Право на культурное наследие
В Детской музыкальной школе города Дубоссары недавно сделали «евроремонт», в процессе которого была уничтожена роспись стены концертного зала, которую создала ещё в 1989 году Евдокия Завтур - одна из десяти самых знаменитых художниц Молдавии.
История одной настенной росписи
- Сказать, что я расстроилась, узнав о том, что сделали с настенной росписью, это ничего не сказать. Вспоминаю с теплотой те далёкие летние дни 1989 года, когда в музыкальной школе шёл ремонт, а в концертном зале Евдокия Завтур делала роспись центральной стены. Мне посчастливилось стать свидетельницей рождения шедевра. Я тогда училась в художественной школе, а после занятий бежала к маме, которая была директором музыкальной школы. Спешила увидеть, что нового написала тётя Дуся, так мы дети запросто называли знаменитую ныне художницу. Процесс рисования был какой-то волшебный, сначала карандашом наносились на стену эскизы фигур, затем кропотливая работа с масляными красками. Кстати, фигура мальчика, который изображен на картине внизу на первом плане списан с детской фотографии нашего дубоссарского композитора Гавриила Попова. Мы все с нетерпением ждали, когда роспись будет завершена и какова же была моя радость, когда по окончании работы тетя Дуся подарила мне набор красок и отличных кистей для профессиональных художников. У нас дома бережно хранится художественный альбом с произведениями Евдокии Завтур с её автографом. Эта настенная роспись была олицетворением искусства, Женщина, несущая лиру, притягивала взгляды всех входивших в концертный зал и по сути была сердцем музыкальной школы.
Своими воспоминаниями, живой историей свидетеля прошлого века с автором материала поделилась учительница музыки Ольга Зайченко (Луполова), детство и юность которой прошли в Дубоссарах.
Что случилось?
Что имеем - не храним, а потерявши, даже не плачем, видимо потому что не ведаем, что творим. О чем это я? О драматическом событии, которое недавно произошло в Дубоссарах. Так как во время пандемии ни учебных занятий, ни концертов в музыкальной школе не проходило, администрация этого учебного заведения занялась ремонтом. И всё бы было хорошо, зал давно нуждался в ремонте, печально то, что во время ремонта была уничтожена уникальная настенная роспись. Автор росписи - наша земляка и всемирно известная художница - Евдокия Завтур, которая умерла в 2015 году.
Достояние культуры уничтожили сами работники культуры. Мы сокрушаемся по поводу разрушения мозаики на остановках, которые находятся на улице под открытым небом и в полной воле вандалов. Многим из нас жаль старых домов, которые умирают стоя, так и не дождавшись реставрации. В данном случае утраченный предмет культуры - одна стена с бесценной росписью, которая вошла в список достопримечательностей Дубоссар наряду с именем её создательницы.
Сообщение об этом событии появилось в социальных сетях и сразу нашло отклик у пользователей Фейсбука, Одноклассники и ВКонтакте.
Тамара Князева, педагог г. Кишинёв
- Сожалею. Трудно понять такие действия работников культуры.
Ирина Мишина, журналистка г. Бендеры
- Неужели не получилось при ремонте эту роспись стены вписать в современный интерьер? Ведь можно было подумать, как и роспись освежить красками, и как соединить с современной отделкой.
Ирина Мясная, продавец. г. Дубоссары
- Дерево спилить, надо создавать целую комиссию, а тут уничтожили кусочек нашей культуры и так спокойненько. Сегодня увидела на фото эту настенную роспись, она чудесная и смысл какой для детей несёт добрый, вернее несла...
Татьяна Зайцева, г. Дубоссары. (орфография сохранена)
- Всем страшно, обидно, досадно, но никто не подумал о том, что возможно просто нет средств на то, чтобы отремонтировать и восстановить? Сделали красивый и чистый зал для детей. Понятно что-то изменили, но значит просто не хватило сил и средств на восстановление. Все плохо. Но вы же в музыкальную школу приходите, чтобы услышать игру, пение, почему же об этом не сказать? Сколько сил и труда в нашей школе вкладывают в наших детей. Какие прекрасные педагоги с ними работают, каких результатов добиваются наши дети!
