Еще 15 лет назад российские некоммерческие организации выступали против
присоединения России к Орхусской конвенции. Экологическое законодательство
тех лет давало больше прав и свобод в получении экологической информации и
участии в принятии решений. Сегодня российскому обществу просто необходима
эта конвенция.
Анна Киреева, 15/05-2013
http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2013/1368614624.06
Орхусская конвенция, или Конвенция ЕЭК ООН о доступе к информации, участии
общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по
вопросам, касающимся окружающей среды была принята в 1998 году в Орхусе,
Дания.
Впервые представители НКО, наравне с представителями правительств стран,
были допущены к принятию участия в разработке конвенции.
Цель Конвенции - поддержка защиты прав человека на благоприятную окружающую
среду, на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия
решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
На каждую страну-участницу конвенции налагаются обязательства по принятию
необходимых законодательных, регламентирующих мер для создания и поддержания
чёткой, открытой и согласованной структуры для осуществления положений
конвенции.
C 1998 года конвенцию подписали и ратифицировали более 40 стран западной и
восточной Европы, центральной Азии (кроме Узбекистана).
Россия подписала конвенцию, но до сих пор не ратифицировало ее, хотя
официальные лица часто говорят о том, что работа по ратификации ведется.
Например, последнее упоминание о работе по ратификации Орхусской конвенции
на официальном сайте Минприроды датировано ноябрем 2011 года.
<Минприроды России подготовлены проекты соответствующих Федеральных законов,
предложения Министерства по ратификации Орхусской конвенции на данный момент
находятся на согласовании в федеральных органах исполнительной власти>.
С тех пор ничего не изменилось - документы до сих пор находятся на
согласовании в федеральных органах власти.
Кроме того, даже российские общественники в конце 1990-х выступали против
присоединения к этой конвенции, поскольку согласно действующему на тот
период российскому законодательству, любая намечаемая деятельность должна
была пройти обсуждение с общественностью, кроме того, любая экологическая
информация должна была быть открыта.
<В то время наше внутренне экологическое законодательство было настолько
гармонизировано, и многие нормы были гораздо шире, чем конвенция. В то время
ратификация конвенция ослабила бы многие пункты. 15 лет назад никто не мог
предположить, что все экологическое законодательство будет изменено в худшую
сторону до неузнаваемости>, считает юрист ЭПЦ Беллона Нина Попарвко.
Доступ к информации
Одно из основных обязательств, предусмотренных Орхусской конвенцией -
обеспечение свободного доступа к экологической информации и соответственно
ответственность за ее сбор и распространение.
При соблюдении этой конвенции недостаточно провозгласить в законодательстве
страны права граждан о доступе к информации или об участии общественности в
принятии экологически значимых решений. Стороны Орхусской конвенции должны
законодательно определить процессы и конкретные механизмы, которые
обеспечивают реализацию таких прав.
Сторонам конвенции вменяется в обязанность создать эффективную систему,
посредством которой любой гражданин или представитель общественности может
запросить экологическую информацию у соответствующего государственного
органа и получить ее в полном объеме и в разумные сроки. Кроме того, лицо не
обязано обосновывать свой интерес и как-то объяснять свою
заинтересованность, чтобы получить информацию.
Любое министерство или ведомство страны, которая является стороной Орхусской
конвенции, обязано предоставить экологическую информацию в ответ на запрос
отдельного лица или общественности.
Информирование и участие общественности
Еще одним принципом конвенции является вовлечение общественности в процесс
принятия экологически-значимых решений, в разработку экологической политики,
программ и планов действий.
Принятие конвенции значительно облегчит получение информации о намечаемой
деятельности. Например, не надо будет лично ездить за несколько сотен
километров в маленькие города и поселки областей, где находится то или иное
производство, чтобы на месте ознакомиться с материалами проектов, выносимых
на общественное обсуждение.
Сейчас компании отказываются вывешивать материалы на свои сайты, рассылать
их и т.д. Поэтому заинтересованной общественности приходится лично приезжать
на место и читать тома документации6 которую нельзя даже копировать и брать
с собой.
В случае ратификации конвенции, компании обязаны были бы обеспечить
максимальный доступ к такой информации, а также эффективно оповестить о
намечаемой деятельности - использовать популярные информационные ресурсы,
официальный вэбсайт компании и т.д. Сейчас это требование выполняется
номинально: дается объявление в местной газете (обычно не с самым большим
тиражом), причем это объявление еще нужно отыскать.
Кроме того, на обсуждение общественности должны будут выноситься не только
новые проекты (новые производства), но и изменение технологий и производств
на уже существующих объектах.
"Гармонизация российского законодательства в соответствии с нормами и
принципами Орхусской конвенции будет способствовать более полной защите
экологических прав граждан, поскольку будут механизмы, которые будут
регулировать многие аспекты экологических прав граждан>, - уверена Нина
Поправко.
По ее словам, в апреле 2013 года экологические организации приняли решение о
проведении <единого дня действий> с тем, чтобы в Год охраны окружающей среды
привлечь внимание властей к необходимости ратификации международной
конвенции.
<Единый день действий> пройдет во многих регионах России 25 июня - в дату
подписания Орхусской конвенции в 1998 году.
From:
Sent: Thursday, May 16, 2013 6:39 PM
Subject: Российскому обществу нужна Орхусская конвенция
Редкая недальновидность была проявлена 15 лет назад российскими НПО! Это - от зараженности части общества принципом "Мы большие, мы - особенные. Для нас нужны особые подходы, то что хорошо остальным - нам плохо"
ОтветитьУдалить