Весна, Мэрцишор и Джаз: музыка и лечит и вдохновляет




В Тирасполе в рамках традиционного международного фестиваля искусств Мэрцишор в Государственном культурном центре Дворец Республики в Малом зале состоялся концерт LibertyJazz Beat, государственного коллектива Либерти с приглашенными музыкантами Максимом Лавриненко (фортепиано), Александром Воленберг (ударные) и Николаем Табак (тромбон). В программе звучали диксиленды, блюзы, джазовые стандарты, обработки фольклорных тем. После концерта руководитель коллектива Либерти Дмитрием Шеремет ответил на вопросы, касающиеся нюансов концертной деятельности, путях становления, развития коллектива и его особенностях.

— В который раз Ваш коллектив радует приднестровцев своим творчеством на международном фестивале искусств Мэрцишор?
— Сложно сейчас сказать, потому что в принципе коллектив создавался еще в 2004 году. Мы объездили практически все наиболее крупные или известные музыкальные школы от Каменки до Первомайска, прежде  чем поехать на международный фестиваль в Крым и мы привезли оттуда первое место. Потом было много фестивалей по Украине и в России, Белоруссии и в Молдове. Самым-самым особенным, наверно, была поездка на Кубу.
Сложно сказать с какого периода мы участвуем в Мэрцишоре, потому что он  всегда появлялся в рамках этих поездок. Когда мы получили статус государственного коллектива, то, конечно, праздник приобрел особый статус и особый формат. Мы стали приглашать к себе исполнителей и коллективы. Например, ансамбль Живые барабаны из Полтавы, большой танцевальный коллектив Odessa Swing Dance Studio, одесская джазовая вокалистка Вероника Делибалт, кишиневский вокалист Ray Gligor, местные музыканты. В любом случае мы востребованы на этом фестивале и стараемся выступать не только в Тирасполе, а выезжать, причем, с какими-то новыми форматами.
— Какие произведения прозвучали на открытии Мэрцишора в этом году?
— Авторы прозвучавших произведений Дюк Эллингтон, Уильям Хэнди, Генри Манчини, Гленн Миллер и другие.
Мы постарались максимально широко затронуть некоторые направления, чтобы было интересно и ново зрителю, и для нас не было скучно.
— Почему был выбран малый (камерный) зал, а ни большой?
Мы испытываем особые симпатии к этому залу. Когда мы играем без приглашенных музыкантов, например, без барабанов, без рояля, в малом зале особенная акустика, мы себя чувствуем комфортно. Если честно, то лучше зрительский ажиотаж в малом зале, чем в полупустом большом.
— Задолго до начала концерта все билеты были раскуплены.
— У нас есть свой зритель, который  ходит регулярно, и мы с радостью узнаем постоянных зрителей.
— Какие произведения чаще всего Вас просят исполнить на бис?
— Бывает, просят какие-то джазовые стандарты, которые знают, что есть в нашем репертуаре, или в принципе знают, что они могут быть у нас, например, Hello, Dolly или «Когда святые маршируют», что-нибудь из того, что на слуху у зрителя, то, что люди могут знать.
Музыкальный фольклор каких народов, проживающих в Приднестровье, присутствует в Вашем творчестве, и как часто он используется?
— В рамках фестиваля Ethno Jazz у нас все наше выступление практически основано на балканском направлении. В предыдущих концертах был блок обработок: украинских, еврейских, молдавских мелодий. То есть мы делим блок, и он звучит в диксилендовой обработке. Мы вставляем такие элементы как наше пение, еще какие-то такие нюансы. Например, мы с залом пели хором «Подмосковные вечера». Вообще, этно-джазовое направление актуально сегодня, востребовано и вот ярким свидетельством является балканская музыка, она сегодня во всем мире просто идет на ура.
— Чем обусловлена открытость коллектива для сотрудничества с другими исполнителями, в частности, с Максимом Лавриненко (фортепиано), Александром Воленберг (ударные), Николаем Табак (тромбон)?
— Иногда мы прибегаем к этому, для того чтобы была возможность существенно расширить репертуар. Вот как в этом концерте, если бы не было барабанщика и не было клавишника, с большой уверенностью можно сказать, часть произведений просто бы не вошли в программу; их в таком качестве, в таком формате нельзя было бы преподнести зрителю. Это в первую очередь. А во-вторых, Максим, Александр, Николай — наши друзья, с которыми всегда приятно пообщаться на сцене в таком качестве. Личные взаимоотношения далеко не последний фактор, который влияет на открытость коллектива.
— Какие произведения находятся в работе?
Закончится Мэрцишор, и мы сразу приступаем к подготовке фестиваля Фанфары Днестра. Цель — максимально привлечь хороших, молодых дарований, как правило, духовиков и вокалистов, которые занимаются с педагогами в джазовом направлении. Ребятам интересно спеть или сыграть с живым коллективом, педагогам соответственно интересно посмотреть, что из этого выходит. Поэтому, как правило, на детские концерты залы тоже полные. Несколько лет назад коллективу пришло письмо на электронную почту от парня из Одессы. Он пишет, что нашел нас в интернете, а несколько лет назад нас слышал на набережной Ялты в рамках фестиваля. Тогда он занимался в музыкальной школе и, что наше выступление повлияло на его решение серьёзно заняться музыкой. Он окончил Одесское музыкальное училище, и сейчас студент Одесской государственной консерватории. То есть, такой приятный момент в жизни нашего коллектива.