Марина Киреева, журналист, Австрия
Честное слово, обидно до слёз. Также в свое время поступили с Данко, который был символом театра в Тирасполе. Живу в Австрии и вижу, как здесь сохраняют всё, что связано не только с историей страны, но и отдельно взятой семьи.
Нина Кольвенко, экономист г. Тирасполь
- Очень жаль что уничтожают такую красоту. Светлая и добрая картина... Прежде чем разрушать, научились бы создавать...
Тамара Абабий, театральный деятель, г. Кишинёв
- У меня нет цензурных слов. Какой завхоз принял это решение?
Галина Самова, школьный библиотекарь, г. Дубоссары
- Ну, и что же, что она известная художница? Её настенная роспись в актовом зале не подходила по цветовой гамме к новому ремонту. Вообще -то её живопись на любителя, не всем она нравилась, а надо рисовать так, чтобы народу нравилось...
Марина Верлан, сотрудник банка г. Дубоссары
- Ремонт ремонтом, но действительно, никакого творческого подхода, печально…
Олеся Рудягина, литератор г. Кишинёв
- Стирают из памяти людей историю. И делается это намеренно. И повсеместно…
Марина Сычева, поэтесса г. Рыбница
- Чтобы сохранять, нужно чувствовать, а у нас воинствующая бюрократия всюду , а её отличительная черта - отсутствие чувств.
Аурика Руснак, фотограф г. Дубоссары
- Если честно, то эта роспись была хороша и к месту во времена тотального социализма. Когда эпоха уходит, уходят и атрибуты. Ну, а если бы мы в центре города так и хранили бы у памятника Ленина Почётные доски, что в этом красивого? Теперь есть новая доска Почёта и в другом месте, но ведь и над теми досками тоже кто-то трудился, создавал. Дома мы тоже поснимали ковры чисто-шерстяные ручной работы, а ещё раньше покинули стены коврики с оленями... Помню, как сносили дома частного сектора с росписями на стенах. На их месте теперь - пятиэтажки. Новое время диктует новые виды ремонтов и современных идей. Родятся новые художники, создадут новые работы, которые на некоторое время (!) украсят школы, дома и улицы. Ничто не вечно. Время ушло, ушли и те ценности и атрибуты, их место заняли другие современные вещи. Да, ручная работа, да, известный автор. Но сохранились её живописные полотна, фотографии этой расписанной стены и память о художнице. И так будет вечно!
Андрей Загорский, гид-экскурсовод г. Тирасполь
- Сложно найти слова подходящие, чтобы не эмоционально. За последний год это не первый уже такой вопиющий случай - вандализм по отношению к вывескам, найденным на здании городской управы в Тирасполе, пожарная каланча на этом же здании, мосты в Парке Витгенштейна в Каменке...
Виктор Трофименко, руководитель ЭТК «Путник», г. Тирасполь
- Очень надеюсь, что подобная участь не ожидает роспись в Кицканском Доме культуры, и в иных местах, о которых я и не знаю.
Комментарии художников
Юрий Салко, руководитель проекта КАМ АРТ г. Тирасполь, The Full Member of Academic Senate в International Academy of Modern Art, A.I.A.M.,Rome, Italy
- В Тирасполе так же варварски и цинично уничтожили две энкаустические росписи, признанные лучшими произведениями монументального искусства Молдавии в 1989 году. Авторам тогда была присвоена высшая творческая категория Художественного Фонда МССР. А о том, что планируется ремонт и уничтожение росписи авторов, то есть меня и мою супругу Аллу Салко, даже не предупредили руководители теоретического лицея (бывшая школа олимпийского резерва республики). Об извинениях и речи не было...
Для справки: Энкаустика — техника живописи, в которой воск является связующим веществом красок.
Александра Степанова, председатель общественной организации «Акколада» г. Дубоссары.
