Литературное краеведение

 Использование инновационных технологий в изучении краеведения на занятиях в учреждениях дополнительного образования.

Нововведения не случаются, необходимо добиваться, чтобы они случались…

Социальный статус человека, его жизненный успех, мобильность, профессиональный рост и жизненные возможности зависят сегодня от качественного образования, глубины, разнообразия и практической значимости полученных знаний.

Современное образование подчеркивает необходимость применения методов и технологий обучения, формирующих практические навыки анализа информации, стимулирующих самостоятельную работу обучающихся, формирующих опыт ответственного выбора и деятельности. Нет ни одной области человеческой деятельности, где не нашли бы свое применение компьютерные технологии. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе интеграции, реализующей принципы личностно-ориентированного  образования. Каждый педагог должен уметь подготовить и провести урок с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), т.к. ему представляется возможность эффективно организовать познавательную деятельность школьников, формировать высокий уровень мотивации к изучению истории, культуры и литературы родного края.

Профессиональное образование должно формировать у студентов новые навыки – умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Адекватным ответом на вызовы времени является реализация новой модели учебного процесса, ориентированного на самостоятельную работу учащихся, коллективные формы обучения, формирование необходимых навыков. Большую роль в этой трансформации может и должно сыграть активное применение в учебном процессе ИКТ, поскольку: изучение и применение ИКТ в учебном процессе и во внеурочной деятельности позволяет получить навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе; ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования; широкое применение ИКТ создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь.

Активное вовлечение в процесс образования

Обучаемые, независимо от возраста, воспринимают материал лучше, когда они активно вовлечены в процесс обучения. Если дети получают необходимую поддержку от педагога, а также средства обучения, они могут открыть целый кладезь идей. Сегодня перед нами поставлена важная задача: дети должны учиться с увлечением и удовольствием. Мы обязаны заинтересовать ребенка, сделать так, чтобы учение превращалось не в наказание, а в радость познания. Этому и служат инновационные технологии, которые педагоги внедряют на своих занятиях. Развитие возможно только при инновациях. Любая инновация, прежде всего, будет инновацией, если в ее содержании будут ИКТ (информационно-компьютерные технологии).

На современном этапе развития образования особую роль приобретает краеведческая работа. Она способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связи с жизнью. В нашем регионе широкое распространение получило историческое краеведение, что обусловлено, в первую очередь, легендарным прошлым нашего края.

Культурные страницы нашего региона богаты плеядой блестящих литературных имен, что позволяет организовать плодотворную работу по литературному краеведению на уроках и во внеаудиторной работе. Многие поэты и писатели любили путешествовать по родному краю, они оставили интересные воспоминания, путевые заметки, поэтические строки, посвященные нашей «малой родине». Поэтому литературное краеведение как часть учебно-воспитательного процесса может плодотворно развиваться в каждом крае. Занятия литературным краеведением позволяют учащимся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества писателя, проникнуть в его творческую лабораторию, изучать его творческий метод, вкусы и пристрастия.

Помочь студенту найти себя как можно раньше – одна из важных задач педагогов. Нужно дарить детям интересные занятия. Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательное занятие, вызывающее самостоятельный поиск ребёнка, активность его пытливого, ищущего ума, развитие воли – вот к чему нужно стремиться педагогу на занятиях. Занимательность – это отнюдь не синоним развлекательности, а наоборот - напряжённый труд и постоянный поиск. Интерес студента как нельзя лучше помогает запоминать, повышает работоспособность.

Использование социгровых приёмов на занятиях пробуждает интерес друг к другу. Игровые обязательства, добровольно принятые ими и друг перед другом, и перед педагогами, обеспечивают повышение внимательности и работоспособности. Нужно место для использования игровых заданий, рассеивающих ученические страхи, скандальные споры, враждебную настороженность и нежелание некоторых студентов работать. Любую ребячью заботу - обсудить, прочитать, сосчитать и т. д. – лучше осуществлять в атмосфере взаимного понимания, договорённости о «правах на ошибку» и «обязанностях слышать и видеть окружающих». Занятия в кружке позволяют сформировать у детей не только индивидуальные учебные навыки, но и навыки работы в коллективе и микрогруппах. Задача педагога состоит в том, чтобы вооружить обучающихся навыками добывать знания, умением отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком. Работа по литературному краеведению должна воспитывать любовь к литературе (в том числе и к литературе Приднестровья), к своей малой Родине, развивать навыки коллективной работы, умение аргументировать свой ответ, отстаивать свое мнение; умение выслушать собеседника (другую команду), расширять их кругозор в области литературы и истории края.

Литература нашего края признана как неоспоримый факт не только в России, но и во многих странах СНГ. В подтверждение этого вывода можно привести высказывание великого русского писателя Ю. В. Бондарева: "Современная литература Приднестровья - это, на мой взгляд, уникальное явление на необъятном пространстве нашей некогда единой великой Родины. Это Слово несдавшегося и победившего народа. Народа, осененного героическим духом великого Суворова, и потому народа непобедимого. Народа, осененного небесным гением великого Пушкина и потому сохранившего живую ветвь великой русской литературы и приумножившего ее плоды". Мы гордимся нашей Родиной, её лесами и полями, ее песнями, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина.

