ЖУРНАЛИСТЫ И ЦИФРЫ - ВЕЩИ НСОВМЕСТИМЫЕ


Ошибки при работе с цифрами Lenore Edman Говорят журналисты и цифры – вещи несовместимые. А если цифры надо сложить или вычесть, или не дай бог, умножить и разделить, то репортеры любых рангов выкидывают белый флаг. Так говорят, и только журналисты знают, насколько эта шутка близка к правде. И это, на мой взгляд, самое парадоксальное в журналистике. Большинство наших историй связаны с теми или иными цифрами. Идет ли речь о переписи населения, результатах выборов, итогах спортивных соревнований, росте цен на товары или девальвации национальной валюты – это работа с цифрами. И настолько же часто журналисты работать с цифрами не любят. Не считают их важными, редко перепроверяют, недостаточно внимательно относятся к десятым и сотым долям. На BBC, устав от такой необоснованной нелюбви к цифрам со стороны журналистов, решили написать пост в корпоративном блоге о самых распространенных ошибках, которые репортеры и редакторы допускают, рассказывая свои истории с помощью цифр. Бизнес-редактор Роберт Пестон, редактор по вопросам экономики Стефани Фландерс и редактор отдела, посвящённого дому, Марк Истон, составили целый список таких ошибок журналистов. Полностью читать их в журналистском блоге BBC. 4 самые крупные ошибки из этого списка (перевод взят с сайта ijnet.org): Невнимание к контексту По словам экспертов, часто числа, о которых говорят журналисты, кажутся астрономическими без раскрытия дополнительного контекста. Например, когда политики обсуждают распределение фондов, огромные суммы — миллионы и миллиарды, о которых они рассказывают, должны рассматриваться в соответствии с размером задач, на решение которых эти суммы выделены. К примеру, хотя сумма в 300 миллионов фунтов стерлингов (470 миллионов долларов США), которую бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр пообещал выделить на создание бесплатных детских садов и яслей, может показаться высокой, в статье отмечается, что на самом деле это сводится к 1,15 фунтов стерлингов (1,81 долларов США) на одного ребенка в неделю. “Таким образом, если сумма будет названа без рассказа о контексте, она кажется огромной, хотя на самом деле это очень небольшие средства, принимая во внимание ту задачу, которую они призваны были решить”, – говорят эксперты Би-би-си. Публикация «шокирующих цифр» Довольно часто журналисты соблазняются желанием шокировать читателя, рассказывая об огромных цифрах, не исследовав тему по-настоящему. Суммы, которые на первый взгляд заслуживают того, чтобы о них рассказали в печати, могут быть результатом ошибки или неправильного толкования смысла. Рассказ об экстремальных цифрах в противовес среднему значению Рассказывая о числах, старайтесь избегать крайних, случайных значений, не отражающих общую картину. Примером может служить статья с названием “Глобальное потепление может повысить температуру на 11 градусов Цельсия”, в которой была упомянута модель предсказания климата. На самом деле вероятность изменения климата на 11 градусов в данной модели — один раз их 2 000, а значит, заголовок статьи вводит читателя в заблуждение. Рассказ об изменяющихся значениях без объяснения причин явления Новости часто рассказывают о росте или падении значений, данных в цифрах, но зачастую читателям не рассказывают о предыстории. «Например, новости о том, что риск удваивается, если вы используете мобильный телефон; количество людей, которые были остановлены и обысканы полицией, увеличилось в 4 раза; возможность заболеть раком груди увеличивается у пьющих людей – все эти новости очень популярны в наше время, но часто они создают удручающее ощущение: они не дают никакой полезной информации”,- говорят эксперты. Важно рассказать как о причинах изменений, так и о том, какова была статистика до того, как ситуация изменилась.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Животный мир лесов Приднестровья богат и разнообразен.

Объявление о конкурсе для школьников «Лес и его обитатели»

И лечит, и калечит