- Здорово, что в музыкальной родной школе сделали ремонт, жаль, что настенную роспись не нашлось возможности оставить. Может сообщество художников сможет восстановить роспись? Или создать новую по мотивам творчества Евдокиии Завтур. Как недавно расписала стену дома в Тирасполе по мотивам работ Михаила Ларионова рыбницкая художница Александра Новак. Да, в дубоссарской библиотеке и в музее есть альбомы с произведениями Евдокии Завтур. Но кто их видит? Единицы. А те сотни людей — дети и их родители, которые приходили на концерты в музыкальную школу — видели, и таким образом, приобщались к высоким образцам изобразительного искусства в его редком воплощении — настенной росписи. Надеюсь, что мы всем миром можем вернуть художественное наполнение нашей музыкальной школе.
Терминология материала. Что такое культурное наследие?
По версии Государственной службы по культуре и историческому наследию Приднестровской Молдавской Республики — это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом и имеющие значение для сохранения и развития самобытности народа, его вклада в мировую цивилизацию. Материальную основу культурного наследия составляют недвижимые объекты, которые формируют историко-культурную национальную среду.
Статистика о количестве объектов культурного наследия в Приднестровье и их статусе.
В Едином государственном реестре недвижимых объектов культурного наследия Приднестровья, согласно приказа № 160, от 21.10.2021 г. «О включении объектов, обладающих признаками недвижимого объекта культурного наследия в Список выявленных объектов культурного наследия Приднестровской Молдавской Республики «числится таковых - 38, среди них есть и дубоссарские — пять мозаичных панно, авторы которых неизвестны:
Мозаичное панно «Труд швеи» на здании филиала ООО ТПФ «Интерцентр Люкс» (бывшее здание Дубоссарской швейной фабрики);
В реестре в Дубоссарах отмечены только мозаичные панно. Между тем к памятникам искусства в Бендерах, к примеру, причислены «Росписи в помещениях музыкального и спортивного залов Детского сада № 40». Впрочем, это единственная роспись, которая удостоилась отдельной строки в Госреестре, и входит в реестр восемнадцати историко-культурных объектов города Бендеры в разделе № 6 «Монументальная живопись» наряду с барельефами, витражами и чеканками.
К слову на официальном сайте города Бендеры выложена подробная информация об охраняемых объектах культурного наследия по разделам: мемориальные комплексы, монументы, памятники истории и культуры, памятники археологии, памятные знаки, монументальная живопись, мемориальные доски, памятно-информационные доски, мемориальные надписи, места погребения.
Пятнадцатого июня 2022 года Верховным Советом ПМР был принят Закон «О внесении дополнений в Закон в Единый государственный реестр недвижимых объектов культурного наследия Приднестровской Молдавской Республики» в котором перечислены всё те же пять мозичных панно. А как же мозаичные остановки в Дубово, в Гоянах, в Цыбулевке? Видимо это уже совсем другая история.
Статистика: За 9 месяцев 2022 года в Государственную службу по культуре и историческому наследию ПМР поступило 27 обращений граждан, в том числе из вышестоящих органов законодательной власти и иных министерств и ведомств.
В разделе «Об историческом наследии Приднестровья» на сайте Комитета по культуре отмечается необходимость сохранения объектов историко-культурного наследия через научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, направленные на обеспечение физической сохранности объекта историко-культурного наследия, а также научно-методическое руководство, технический и авторский надзор. Сохранение осуществляется посредством консервации, ремонта, реставрации, приспособления для современного использования, восстановления». К примеру, в конце текущего года было принято решение законсервировать здание Дачи зубного врача Флеммера в Бендерах, которое входит в реестр объектов культурного наследия, охраняемых государством, чтобы не допустить разрушения этого исторического памятника, а в 2023 году планируется отремонтировать кровлю здания.
Кроме Реестра утверждена государственная целевая Программа «Сохранение недвижимых объектов культурного наследия ПМР, требующих неотложного ремонта на 2019 — 2021 годы». В преамбуле к Программе в частности говорится: «Велика роль историко-культурного наследия в образовательной и просветительской сфере. В осознании истории и культуры лежит важный аспект патриотической мотивации, нравственного воспитания подрастающих поколений, чувства любви к Родине, уважения к своей национальной культуре и культуре других народов».
