Экологическая платформа - эффективный механизм взаимодействия людей с двух берегов Днестра на пользу окружающей среде и миру

 

Успех в решении многочисленных проблем в бассейне Днестра зависит, в первую очередь,

от того, как эффективно и слажено работают различные структуры в всем регионе. Доверие

между людьми правого и левого берегов Днестра сегодня - важнейшее условие успеха. И

огромная роль в укреплении этого доверия принадлежит гражданскому обществу.



В 2016 году ПРООН в Молдове в рамках Программы по укреплению мер доверия при фи-

нансовой поддержке Европейского Союза объявила тендер на проекты по созданию темати-

ческих платформ в контексте взаимодействия двух берегов Днестра, в частности, в области

окружающей среды. Мы (Eco-TIRAS) решили, что это хорошая возможность укрепить и умно-

жить уже существующие и достаточно эффективные профессиональные связи в этой области

между берегами. Eco-TIRAS успешно и с удовольствием работает с левым берегом с конца 90х

годов. При этом совместными усилиями было сделано много полезных для улучшения поли-

тик и состояния речного бассейна дел. Мы подали заявку на тендер и выиграли. В итоге была

создана Экологическая платформа, нашим партнером с левого берега стала известная хоро-

шими делами НПО «Экоспектр» (Бендеры). 

Сегодня мы являемся лидерами Экологической платформы, которая осуществляет свою деятельность на обоих берегах Днестра и является неформальной ассоциацией общественных экологических объединений, местных властей, образовательных и научных учреждений, фермерского сообщества, деятельность которых направлена на укрепление мер доверия между людьми, на развитие мирного и взаимовыгодного сотрудничества в рамках решения общих социально-экологических проблем, обеспечивающих экологическую безопасность и устойчивое развитие региона. Членами нашей платформы могут стать все те, кто разделяет социальную ответственность за состояние окружающей природной среды и соблюдает принципы мирного сотрудничества, без конфликтов и взаимных упреков.


Первоначально членами Платформы стали организации, с которыми Eco-TIRAS

эффективно работает уже много лет. Сегодня все они являются ее учредителями. Платформа

также с удовольствием принимает в свои ряды новых членов, но при этом руководствуется

решением Координационного совета.



Заявитель должен предоставить письменное заявление 

с мотивацией участия, решение Координационного совета считается принятым, если за него

проголосовало не менее 2/3 от присутствующих на заседании членов Cовета.

Платформа успешно пополнялась новыми людьми, хорошо развивалась, и к концу 2018г.

обозначились несколько важных приоритетов, представляющих интерес для членов платфор-

мы обоих берегов. Это такие области, как экологические методы ведения сельского хозяй-

ства, использование альтернативных источников энергии в контексте изменения климата,

экологическое воспитание и образование, сохранение биоразнообразия, информирование

населения о состоянии окружающей среды и участие общественности в принятии экологиче-

ски значимых решений.

На втором этапе проекта (с 2019 года) мы решили поддержать предложенные членами

платформы полезные инициативы в приоритетных областях. Почему возникла такая идея?

Платформа богата специалистами своего дела, которые смогли бы успешно реализовать не-

сколько пилотных проектов по своим направлениям. И эти совсем маленькие проекты смогли

бы послужить своеобразной стартовой площадкой для решения более крупных задач. Кроме

того, нам очень хотелось, чтобы люди проявили себя, показали свой уровень профессио-

нализма. И сделали это на пользу окружающей среде и населению обоих берегов Днестра.

Поэтому мы включили в наш проект «Экологическая платформа», поддержанный ПРООН в

Молдове, финансовую поддержку пяти инициатив.


Сегодня, несмотря на непростую эпидемиологическую ситуацию, поддержанные нами ини-

циативы совместно выполняются на правом и левом берегах Днестра:

1. Экологические и консервативные системы земледелия. Инициатива выполняется

НИИ “Селекция”, Бельцы, и НИИ сельского хозяйства, Тирасполь.

Выбраны несколько модельных участков, где проводится совместная работа по реализа-

ции идей, направленных на внедрение экологических и консервативных систем земледелия,

ведется наблюдение за результатами, проводятся встречи-консультации специалистов двух

берегов Днестра. В 2020 году встречи и передача ценного опыта были особенно актуальны в

связи с тем, что регион накрыла засуха.

