее встретиться со мной. После чего Инна Федоровна предложила мне перезвонить на следующий день, дабы назначить время для встречи.
На другой день я позвонила на заветный номер, но, к своему сожалению, услышала следующие слова: «Я думаю, что не смогу вам помочь. Звоните лучше начальнику управления ветеринарно-санитарных экспертиз Валерию Дементьевичу Ткаченко».
По телефону Валерий Дементьевич мне ответил:
- Я могу вам дать только юридическую информацию, что же касается фактической работы рынков, тут вам смогут помочь только лаборанты, работающие там.
- А они дадут интересующую меня информацию? – решила подстраховаться я.
- Дадут, а если же - нет, звоните мне и я дам им такую команду,- заверил меня начальник.
Ну что же, теперь я смело направляюсь в лабораторию ветеринарно-санитарных экспертиз, что на рынке «Октябрьский».
Встретили меня холодно, приняв за очередного предвыборного агитатора. Даже после того, как я все объяснила и попросила дать интересующую меня информацию, гнев не сменился на милость.
Заведующая лабораторией Николаева Олеся Валерьевна попросила у меня журналистское удостоверение. Мои заверения о том, что ответы на волнующие меня вопросы имеет право знать любой гражданин, не умерили настороженность врача-лаборанта. Посему Олеся Валерьевна позвонила заместителю главного врача. В свою очередь, Инна Федоровна поинтересовалась у меня, спросила ли я разрешения у начальника. Удовлетворенная ответом, наконец, она позволила лаборантам дать мне информацию.
Ура! Стены крепости пали и я достаю свой блокнот…
Кто виноват?
- Олеся Валерьевна, насколько мне известно, продажа молока в пластиковых бутылках запрещена. Тогда почему на прилавках рынка стоят бутылки с разлитым в них молоком? – таким был мой первый вопрос.
- Понимаете ли, мы не можем себе позволить лазить по сумкам продавцов в поисках пластиковых бутылок. Часто, при проведении экспертизы товара, сами покупатели, присутствующие при этом, возмущаются против таких проверок, говоря, что мы, мол, «зажрались» совсем.
Мы, действительно, неоднократно сталкивались с жалобами на то, что молоко, купленное в пластиковой таре, пахло бензином, имело вкус сладкой воды. Неужели люди не знают, что покупать молоко в чем попало - неосторожно, так и отравиться недолго. Правильнее всего приходить с собственной тарой.
- Я вот еще какой вопрос хочу задать, - не отстаю я, - такие молочные продукты, как творог и брынза, лежат у вас на прилавках в открытом виде. Скажите, как такой товар может соответствовать санитарным нормам, ведь потенциальные покупатели ходят вокруг прилавков, поднимают пыль, которая, естественно, оседает на данный продукт. Малейшее дуновение ветра приносит с собой частицы грязи. А в теплое время года – это еще и мухи, которые садятся на ничем не прикрытый товар.
- Я согласна, конечно, это серьезный вопрос, - ответила заведующая лабораторией, - со стороны санэпидстанции были предписания по этому поводу, но, к сожалению, от этого ничего не изменилось. Вообще, эти вопросы относятся к администратору, так как мне, как лаборанту, приходится работать в таких условиях, какие создает администрация рынка
С этим же вопросом обращаюсь к Кожухарю Александру Сергеевичу, администратору рынка «Октябрьский». Привожу вам его ответ:
- Такие молочные продукты, как творог и брынза, реализуются у нас на закрытых прилавках. Над товаром имеется крыша, поэтому, если идет дождь или снег, осадки на продукты не попадают.
- Это все хорошо. Однако товар на прилавках ничем не прикрыт…
- Как не прикрыт? Весь творог закрытый, - не соглашается со мной Александр Сергеевич.
- Я только что прошлась по «молочным» рядам и заверяю вас, что творог у продавцов во всей своей красе лежит в открытом виде.
- Мы ругаемся за это, но продавцы все равно поступают по-своему и открывают товар. Однако мы в этом не одиноки, на Центральном рынке тоже торгуют молочными продуктами на улице, - разводит руками администратор.
- У меня на этот счет есть другая информация. Сейчас на Центральном рынке открыт просторный молочный корпус, а торговля на улице остановлена, - не согласилась я.