Культура и право
Закрепление прав граждан в Конституциях различных государств отражает существование определённых потребностей, в том числе и духовных. Если обратиться к действующим нормам международного права, закрепляющим права человека, то видное место в нём занимают положения, касающиеся культурных потребностей граждан и юридических гарантий их осуществления. Так, в статье 27 Всеобщей Декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года, зафиксировано, «что каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами».
Право каждого человека на участие в культурной жизни закрепляет также ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года. В пункте 2 указанной статьи подчеркивается, что участвующие в пакте государства должны принимать все необходимые меры для полного осуществления этого права, включая те, которые нужны для охраны, развития и распространения достижений науки и культуры. В ноябре 1966 года была провозглашена Декларация принципов международного культурного сотрудничества. В ней сформулировано следующее положение: «...для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей на основе справедливости, свободы и мира». Пункт четвёртый статьи 4 Декларации гласит, что целью международного сотрудничества является обеспечение каждому человеку доступа к знаниям и возможности наслаждаться искусством и литературой всех народов, содействие обогащению культурной и духовной жизни человека во всех частях мира.
Согласно статьи 37 Конституции ПМР, «государство гарантирует каждому право собственности», однако «Осуществление права собственности не должно наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц либо государства...»
Из статьи 44 Конституции следует, что «граждане Приднестровской Молдавской Республики имеют право на свободу художественного творчества...», «интеллектуальная собственность охраняется законом», а государство должно «заботиться о культурном, научном и техническом развитии общества».
В статье 51 Конституции прямо подчеркивается, что «Каждый обязан оберегать культурное и духовное наследие народа Приднестровской Молдавской Республики».
Комментарий правозащитника
На встрече 9 декабря 2022 года в клубе общественной организации «Акколада» Представитель Уполномоченного по правам человека в ПМР по г.Дубоссары и Дубоссарскому району Сачинский Игорь Леонидович ответил на наши вопросы по теме материала.
- Игорь Лукич! Среди обращений от граждан г. Дубоссары и Дубоссарского района в 2022 году к Уполномоченному по правам человека в ПМР, по состоянию на сегодняшний день были ли обращения касательно сферы культуры?
-
За 11 месяцев текущего года поступило
51 обращение, в 2021 году — 49, в 2020 году —
48. Между тем, подобной тематики обращений
не поступало, так же, впрочем, как и о
защите личных и политических прав.
Характер обращений граждан Дубоссарского
района за защитой своих прав был
следующий: о нарушении гражданских прав
поступило 14 обращений, о праве граждан
на судебную защиту, справедливый суд,
правовую помощь и исполнение судебного
решения - 7; о защите экономических прав
— 9; о нарушении социальных прав - 17
обращений.
-
В Дубоссарах произошло событие, которое
вызвало резонанс в обществе. Была
уничтожена в процессе ремонта концертного
зала музыкальной школы настенная
роспись, которую выполнила знаменитая
художница Евдокия Завтур. Как Вы считаете
является ли данное деяние нарушением
права гражданина не культурное наследие
и что делать, куда обращаться в подобных
случаях?
- Надо отдельно разбираться в каждом случае. Здесь, как я понимаю, дело уже сделано и ничего уже не изменишь. Однако я бы советовал обращаться в аппарат Уполномоченного по правам человека, если Вы считаете, что какие-либо Ваши права нарушены, в том числе и культурные права. Обратиться можно посредством письменного обращения, электронной почты, по телефонам в Дубоссарах: 0-215-35859 или 0-777-44863.
Для справки: общественная организация «Акколада» в помещении которой проводилась встреча также оказывает юридическую помощь гражданам. Направления работы ОО «Акколада»: информационно-правовая деятельность; просвещение, консультирование, обучение; культура; организация информационных и просветительских мероприятий в области прав человека, искусства и культурного многообразия; продвижение прав человека и поддержка гражданских и культурных инициатив.
Международная практика
Если обратиться к мировому опыту конституционного регулирования, то право граждан на доступ к культуре, на пользование культурными ценностями официально признано Основным законом многих государств мира. К примеру, во Франции в преамбуле Конституции 1946 года закреплено следующее положение: «нация равно гарантирует детям и взрослым доступ к образованию, профессиональному обучению и культуре». В статье 73 Конституции Португалии зафиксировано, что все граждане имеют право на образование и пользование достижениями культуры. Право на пользование достижениями культуры закрепляет статья 73 Основного Закона Польши, статья 38 Конституции Республики Куба и этот перечень может быть продолжен.
