Участники экологической платформы из Приднестровья и Молдовы обсудили вопросы водной безопасности и экологического образования



Мероприятие, которое состоялось 7 и 8 декабря в Тирасполе по задумке организаторов – из международной ассоциации «Экотирас- хранители реки Днестр» состояло из двух частей. На первом семинаре, посвящённом управлению малыми реками присутствовали учёные, педагоги, лидеры общественных организаций из Молдовы и Приднестровья, а также специалисты из Берлина. Вниманию участников было предложено Руководство (методологическое пособие) по менеджменту бассейнов малых рек и новое издание авторов Ильи Тромбицкого и Романа Коробова «Водная безопасность в условиях изменения климата». Познакомиться с этой книгой можно по ссылке: http://eco-tiras.org/index.php/181-new-brochure-on-water-security-for-population-of-both-dniester-banks
Для дубоссарцев экземпляр книги имеется в экологическом разделе Центральной районной библиотеки.  


 Восьмого декабря на «бис!» провёл тренинг по экологическому образованию известный тренер-эксперт Марчел Паскаль.  Элементы психолого-педагогического тренинга   разнообразили серьёзный материал, который старались усвоить педагоги, на время превратившись в послушных учеников.

По мнению участников встречи, советская школа была хороша для стабильного времени. Однако многое изменилось, кажется даже само время ускорилось. Изменился мир вокруг нас, он стал другим, и школа сегодня нужна - другая. А вот какая? Как навести мостки между прошлым и настоящим? Да так навести, чтобы по этим мосточкам можно было спокойно идти в будущее. Ответы на эти вопросы попытались найти педагоги под руководством тренера, по мнению которого трендом современного образования становится не информирование, а обучение тому, как выжить в завтрашнем мире.

К сожалению, или к счастью, это кому как нравится, в 21 веке преподаватель уже не является единственным источником информации для своих учеников. В древние времена всё то, о чём говорил учитель, было несомненной ценностью. Сегодня детей буквально набивают избыточным количеством информации. Между тем учёными подсчитано – для того, чтобы прочитать все книги, рекомендуемые для изучения в высших учебных заведениях, понадобится вся жизнь, а не пять лет академического образования. Об этом должны помнить современные педагоги давать к исполнению только выполнимые домашние задания. Так называемая «знаниевая педагогика» в свои 500 лет уже устарела. Задачей для учителей прошлого – дающих знания было «приготовление муки из разных зёрен спелых и зелёных, крупных и мелких», то есть при обучении школьников не надо было делать различий между школьниками, учитывая индивидуальный подход.

Сегодня школьный период составляет 12 лет и мало кто замечает, что «король-то голый», образование уже не может быть прежним, оно становится, стало другим. Компетентная педагогика – новое направление в педагогике, которое родилось в начале 21 века в США. Термин «компетентность» появился в сфере бизнеса и определял способность делать что-либо хорошо или эффективно, а проверить её можно только через деятельность. Компетентный подход в образовании – это противоположность концепции «усвоение знаний» или, что ближе к истине –  усвоение суммы информации сведений.  Если понимать этот термин шире, то «компетентность» – это способность удовлетворять требованиям или успешно выполнять задание, отвечать на индивидуальные или общественные требования.

«Сынок учись, чтобы имел кусок хлеба», так говорят родители, отправляя ребёнка в школу.  Так чему же должны учить в школе?
«Во-первых, дети должны научиться… учиться. В будущем это пригодиться. Их обязательно надо научить сохранять своё здоровье, окружающую среду, быть гибкими и в поведении, и в мышлении, уметь думать и писать, общаться и взаимодействовать, делать дело и доводить его до конца, адаптироваться к себе, принимать себя. К слову последнее очень важно», – отмечает Марчел Паскаль.

Дети много чего должны изучить в школе. Например, как уметь извлекать пользу из опыта? Как организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их, применяя свои собственные приёмы и изучения? Как уметь решать проблемы и самостоятельно заниматься своим обучением?

Для того, чтобы жить в будущем мире школьники уже сегодня должны научиться - искать: запрашивать различные базы данных, опрашивать окружение, консультироваться у эксперта, получать информацию, уметь работать с документами и классифицировать их.
Да, и пользование интернет информацией – это тоже один из важных навыков в современном мире. Кстати, когда только рождалась эта всемирная сеть, её создатели подразумевали посредством Интернета, прежде всего передачу научных данных в 95% случаев, остальное же время отводили играм и рекламе (куда без них).  Всё оказалось иначе…

Современные педагоги обязаны научить школьников – думать. Этот глагол в данном случае имеет множество значений, объединяющих умения и навыки. Школьник должен
оценивать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, критически относиться к тому или иному аспекту развития общества, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и высказывать своё собственное мнение, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой, уметь понимать произведения искусства и литературы.

Немаловажное, а порой и первостепенное значение в наш век индивидуализации, социальной закрытости людей играет умение –сотрудничать, а это значит успешно работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться и так далее. Люди настоящего и будущего принимаясь за дело, включаясь в какой-либо проект должны нести ответственность за свою работу. Уметь быстро адаптироваться, быть гибким в быстро меняющемся мире, иметь коммуникативные компетенции, владеть различными социальными ролями, в том числе уметь представлять себя, любимого в лучшем свете. Казалось бы, что может быть проще? Между тем многие не умеют написать о себе, составить резюме, автобиографию, да просто написать письмо тому же работодателю.

Компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности, которая имеет для него ценность. Вот и ответ. Надо помочь ребёнку найти дело по душе, для этого надо раскрыть его способности, заставить поверить в себя. «Учителя должны помочь молодым людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях, которые возникают в настоящем и могут «накрыть» в будущем, а не вбивать им в головы бесконечно увеличивающее количество информации по различным учебным предметам», - считает Марчел Паскаль.

По дороге на семинар в Тирасполь я разговорилась в маршрутке с молодой девушкой, выпускницей. Этот разговор стал иллюстрацией той информации, которую мы затем обсуждали с коллегами. То и дело всплывали в памяти её слова: «ненавижу школу», «устала от уроков», «у меня депрессия», «часто приходят мысли о том, чтобы быстро и безболезненно уйти из этого непонятного мира», «у моих друзей такие же пессимистичные посты». Эти несколько поколений мы уже упустили? Или есть ещё возможность пусть не изменить мир, но изменить отношение и учителей, и учеников к получению образования без ущерба для их физического и психического здоровья, с пользой для большой взрослой жизни?
Елена Степанова.







Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Животный мир лесов Приднестровья богат и разнообразен.

Объявление о конкурсе для школьников «Лес и его обитатели»

И лечит, и калечит