Участники экологической платформы из Приднестровья и Молдовы обсудили вопросы водной безопасности и экологического образования
Мероприятие,
которое состоялось 7 и 8 декабря в Тирасполе по задумке организаторов – из
международной ассоциации «Экотирас- хранители реки Днестр» состояло из двух
частей. На первом семинаре, посвящённом управлению малыми реками присутствовали
учёные, педагоги, лидеры общественных организаций из Молдовы и Приднестровья, а
также специалисты из Берлина. Вниманию
участников было предложено Руководство (методологическое пособие) по
менеджменту бассейнов малых рек и новое издание авторов Ильи Тромбицкого и
Романа Коробова «Водная безопасность в условиях изменения климата». Познакомиться
с этой книгой можно по ссылке: http://eco-tiras.org/index.php/181-new-brochure-on-water-security-for-population-of-both-dniester-banks
Для
дубоссарцев экземпляр книги имеется в экологическом разделе Центральной
районной библиотеки.
Восьмого декабря на «бис!» провёл тренинг по
экологическому образованию известный тренер-эксперт Марчел Паскаль. Элементы
психолого-педагогического тренинга разнообразили серьёзный материал, который
старались усвоить педагоги, на время превратившись в послушных учеников.
По
мнению участников встречи, советская школа была хороша для стабильного времени.
Однако многое изменилось, кажется даже само время ускорилось. Изменился мир
вокруг нас, он стал другим, и школа сегодня нужна - другая. А вот какая? Как
навести мостки между прошлым и настоящим? Да так навести, чтобы по этим
мосточкам можно было спокойно идти в будущее. Ответы на эти вопросы попытались
найти педагоги под руководством тренера, по мнению которого трендом
современного образования становится не информирование, а обучение тому, как
выжить в завтрашнем мире.
К
сожалению, или к счастью, это кому как нравится, в 21 веке преподаватель уже не
является единственным источником информации для своих учеников. В древние
времена всё то, о чём говорил учитель, было несомненной ценностью. Сегодня
детей буквально набивают избыточным количеством информации. Между тем учёными
подсчитано – для того, чтобы прочитать все книги, рекомендуемые для изучения в
высших учебных заведениях, понадобится вся жизнь, а не пять лет академического
образования. Об этом должны помнить современные педагоги давать к исполнению
только выполнимые домашние задания. Так называемая «знаниевая педагогика» в
свои 500 лет уже устарела. Задачей для учителей прошлого – дающих знания было
«приготовление муки из разных зёрен спелых и зелёных, крупных и мелких», то
есть при обучении школьников не надо было делать различий между школьниками, учитывая
индивидуальный подход.
Сегодня
школьный период составляет 12 лет и мало кто замечает, что «король-то голый»,
образование уже не может быть прежним, оно становится, стало другим. Компетентная
педагогика – новое направление в педагогике, которое родилось в начале 21 века
в США. Термин «компетентность» появился в сфере бизнеса и определял способность
делать что-либо хорошо или эффективно, а проверить её можно только через
деятельность. Компетентный подход в образовании – это противоположность
концепции «усвоение знаний» или, что ближе к истине – усвоение суммы информации сведений. Если понимать этот термин шире, то «компетентность»
– это способность удовлетворять требованиям или успешно выполнять задание, отвечать
на индивидуальные или общественные требования.
«Сынок
учись, чтобы имел кусок хлеба», так говорят родители, отправляя ребёнка в
школу. Так чему же должны учить в школе?
«Во-первых,
дети должны научиться… учиться. В будущем это пригодиться. Их обязательно надо
научить сохранять своё здоровье, окружающую среду, быть гибкими и в поведении,
и в мышлении, уметь думать и писать, общаться и взаимодействовать, делать дело
и доводить его до конца, адаптироваться к себе, принимать себя. К слову
последнее очень важно», – отмечает Марчел Паскаль.
Дети
много чего должны изучить в школе. Например, как уметь извлекать пользу из
опыта? Как организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их, применяя
свои собственные приёмы и изучения? Как уметь решать проблемы и самостоятельно
заниматься своим обучением?
Для
того, чтобы жить в будущем мире школьники уже сегодня должны научиться - искать:
запрашивать различные базы данных, опрашивать окружение, консультироваться у
эксперта, получать информацию, уметь работать с документами и классифицировать
их.
Да,
и пользование интернет информацией – это тоже один из важных навыков в
современном мире. Кстати, когда только рождалась эта всемирная сеть, её
создатели подразумевали посредством Интернета, прежде всего передачу научных
данных в 95% случаев, остальное же время отводили играм и рекламе (куда без
них). Всё оказалось иначе…
Современные
педагоги обязаны научить школьников – думать. Этот глагол в данном случае имеет
множество значений, объединяющих умения и навыки.
Школьник должен
оценивать
взаимосвязь прошлых и настоящих событий, критически относиться к тому или иному
аспекту развития общества, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать
позицию в дискуссиях и высказывать своё собственное мнение, оценивать
социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей
средой, уметь понимать произведения искусства и литературы.
Немаловажное,
а порой и первостепенное значение в наш век индивидуализации, социальной
закрытости людей играет умение –сотрудничать, а это значит успешно работать в
группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться и
так далее. Люди настоящего и будущего принимаясь за дело, включаясь в
какой-либо проект должны нести ответственность за свою работу. Уметь быстро адаптироваться,
быть гибким в быстро меняющемся мире, иметь коммуникативные компетенции, владеть
различными социальными ролями, в том числе уметь представлять себя, любимого в
лучшем свете. Казалось бы, что может быть проще? Между тем многие не умеют
написать о себе, составить резюме, автобиографию, да просто написать письмо
тому же работодателю.
Компетенции
проявляются и приобретаются человеком в деятельности, которая имеет для него
ценность. Вот и ответ. Надо помочь ребёнку найти дело по душе, для этого надо
раскрыть его способности, заставить поверить в себя. «Учителя должны помочь молодым
людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях, которые возникают
в настоящем и могут «накрыть» в будущем, а не вбивать им в головы бесконечно увеличивающее
количество информации по различным учебным предметам», - считает Марчел Паскаль.
По
дороге на семинар в Тирасполь я разговорилась в маршрутке с молодой девушкой,
выпускницей. Этот разговор стал иллюстрацией той информации, которую мы затем обсуждали
с коллегами. То и дело всплывали в памяти её слова: «ненавижу школу», «устала
от уроков», «у меня депрессия», «часто приходят мысли о том, чтобы быстро и
безболезненно уйти из этого непонятного мира», «у моих друзей такие же
пессимистичные посты». Эти несколько поколений мы уже упустили? Или есть ещё
возможность пусть не изменить мир, но изменить отношение и учителей, и учеников
к получению образования без ущерба для их физического и психического здоровья,
с пользой для большой взрослой жизни?
Елена Степанова.
Комментарии
Отправить комментарий