Экологическая журналистика
Экологические журналисты занимаются сбором, анализом и распространением информации, которая касается текущих событий, тенденций и проблем, связанных с окружающей средой. Эко журналистика подразумевает освещение экологических вопросов как глобального, так и регионального значения.
Цели и задачи устойчивого развития носят комплексный и неделимый характер и обеспечивают сбалансированность всех трёх компонентов устойчивого развития: экономического, социального и экологического.
25 сентября 2015 года 193 страны приняли следующие 17 глобальных целей, среди них отмечу те 7, которые несут «экологический оттенок», если можно так сказать:
-
Обеспечение здорового образа жизни, и содействие благополучию для всех в любом возрасте
-
Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех
-
Обеспечение доступа к недорогостоящим, надёжным, устойчивым и современным источникам энергии для всех
-
Обеспечение рациональных моделей потребления и производства
-
Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями
-
Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития
-
Защита, восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное управление лесами, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биологического разнообразия.
С глобальными проблемами определились, а как быть с локальными? Как найти нужные факты, аргументы и другие сведения, чтобы осуществить право на свободу слова и права на распространение информации. В этом гражданам и конечно журналистам помогают основополагающие международные документы.
О доступе к информации, в том числе экологической
«Орхусская Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» определяет, что «Экологическая информация» означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о:
a)
состоянии элементов окружающей среды,
таких, как воздух и атмосфера, вода,
почва, земля, ландшафт и природные
объекты, биологическое разнообразие и
его компоненты, включая генетически
измененные организмы, и взаимодействие
между этими элементами;
b) факторах,
таких, как вещества, энергия, шум и
излучение, а также деятельность или
меры, включая административные меры,
соглашения в области окружающей среды,
политику, законодательство, планы и
программы, оказывающие или способные
оказать воздействие на элементы
окружающей среды, охватываемые в
подпункте a) выше, и анализ затрат и
результатов и другой экономический
анализ и допущения, использованные при
принятии решений по вопросам, касающимся
окружающей среды;
c) состоянии здоровья
и безопасности людей, условиях жизни
людей, состоянии объектов культуры,
зданий и сооружений в той степени, в
какой на них воздействует или может
воздействовать состояние элементов
окружающей среды или, через посредство
этих элементов, факторы, деятельность
или меры, упомянутые в подпункте b) выше.
Экология – тема достаточно сложная. Журналисты встречаются с большим количеством терминов, разобраться бывает сложно, многие этого и не делают. Основная проблема экологической журналистики в том, что всё преподносится в тёмных красках. Но если нет света в конце тоннеля, то аудитория не знает, что с этим делать – риски принимаются как должное. К сожалению, вместо того, чтобы что-то изменить, люди рассматривают экологические проблемы, как нормальные условия. Между тем экологическая журналистика, как и неэкологическая несет функции важные для всего общества, так и для каждого человека.
Функции экологической журналистики
информационная
функция: предоставление
аудитории сведений о состоянии окружающей
среды, информирование о существующем
или потенциальном риске для здоровья
человека и устойчивого существования
экосистем;
просветительская
функция: знакомство
читателей с основными законами экосистем,
с опасностью и негативными последствиями
антропогенного воздействия на окружающую
среду; установление взаимосвязей между
отдельными явлениями, например, выхлопами
автомобилей и глобальными процессами
- парниковым эффектом или потерей
озонового слоя, а следовательно,
изменением климата или возникновением
риска для здоровья;
организационная
функция: "стимулирование"
населения к принятию тех или иных
решений, к конкретным действиям. Так, в
1996 году движению "Во имя жизни"
(член СоЭС, г. Кострома), активно
распространявшему через СМИ информацию
о предполагаемом строительстве в области
атомной электростанции, удалось
организовать первый в России областной
референдум по вопросу о строительстве
АЭС. На этом референдуме подавляющее
большинство людей высказались против
ядерного объекта;
контролирующая
функция: информируя
о деятельности властей, предприятий,
оказывающих влияние на состояние
окружающей среды, предоставлять
возможность людям реализовать свое
право на знание о состоянии окружающей
среды, утвержденное законодательством
и защищать свое право на благоприятную
окружающую среду.
Каковы же актуальные проблемы, требующие освещения в СМИ от локальных до глобальных:
Примеры: гидроэнергетика, регулирование численности безнадзорных животных; энергосбережение, экологическое образование и так далее.
Основные недостатки и типичные ошибки материалов на темы экологии в СМИ
зачастую
они возникают из-за недостатка базовых
экологических
знаний.
1. Необъективность, чаще
всего выражается в том, что журналисты
при подготовке материалов используют
в качестве источника информации только
одну сторону конфликта, зачастую даже
не подозревая об альтернативных
источниках необходимых им сведений.
2.
Стремление
к сенсации – считается,
что привлечь внимание аудитории к
проблемам экологии можно только
"ужастиком": мутантами, генетическими
изменениями, всемирным апокалипсисом;
на деле же происходит как раз обратное:
усталость от такого рода материалов –
приводит к тому, что в дальнейшем читатель
начинает отторгать от себя любую
экологическую информацию.
3. Отсутствие
экологического позитива –
серьезный недостаток общей прессы.
Позитивом может быть выигранное в суде
экологическое дело, разработка новых
экологически чистых и энергосберегающих
технологий. Или те же очерки о природе
и животных.
Искажение фактов, некорректность подачи информации с неверными данными и неправильными названиями возникает не только из-за недостаточного экологического образования, но и нехватки времени для изучения проблемы, нежелания или невозможности выслушать мнения нескольких сторон и других причин. Порой журналисты становятся только информаторами, а вот образовательно-просветительская роль сводится, порой, к рекламе фильтров и объемным статьям о вреде свинца для организма человека. Практически не дается предложений, как можно изменить сложившуюся ситуацию, нет информации о том, что каждый из нас может предпринять для этого, а язык слишком сложен для понимания массового читателя.
Большое значение для "экоголизации" СМИ имеют конкурсы для журналистов. Предлагаю Вам уважаемые коллеги принять участие в нашем традиционном конкурсе «Зеленый дятел», который общественная организация "Медики за экологию" объявляет ежегодно 5 июня во Всемирный День охраны окружающей среды.
http://dr-ecology.blogspot.com/2021/06/2021.html"
Комментарии
Отправить комментарий