2. Внедрение альтернативных источников энергии в контексте изменения климата.

Инициатива выполняется НПО «Renaşterea Rurală» («Сельское возрождение»), Кишинёв, в

партнёрстве с НИИ сельского хозяйства, Тирасполь. Очень актуальное направление в услови-

ях подорожания энергии. Исполнители помогают нескольким фермерским хозяйствам на двух

берегах Днестра улучшить условия для работников за счет установки солнечных коллекторов.

Кроме этого, использование альтернативных источников энергии широко рекламируется в

регионе через встречи с сельскими жителями, школьниками и студентами, а также СМИ.

3. ИНФОмост ЭКОплатформы. Инициатива выполняется НПО «Медики за экологию»,

Дубоссары, и журналистами с правого берега. Цель данной инициативы - донести до людей,

живущих на левом и правом берегах Днестра, информацию о том, что происходит в бассейне

Днестра, какие проблемы существуют, что необходимо предпринять и как журналисты могут

поспособствовать улучшению экологической ситуации в регионе через правильное информи-

рование населения.

4. Доверие через природу и творчество. Инициатива реализуется НПО «Ассоциация со-

циально-экономического развития (г.Шолдэнешть) и ОО «ДжиП» (г.Рыбница) при поддержке

мэрии города Шолдэнешть.

Целью данной инициативы является повышение уровня доверия между людьми городов

Рыбница и Шолдэнешть через призму детских творческих работ. Укрепление дружбы между

творческими коллективами городов Рыбницы и Шолдэнешть.

5. Экологическое воспитание и образование. Инициатива реализуется природоведче-

скими факультетами двух университетов – МГУ, Кишинев, и ПГУ, Тирасполь, и направлена на

развитие мер по укреплению доверия между студентами и преподавателями по обеим сторо-

нам Днестра через сотрудничество преподавателей и студентов университетов посредством

организации конференций, семинаров и полевых практик. А также формирование активной

жизненной позиции в рамках обеспечении я устойчивого развития окружающей среды по-

средством изучения биологического разнообразия и знакомства с культурными традициями и

памятниками природы местности.

У Экологической платформы много планов на совместную деятельность специалистов двух

берегов Днестра в будущем. Например, сегодня мы хотим подключить в наши планы еще

одно интересное и полезное направление: охраняемые природные территории и природо-

охранные университетские музеи — путь к познанию природы и экологическому образова-

нию молодежи.


Мы благодарны нашим коллегам и единомышленникам из Экологической платформы за

поддержку, четкую гражданскую позицию, уважительное и доброе отношение друг к другу,

независимо на каком берегу они проживают. И, конечно, за неравнодушие к проблемам ок-

ружающей среды.


Одной из основных задач Международной ассоциации «Eco-TIRAS» является воспитание и

образование молодежи, которая захочет остаться на родине и изменить существующее отно-

шение к окружающей среде, управлению природными ресурсами и сохранению стабильного

мира в регионе. Опыт тридцатилетнего развития страны показывает, что лучшим решением

является воспитание качественно нового, образованного и ответственного поколения.

Сегодня молодежь покидает страну и это опасная тенденция. Поэтому наша задача – при-

вить молодым людям уважение к стране, уверенность в том, что они смогут изменить си-

туацию к лучшему, желание получить отличное образование и взять управление страной в

свои руки.


Образование и воспитание – важные условия для становления поколения образованных

людей с активной гражданской позицией. Днестровские летние школы для молодежи вносят

существенный вклад в этот нелегкий процесс. Поэтому мы, не сомневаясь, включали в проект

«Экологическая платформа» Днестровскую летнюю школу «Днестр 2020».

Тринадцатая по счету молодежная экологическая летняя школа Eco-TIRAS «Днестр 2020»

прошла с в период 17 – 29 июля 2020. В этом году COVID-19 помешал нашим планам провести

ее традиционно на берегу Днестра и нам пришлось войти в режим онлайн. Здесь безусловно

присутствовал определенный риск: сумеем ли мы передать ребятам важную информацию,

полноценно поделиться знаниями и опытом, познакомить и подружить их друг с другом. Важ-

но было вовлечь ребят в процесс, удержать их внимание и интерес.