Малая родина, то место, где ты родился, - это дом где ты, заливаясь смехом, делаешь первые шаги, где впервые сказал слово мама, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих. Это место, где живут ваши родители, где вы растёте, учитесь, играете с друзьями. Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем то место, где ты провел свои детские годы. У каждого человека есть своя родина. У одних - это большой город, у других - маленькая деревенька, но все люди любят ее. И куда бы ты ни уехал, тебя всегда тянет на родину, на те места, где ты вырос. Родина не обязательно должна быть большой. Это может быть какой-нибудь уголок вашего города, поселка. Здесь наша история и каждый человек должен знать историю своего края, его людей. В этом частица нашего счастья.


«Хорош ли, плох мой край, я здесь рождён
Мои здесь корни и моё гнездовье,
Здесь день от утренней зари заряжен,
Здесь всё, что есть одной со мною крови …»

( Владимир Яштылов)

Студентов невозможно научить увлечённости, уверенности, гордости и творчеству. Ещё Сенека сказал, что «свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле». И мы стараемся дать студентам эту возможность. Они должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности.

Тема родного города по-разному может быть раскрыта на уроках литературы или внеаудиторных занятиях. Приведу примеры творческих, поисковых и исследовательских заданий. Одна группа учащихся исследовала название улиц города Дубоссары. В ходе работы учащиеся проанализировали названия улиц, выяснили по какому принципу или в честь кого они так названы, разбили все названия на семантические группы, изучили эти категории. Другая группа учащихся провела сравнительный анализ современных названий улиц города Дубоссары и названий тех же улиц в прошлом (в 19 веке), изучив исторические документы.

С результатами работы выступили на I студенческой научно-практической конференции в ГОУ СПО «Дубоссарский Индустриальный Техникум». Студентка группы №25 подготовила доклад «Она всегда остается литератором» о Елене Степановой и отличилась в номинации «За творческий подход». Студенты 22 группы Исаков В., Рудинский М., Кирсей А. выступили с докладом «Выдающиеся люди нашего края». Как видим, темы для исследований могут быть разными. Главное, чтобы работа представляла собой некий научный интерес для авторов. В результате повысился образовательный уровень обучающихся, увеличилось количество обучающихся владеющих навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс призвано повысить эффективность занятий, освободить педагога от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, разнообразить формы обратной связи. Педагогические технологии... Как много в этом словосочетании всего... Сколько их, а сколько еще будет... И каждый год возникают все новые и новые, придумываются разные словечки (инновации, мониторинги...), а суть то, для нас одна, учи детей, давай ему знания.... сиди хоть на печке дома..., но дети чтоб знали!!! У каждого педагога с мало-мальски педагогическим стажем, уже выработанная годами СВОЯ технология. Но времена меняются и вот мы стоим перед фактом, что мы должны, давать занятия с элементами НОВЫХ педагогических, инновационных технологий... Я думаю, что задача педагога разумно сочетать традиционные методы обучения с инновациями. И отрекаться от всего наработанного не имеет смысла, ведь качественное обучение осуществлялось и ранее.

Проблема гуманизации образования предполагает новый подход к занятиям по литературному краеведению. «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть понятны только в связи со своей родной страной»,- эти слова академика Д. С. Лихачева близки и понятны каждому учителю, стремящемуся воспитать у подрастающего поколения любовь к родному краю, малой родине.

Включение элементов краеведения на уроках в школе или техникуме - лучшая пища для ума и воображения, средство развития памяти, интереса, внимания и воли. На этих занятиях создаются благоприятные условия для развития логического мышления детей. Студент, опираясь на конкретно-образное мышление, возникающее в процессе наблюдения, приходит к умозаключениям, обобщениям, применяя доступные для его возраста логические операции: сравнения и аналоги, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию. Задача учителей умело направлять мыслительную деятельность детей. Этому способствуют уроки и внеклассные мероприятия инновационных жанров: урок-исследование, урок-мастерская, урок-размышление, дидактическая игра, круглый стол, учебная конференция, урок вопросов и ответов, исследовательские конференции, которые воспитывают в детях любовь и уважение к литературе.

Таким образом, литературное краеведение является составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играет большую роль в повышении качества обучения и воспитания обучающихся. Поэтому необходимо уделять ему достаточное внимание в школе, работать над устранением тех трудностей, которые возникают при работе по литературному краеведению. Тридцатипятилетний педагогический опыт работы учителя русского и молдавского (официального) языка и литературы, знание особенностей педагогического процесса и содержания образования по предмету помогают мне построить и привести в движение сам учебный процесс. Стремлюсь к тому, чтобы обучающиеся стали активными участниками процесса обучения: занимались напряженной умственной деятельностью, решали проблемные задачи, обосновывали свое мнение. Формирую у обучающихся навыки поисково-исследовательской деятельности, использую в работе развивающие и творческие задания. Мы, преподаватели, постоянно учимся и переучиваемся, занимаясь самообразованием. В современных условиях необходимо пополнять знания и быстро уметь ориентироваться в стремительном потоке информации. Научно-исследовательская и творческая деятельность преподавателя в полной мере способствует формированию этих качеств.

Увлечь другого - может лишь тот, кто увлечен сам!

Елена Бежан, г. Дубоссары.

(Текст выступления на Республиканском методическом объединении педагогов-краеведов на Станции юных туристов 25 января 2023 года дан в сокращении).





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Животный мир лесов Приднестровья богат и разнообразен.

Объявление о конкурсе для школьников «Лес и его обитатели»

Памяти журналистки Анны Белой