Я копаюсь на помойках, как червяк
С детства жизнь моя на перекосяк
Канализационный люк моя дверь
Но я счастлив по-своему - поверь
Группа Сектор Газа
Прошлым летом сквер у музыкальной школы в качестве своего пристанища облюбовал некий человек, который летом спал на травке под соснами, а зимой находил себе разные тёплые углы. Каждый день его можно увидеть у дверей супермаркета «Шериф». Его никто не прогоняет. Тридцатилетний бородатый мужчина тихо и мирно просит у людей на питание, кто даст денег, кто продукты, а другие проходят, мимо пытаясь не замечать постоянно грязного и не бритого парня. Дубоссарцы – сердобольные, кто-то подарит и одежду, и смотришь он уже в красивой новой куртке, только заросший, как леший. А на другой день уже «приютили, обогрели,… постригли и помыли».
Между тем, он неоднократно доставлялся в РОВД, за административные правонарушения (за проживание без прописки, за пьянку), а недавно находился на лечении от алкогольной зависимости. В городе у него проживает родная сестра, но он с ней не общается. Почему этот человек мается на улице? Вот так на виду у всех? Почему он бездомный? Почему не выбраться из помоек, не стать нормальным человеком? Видимо ему нравится так жить? Не надо работать, решать какие-то житейские проблемы, можно бомжевать легко и беззаботно, уповая на жалость людей. Собрал денег на выпивку и закуску, – вот и все хлопоты.
Город Дубоссары всегда славился чистотой и ухоженностью, даже в самые тяжёлые экономически и в самые страшные времена вооружённого конфликта дворники выходили на уборку улиц и площадей. Прошли лихие девяностые «жить стало легче, жить стало веселее», не свистят пули, зарплата у бюджетников выше 40 долларов, так почему же в нашем городке, претендующем на возрождение звания курортного, появились так называемые «бомжи» (граждане без определённого места жительства).
Да, было время, когда в городе развелось много малолетних попрошаек, которые своим внешним видом и поведением нарушали общественный порядок. Милиция приняла необходимые меры, и в таких масштабах детского попрошайничества уже нет. По традиции милостыню просят у входа в церкви, на кладбищах, на городском рынке.
Не видно было раньше и людей, которые роются в мусорных баках. Теперь они вышли из тьмы на свет божий. Этот вид заработка давно и активно используется в больших городах. Но у нас, где все друг друга знают? Дело то не в том, что бедные люди добывают себе на пропитание, (чаще на пропивание), а в том как они это делают. После такой работы «по сортировке мусора», вокруг мусорных контейнеров некрасивая картина получается, а бездомным собакам и кошкам, только того и надо, растаскивают дальше отходы по дворам. И ещё одна неприятная подробность. «Мусорщики» собирают не только стеклянные бутылки, но и пластиковые, которые затем используются, как тара для пищевых продуктов, и мы же, покупаем на базаре налитые в них подсолнечное масло или молоко. Одна моя знакомая, выкидывая пластмассовые бутылки, стала прокалывать их, чтобы не допустить вторичного использования как говорится не по назначению.
«БОМЖИ», кто они? Аббревиатура «бомж» вошла в наш обиход не так давно. Но это вовсе не значит, что до этого бродяг не существовало. На самом деле они были еще в глубокой древности, только назывались иначе. Поэтому корни социальной работы с этой категорией людей уходят во времена древних народов, которые уже тогда использовали простейшие формы благотворительности. В течение нескольких столетий она осуществлялась преимущественно частными лицами и церковью, а с начала 19 века ею стали активно заниматься общественные организации.
К бомжам можно относиться с отвращением, как к возможным носителям заразных болезней, их можно жалеть, потому что они несчастные люди или равнодушно проходить мимо, допуская, что в большинстве случаев, они сами виноваты в своем плачевном положении. Многие из нас понимают, что направить на путь истинный бомжа, которому за пятьдесят, сорок или даже тридцать лет, очень трудно, да и кто за это возьмётся. В советские времена эту проблему решали достаточно жесткими мерами, и тогда домом становилась тюрьма. Сейчас другие времена…
По сообщению пресс-службы Дубоссарского РОВД в городе и районе не так уж много бомжей. В 2013 году поставлено на учёт 13 лиц, не имеющих постоянного места жительства, половина из них прибыли из Республики Молдова. Практически все проживают у знакомых, в основном собутыльников, либо скитаются по улицам. Большинство лиц без определенного места жительства когда-то имели постоянную прописку в городе или районе (теперь она называется регистрацией по месту жительства), а ныне утратили свое жилье. Есть ещё одна категория бродяг, которых из дома выгнали, хотя они там и прописаны. Такие люди в РОВД попадают очень редко. Они вынуждены скитаться, пополняя армию бомжей. Но если у человека нет возможности жить в мире с бывшей женой (мужем) или родственниками, то надо через суд добиваться раздела жилплощади. Ряды бездомных пополняют бывшие заключенные, убегающие от родителей дети, наркоманы и алкоголики, беженцы, возвращающиеся из других стран. Большинство бездомных – одинокие мужчины. Женщины среди бездомных составляют около 7%, в основном страдающие алкогольной зависимостью.
Оставшиеся без крыши над головой в силу обстоятельств или личных склонностей, пристрастий, бомжи представляют собой реальную и потенциальную угрозу обществу, окружающим. Невозможность получить жилье, устроиться на работу побуждает часть таких людей на преступления. Случайные заработки и попрошайничество не выход из бедственного положения. Только в Дубоссарах за последние три года бомжами совершено 11 преступлений, в основном это кражи.
Чем им может помочь милиция? Провести профилактическую работу, поговорить, убедить. Однако, этим людям нужна не только психологическая помощь, но и материальная. Надо создать условия, чтобы человек не опустился на дно жизни, а если это случилось – дать возможность изменить свой образ жизни. К сожалению, в нашем городе нет специальных социальных учреждений, временных приютов. Люди без определенного места жительства – это сложная проблема, в которой есть масса нюансов, требующих особенного внимания, и решать её надо сообща, всем миром.
Публикацию подготовили Е. СТЕПАНОВА и А. СКВОРЦОВА.
Комментарии
Отправить комментарий