Культурное наследие международного значения
Республика Молдова имеет 7 объектов, которые включены или могут быть включены в списки материального и нематериального наследия ЮНЕСКО. Это Геодезическая дуга Струве; Черноземы Бельцкой степи; Археологический комплекс Старый Орхей; Мужские Рождественские колядки; Ковроткачество; Мэрцишор; Техника изготовления рубашки Ие.
В 2016 году Правительство Молдовы одобрило законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за преднамеренное разрушение объектов культурного наследия. Проект поправок в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях был выдвинут министерством культуры РМ. Так за преднамеренное разрушение объектов культурного наследия предусмотрен штраф в размере от пятисот до шести тысяч условных единиц или лишение свободы сроком от одного до трёх лет.
Луминица Друмя, заместитель Генерального секретаря Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО.
- Для того, чтобы что-то изменить, мало одного только желания горстки активистов – нужна и государственная воля. Если говорить о законодательной базе, то на международном уровне у нас все в порядке: наше государство подписало все мыслимые и немыслимые законы и конвенции ЮНЕСКО по сохранению природного и культурного наследия. А на государственном уровне, как мне кажется, нужно пересмотреть существующий реестр памятников, причем не в сторону сокращения, а в сторону его дополнения. Потому что это может стать аргументом - если что-то уничтожается, остается базовый документ, на который можно сослаться и спасти произведение искусства.
Вячеслав Кунев, Президент в ATIC (Moldovan Association of ICT Companies) г. Кишинев
- Недавно рядом с моим офисом завершили установку мозаичного панно «Arta», созданного известным художником Михаилом Бурей, его установили на территории Театра оперы и балета им. Марии Биешу. Я даже не могу вспомнить сколько раз в детстве я проезжал мимо здания Дворца культуры профсоюзов на Рышкановке, когда я там жил и всегда смотрел на него. Когда Дворец культуры снесли, был уверен, что панно навсегда уничтожено. Но нет, оно было законсервировано и сейчас радует глаз. Рад, что у нас есть такие случаи бережного отношения к культурному наследию столицы.
Культура как фактор устойчивого развития.
В международной повестке дня, принятой ООН в сентябре 2015 года, культура впервые рассматривается в качестве фактора устойчивого развития. Такое признание роли культуры знаменует собой чрезвычайно важный шаг для построения лучшего будущего. Защита культуры и содействие ее развитию представляют собой не только отдельную задачу, но и способ достижения целого ряда целей в области устойчивого развития (ЦУР). Культура способствует безопасности и устойчивости городов, вносит вклад в сокращение неравенства, поощрение гендерного равенства, построение миролюбивых и открытых обществ. Осуществление повестки дня в области устойчивого развития позволяет увидеть также и косвенные преимущества культуры.
ЦУР свидетельствуют о том, что изменилось само видение развития, которое отныне воспринимается не просто как экономический рост, а как процесс построения будущего на принципах равенства и открытости. Однако для претворения этой смелой концепции в жизнь человечеству требуются новые, нестандартные решения. Культура и творчество занимают важное место в осуществлении каждого из трех аспектов устойчивого развития: экономического, социального и экологического. В свою очередь, деятельность по каждому из этих направлений помогает сохранить культурное наследие и развивать творческий потенциал. Материальное и нематериальное культурное наследие и творчество могут не только стать движущей силой в деле достижения ЦУР, но и предоставить человечеству необходимые для этого средства.
Комментарий эксперта
Ольга Невельская, НП АЭСКР «Парагон», г. Бендеры.
- Дом культуры в селе Кицканы был построен в 1965 году и прославился монументальной росписью художников Ильи Богдеско и Леонида Беляева «Гостеприимная Молдавия». В 1969 году они были награждены за эту работу золотой медалью Академии художеств СССР, высшей наградой Академии. Во всей Молдавии больше нет ни одного произведения, удостоенного подобной чести. С распадом СССР, Дом культуры начал разрушаться, последний ремонт был в 1980 году. Более 20 лет стены этого здания не отапливались, серьезно пострадала и роспись Богдеско и Беляева.