— У Вас есть свои ученики?
— Да. Двое из нас преподают в музыкальных школах: трубач Андрей Демченко, кларнетист – саксофонист Александр Ольхович. Но и остальные в определенной степени тоже являются педагогами: тубист Игорь Доной — концертмейстер духового оркестра в Слободзейской Музыкальной Школе; тромбонист, Александр Князев — концертмейстер оркестра Big band; я (Дмитрий Шеремет) — концертмейстер у духовиков, поэтому, если можно так сказать мы тоже работаем с детьми.
— Вот считается, что ударная группа инструментов — сердце оркестра, когда нет ударных, что является сердцем оркестра?
Туба и банджо. Ритм. Ритм секция, ритм группа. На них ложится ответственность за то, чтобы произведение или программа были выдержаны в метроритмическом формате, потому что это основа для солирующих инструментов; ритм и гармония — это основа для импровизации.
— Изюминка Вашего квинтета в инструментальном составе, еще какая особенность есть у Вас?
— В том, что мы все разные. Как-то была передача на телевидении, и я там участвовал по поводу многонациональности приднестровского края. У пяти участников коллектива — четыре национальности: русский, украинец, молдаванин, гагауз. Это накладывает отпечаток на черты характера, поведения, исполнительской манеры. Например, трубач Андрей Демченко — темпераментный молодой человек, южных гагаузских кровей, поэтому, это тоже сказывается на сцене.
— Репертуар ансамбля подбирается коллективно или только художественным руководителем, какова роль каждого из участников?
— Репертуар подбирается совместно. По сольным произведениям — это творчество каждого. Вообще у нас коллективное творчество не только на сцене, но и за кулисами, в репетиционном зале при подготовке программ. Поэтому, я очень редко прибегаю к воле руководителя, когда говорю: «Нет, будет так, а не иначе». Может это в организационных вопросах чаще проявляется. Что касается творчества, то оно действительно коллегиальное. Мы обсуждаем, каждый высказывает свое мнение, аргументацию, и тогда принимается решение брать — не брать произведение, учитывать его в работе на будущее, в какой форме оно должно звучать, и что вообще с этим делать и так далее. То есть львиная доля из всего того что происходит — это решение коллектива.
— Есть ли такие моменты, когда музыканты из других коллективов вас просят о том или ином произведении, чтоб Вы поделились с ними?
— Да, это нормальное явление. Возможный обмен нотами, какими-то наработками — это практика, к которой в принципе все нормальные музыканты стремятся, к тому, чтобы иметь доверительные отношения с коллегами. У нас есть ноты  с России, Украины, трудно даже вспомнить, откуда чего нет, и даже с Сургута, и Европейские ноты у нас есть. И уже и наши ноты разбредаются где-то по свету.
— Вы задумывались над тем, чтобы издавать свои репертуарные сборники?
— А зачем?
— Как зачем, Ваша работа — вклад в развитие музыкального искусства.
— Мы выпустили на начальном этапе два диска, больше мы к ним не возвращались. Сегодня видео рулит. Мы снимаем наше видео, выкладываем, монтируем, пожалуйста, люди смотрите. Да, как презентационный вариант, это очень-очень интересно, подарить, с автографами. Мы делали сотни этих дисков. Все раздарено. И сегодня даже и нет их. Но в интернете есть.
— Какие у коллектива планы на будущее, какие планируются новые концерты, конкурсы, фестивали?
— Мы часто бываем в Кишиневе и на протяжении уже почти нескольких лет — участники известного этно-джаз фестиваля, организатором которого является Анатолий Штефанец. В рамках этого фестиваля поездили по Молдове, в этом году тоже запланированы наши поездки.
Планов всегда много. В последнее время их сложно реализовывать по ряду политических, экономических причин. Например, в прошлом году у нас практически не было выездов никуда за рубеж, но зато мы очень активно ездили по республике, столько, на сколько до того не ездили никогда.
— Что бы Вы могли пожелать приднестровцам?
— Понятно, что надо мира, стабильности и благополучия всем живущим на нашей земле. Мы, как творческий коллектив, постараемся внести особые, свежие, позитивные краски в жизнь каждого из тех, кто захочет нас услышать, увидеть, кто будет приглашать нас к себе, кто будет приходить на наши концерты. Могу уверить в том, что коллектив будет продолжать развиваться, находить новые пути, новые возможности для создания концертных программ. В любом случае коллектив растет, развивается, желает всем приходить на наши концерты и наслаждаться той позитивной энергией, которую мы не только отдаем в зал, но и к большому счастью получаем её взамен от зрителя обратно на сцену.
— Я как музыкант — музыканту желаю Вам, чтобы в жизни было побольше белых клавиш, а ни черных, удачи коллективу, новых произведений, увеличения зрительской аудитории и всего самого хорошего.
Анастасия Загорская,
музыковед.





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Животный мир лесов Приднестровья богат и разнообразен.

Объявление о конкурсе для школьников «Лес и его обитатели»

И лечит, и калечит