- Ну а где мы возьмем такое помещение?- удивляется Александр Сергеевич,- а вообще, вы знаете, сам покупатель тоже должен быть внимателен к той продукции, которую он собирается купить. Ведь если, к примеру, продавец имеет неопрятный вид, его продукция лежит на прилавке в антисанитарных условиях, еще неизвестно, как он хранил данный товар у себя дома…
Я прощаюсь с рынком «Октябрьский» и беру курс на «Хитрый» рынок…
Хочу сказать, что дела здесь обстоят гораздо лучше. Отдельный бутик с молочной продукцией, где из бидона с молоком в тару покупателя разливается товар. Но что я вижу… Все те же пресловутые пластиковые бутылки с разлитой в них сывороткой красуются на прилавках.
Но не успела я переступить порог лаборатории, как мне был вручен мобильный телефон от врача - лаборанта. На связи была заместитель главного санитарного врача. Инна Федоровна заверила меня, что даст интересующую меня информацию. Мы договорились встретиться на Центральном рынке.
Запомните эти правила.
Исполняющая обязанности главного санврача И.Ф. Грищук предоставила мне некоторые цифры, касающиеся взятых проб молока и молочной продукции по городу Тирасполь за 9 месяцев (т.е. по октябрь) 2011 года.
Всего было взято 43479 проб молочной продукции, а изъято 299 проб – это 1560 кг нереализованного товара.
Также запрещены и утилизированы 75 проб молока общим весом в 455 литров.
А вот при общении с и. о. зав. лабораторией Центрального рынка А. М. Кургановой я узнала много нового о повседневной работе лаборантов.
Оказывается, в лаборатории ветеринарно-санитарных экспертиз имеется аппарат под названием «Лактан». Он определяет плотность, жирность, наличие сухих веществ в молоке. Если в данном товаре обнаружат хоть каплю воды, в продажу его не допускают.
При взятии пробы молочной продукции лаборанты проверяют наличие у продавца Формы 4 (в городе) или Формы 2 (вне района), где указывается, что корова привита и обследована ветврачом на сибирскую язву, бруцеллез, туберкулез, лейкоз и, ежемесячно, на мастит.
Что касается реализатора, он обязан иметь при себе медицинскую санитарную книжку, удостоверяющую, что он не является носителем болезней, передающихся капельным и алиментарным путем. Только при соблюдении всех этих норм продавец получает талон-разрешение на торговлю.
От Аллы Михайловны я узнала, что некоторые продавцы в летнее время года добавляют в молоко пищевую соду, убивающую всю полезную микрофлору в данном продукте. При этом молоко вообще не скисает. При кипячении такой товар издает резкий запах соды. Мало того, что такое молоко совсем не полезно, оно еще и разъедает стенки желудка. А это прямой путь к гастриту.
А также новостью для меня было то, что в лабораториях рынков не определяют наличие остатков пестицидов в овощах и фруктах. Но это уже тема нашего следующего расследования…
Брынза с «сюрпризом»
Между прочим, одна опытная домохозяйка рассказала мне, что на рынках не очень порядочные продавцы добавляют в жидкую сметану муку для густоты, а кое-кто подсыпает в молоко антибиотики, опять же - чтобы не скисало в жару. Я надеюсь, что при последующих встречах санитарные врачи проинформируют нас более подробно об этом и о последствиях для здоровья людей таких нежелательных противоестественных добавок.
Другая моя знакомая привела меня чуть ли не в состояние шока. С ее слов, некоторые продавцы брынзы, успевшей покрыться черной плесенью, смывают ее тряпкой водой из-под крана. Если заметите скользкий налет на брынзе, поостерегитесь покупать. Брынза может оказаться с «сюрпризом».
***
Итак, подведем итог:
- если свежее молоко долго не скисает – насторожитесь, поскольку это признак его недоброкачественности;
- разумнее всего иметь собственную тару для покупки молока. Почему бы не эмалированный бидончик?
- санврачи не рекомендуют приобретать молочные продукты в полиэтиленовой упаковке;
- ни в коем случае не покупайте молоко в грязных пластиковых бутылках, тем более с посторонними запахами;

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Животный мир лесов Приднестровья богат и разнообразен.

Объявление о конкурсе для школьников «Лес и его обитатели»

И лечит, и калечит