В настоящее время Дом Культуры села Кицканы может получить второе рождение, как и его изюминка — настенная Роспись, некогда получившая столь высокую оценку. Три года назад в селе была создана инициативная группа, цель которой - восстановить здание и роспись. Мы стремимся привлечь внимание общества к данной ситуации, заручиться информационной поддержкой СМИ для актуализации проблемы и помощи в поисках ее решения.
Мы осознаем, что подобная ситуация типична для многих культурных объектов Приднестровья, однако считаем, что Дом культуры села Кицканы может стать отправной точкой в процессе сохранения и восстановления культурного наследия Приднестровья и создать основу для привития человеческих ценностей подрастающему поколению через занятия в творческих мастерских и прикосновение к высокому искусству. Ценность культурного наследия в современном мире невозможно переоценить. Понятно, что оно бесценно. Надо приложить усилия, чтобы донести людям мысль о том, что культура - это общее достояние и её надо беречь. Для чего беречь или для кого? Для будущих поколений я так думаю.
Для справки.
Куда обращаться.
НП АЭСКР «Парагон», г. Бендеры.
Основные сферы деятельности: • Информационная и образовательная сфера. Культура; • Экономическое развитие. Целевые группы организации: • Молодежь; • Менеджеры культуры.
Направления работы: • Программа повышения навыков менеджеров культуры; • Программа социально-финансового развития молодежи, сообществ; • Профориентация, профессиональная подготовка и интеграция молодежи; • Развитие сообществ.
Контактные данные: телефон (моб.): + 373 68981971 юр. адрес: г. Бендеры, ул. Бельцкая, 35. MD-3200 e-mail: paragon.bender@gmail.com
Выводы:
1. Культурное наследие - это ценнейшие ресурсы, которые следует изучать, защищать и использовать рационально.
2. К сожалению, многие граждане не понимают важность культурного наследия для жизни своей, своих детей и внуков, потому и не придают особого значения уничтожению объектов культурного наследия.
3. Местные власти не уделяют достаточного внимания вопросу пополнения реестра объектов культурного наследия, поэтому эти объекты легко безнаказанно уничтожить, как это и произошло с настенной росписью в Дубоссарской музыкальной школе.
4. Журналисты редко обращаются к теме сохранения культурного наследия, недостаточно освещают актуальные острые проблемы в сфере культуры, ограничиваясь репортажами праздничных мероприятий.
5. В юридической практике правозащитников отмечены лишь единичные случаи защиты объектов культуры, как и права на культурное наследие.
P. S.
Третьего марта с.г. в районной газете «Заря Приднестровья» была опубликована статья старшего научного сотрудника Дубоссарского краеведческого музея Надежды Буймистр, посвящённая 70-летнему юбилею художницы Евдокии Завтур под заголовком «Памяти знаменитой землячки». Биографическая заметка завершается словами: «Мы помним творчество Евдокии Завтур, прекрасного человека и замечательного художника»...
Для справки
Евдокия Завтур ещё студенткой Киевской академии художеств интересовалась акварелью, гравюрой и живописью маслом, но в конечном счёте остановилась на графике. За цикл иллюстраций к книге «Mesterul Manole» художница была удостоена звания «Лучший график Молдовы». Международное признание ей принесли иллюстрации, сделанные для книги Лауреата Нобелевской премии Сельмы Лагерлефа «Легенда об Иисусе Христе». Во всём мире её знают, как автора рисунка-символа для обозначения официальных документов ООН. Евдокия Завтур, покорила зрителей Молдовы и более 20 стран, где были представлены её произведения, которые находятся во многих государственных и частных коллекциях в Молдове, России, Украине, Румынии, Италии, Финляндии, Германии, Израиля, Франции, Нидерландов, США, Канады, Австралии.
Елена Степанова, г. Дубоссары.
Проект поддерживается Посольством Финляндии. Представленная информация не отражает точку зрения Посольства Финляндии. Коучинг предоставлен экспертами HomoDiversus и Медиа центра. +2
Комментарии
Отправить комментарий