Семейный бизнес в молдавском селе
Жительница
села Севирова, что на севере Молдовы, открыла единственную в округе мельницу и
маслобойню, выиграв грант, предоставленный программой «Поддержка мер по
укреплению доверия» при финансовой поддержке Европейского союза.
История Алины, молодой мамы и предпринимательницы из
молдавского села, пример того, как европейская помощь меняет к лучшему жизнь
людей из самых разных уголков нашей страны.
Грант в 15000 долларов
Алине Морозан 33 года, она родилась и выросла в селе
Севирова района Флорешть, расположенного на севере Молдовы. Год назад Алина
получила грант в программе «Поддержка мер по укреплению доверия». Она стала
одной из 40 молодых предпринимателей с обоих берегов Днестра, которые выиграли
грант в размере до 15 000 долларов и получили индивидуального консультанта,
чтобы начать или развить свой бизнес.
Алина решила открыть мельницу и маслобойню, единственную в
селе Севирова и в радиусе 20 км.
«О программе узнал отец, а ему рассказали в местной
примэрии. Папа не подходил по возрасту и подкинул идею мне. Тогда я была в
декрете, ребенку было 8 месяцев, поэтому согласилась».
На то, чтобы написать бизнес-план, официально
зарегистрировать, закупить оборудование и сделать ремонт, ушло всего пять
месяцев.
«Мне очень помогли консультанты и специалисты, которые во
время проекта проводили семинары, помогали писать бизнес-план, много
советовали. Среди консультантов были и юристы, и маркетологи, и специалисты по
сельскому хозяйству», — рассказывает Алина
Два в одном
Первого августа мельница заработала, и пришли первые
заказчики. Кто-то принес на переработку мешок сырья, кто-то приехал из
соседнего села на грузовике, чтобы перемолоть сразу весь урожай.
Из ста килограммов семечек подсолнечника получается 40
литров масла. Платить надо не за готовый продукт, а за количество
переработанного сырья. На мельнице можно переработать и кукурузу, из которой
получается мука или корм для животных. Сто килограммов початков кукурузы всего
за несколько часов превращаются в 80 килограммов кукурузной муки, 10
килограммов крупы и 10 килограммов отходов. Платить надо и за сырье, 100
килограммов обойдется в 50 леев.
Больше всего работы, а, значит, и выручки, осенью. «Рекорд
был в октябре прошлого года», — вспоминает Алина. «Мы тогда работали в две
смены – с четырех утра и до десяти вечера. Зато у нас была рекордная месячная
выручка — 15 000 леев!».
«Планирую открыть упаковочный цех, чтобы производить готовый
продукт. Для этого надо несколько гектаров земли засадить своим
подсолнечником и оборудовать помещение. Мы хотим производить экологически-чистое
масло, пускай не в промышленных количествах, но оно будет значительно дешевле и
вкуснее, чем то, которое продают в магазинах», — рассуждает Алина. Пока на это
нет денег, но девушка уверена, через пару лет сможет расширить бизнес на собственные
средства.
Самая хорошая реклама – это довольные клиенты
В селе лучшая реклама – это довольные клиенты, которые
рекомендуют нас родственникам и знакомым.
Здание, в котором сейчас расположены мельница и маслобойня,
еще с 90-ых годов принадлежит семье Алины. До получения гранта оно пустовало.
Сейчас «Moara lui Timofeici», как называют в селе бизнес молодой мамы, открыта
для всех жителей Севирова и восьми сел вокруг него.
«Люди могут прийти в любое время, здесь всегда кто-то на
смене», — продолжает Алина. «Мне очень повезло, ведь отец — настоящий
профессионал в сельском хозяйстве.Он подсказывает и направляет, когда я
сомневаюсь».
Алекс
Подготовка к запуску бизнеса шла параллельно с воспитанием
сына. Алина одна растит ребенка с двух месяцев. По образованию она фармацевт,
окончила медицинский институт им. Тестимициану, до декрета работала в аптеке.
«А потом родился Алекс, спустя два месяца стала матерью
одиночкой. Тогда мне казалось, что единственный способ поднять его на ноги –
уехать заграницу и заработать денег», — признается девушка. Теперь о переезде
не может быть и речи. С трудом представляю себе, что малыш мог бы расти далеко
от меня».
На вопрос «Чья мельница?», двухлетний Алекс гордо отвечает:
«Моя!». Он знает, как работает каждая машина, любит возиться со свежей мукой и
почти никогда не капризничает. «Нужно хотеть, иметь цель и знать, для чего ты
работаешь», — завершает свой рассказ Алина. «Может, кому-то бизнес нужен ради
выгоды, но для меня это было спасением. Делала и продолжаю делать все для того,
чтобы растить сына в родном селе, в родной стране. Пускай за границей
заработала бы в десять раз больше, но я дома, с ребенком и родителями».
Проект по оказанию
поддержки молодым предпринимателям с обоих берегов Днестра осуществлялся при
содействии программы «Поддержка
мер по укреплению доверия», которая финансируется Европейским союзом и с 2009 года внедряется
Программой развития ООН (ПРООН). Общая цель программы – с помощью местных
органов управления, бизнес-сообществ и других ключевых партнёров укрепить
доверие между обоими берегами Днестра.
Текст, фото: Елена
Держанская
Комментарии
Отправить комментарий