Но школа прошла неожиданно эффективно, ярко, дружно и весело. Участвовали ребята с

двух берегов Днестра. Первоначально мы рассчитывали на возраст от 15 до 20 лет, но неожи-

данно к нам попросились также студенты, учителя, представители НПО и журналисты. Мы так

же приняли их в нашу школу, ведь это говорит о том, что людям интересно то, что мы делаем

и чему учим. Чем больше экологически образованных людей вокруг, тем лучше мы сбережем

наш край и окружающую среду.

Мы не старались достичь очень большого количества участников, нашей целью было прив-

лечь активную молодежь в подготовку летней школы «Днестр 2021», передать им как можно

больше полезной информации, подружить и поддержать интерес к экологическим проблемам

региона и путям решения. А также подтолкнуть к тому, чтобы они участвовали в принятии

решений по вопросам, касающимся окружающей среды и смогли передавать знания дальше.

Летняя школа состояла из трех блоков. Трудно сказать, какой из блоков был основным.

Они удачно дополняли друг друга и создавали дружелюбную рабочую атмосферу.

Образовательный блок включал информацию о проблемах в бассейне Днестра, о транс-

граничном управлении водными и другими природными ресурсами, о сохранении раститель-

ного и животного мира, о качестве воды и здоровье населения. Уделяли много внимания

международным соглашениям в области окружающей среды, в частности, Орхусской конвен-

ции и европейскому экологическому законодательству. К лекциям, беседам, тренингам мы

привлекли компетентных специалистов нашего региона и не только. Надо отдать должное

всем экспертам – они смогли заинтересовать и удержать внимание участников, за что мы им

очень благодарны. В условиях дистанционного общения сделать это совсем не просто.

Первое занятие в наших летних школах мы всегда начинаем с самого понятия «Экология».

Не секрет, что многие люди, даже специалисты профильных учреждений, а еще чаще СМИ,

допускают грубейшую ошибку, обозначая состояние окружающей среды понятием плохая или

хорошая экология. Как и всякая другая наука, экология не может быть по определению ни

плохой, ни хорошей. А вот состояние окружающей нас среды, наше отношение к ней остав-

ляет желать лучшего. Оставляет желать лучшего состояние нашей любимой реки и в целом

ее бассейна. Поэтому далее мы обязательно переходим к бассейну Днестра. Он нас объе-

диняет, мы не можем и не должны равнодушно воспринимать то, что происходит рядом с

нами, в нашем общем доме. Мы вместе ищем пути сохранения бассейна. Безусловно, мы не

рассчитываем, что все вдруг станут экологами, но важно, чтобы молодежь стала защитником

окружающего нас мира.


Второй блок нашей школы был посвящен тренингу по воспитанию лидерских качеств, вов-

леченности в общественную жизнь страны, приобретению четкой гражданской позиции. Мы

очень много времени посвятили работе в команде, что очень важно для эффективной, при-

носящей хорошие плоды, деятельности в бассейне Днестра. Не оставили без внимания также

историю нашего края, становление народов, населяющих сегодня нашу страну.

Сегодня, в период внутренних противоречий и войн, очень актуальна тема мира во всем

мире, без войн и ненависти. Мы получили ответы на вопросы, что такой глобальный индекс

мира, что такое негативный и позитивный мир.


Третий блок нашей школы был творческим, мы открыли свою группу на ФБ, где кипит

наша жизнь. Участники летней школы много работали и продолжают работать самостоятель-

но, с огромным энтузиазмом участвовали в конкурсах, интеллектуальных играх, создавали

собственные группы в социальных сетях, куда и сегодня помещают полезную и актуальную

информацию для своих друзей, коллег и близких. В группе «Летняя школа 2020» размещено

много информации и об участниках, и об экспертах, и о тренерах. Размещены визитные кар-

точки и лекции – видео, обсуждения, новости и другая полезная информация. Ссылка на груп-

пу в ФБ [17]. Надеемся, что группа будет работать и дальше. Судя по активности участников,

думаем, что так и произойдет.


Традиционно у нас проводились конкурсы:

• Лучшая информативная группа в социальных сетях, где размещены полезные мате-

риалы на экологическую тематику;

• Лучший экологический плакат;

• Конкурс фото кросс - лучший экологический коллаж из фото;

• Лучшее лого летней школы Днестр 2021;


Не забыли мы и о традиционной интеллектуальной игре «Что, где, когда». Мы все с удовольствием смотрели и обсуждали сообща фильмы о прошлых летних школах, видео хороших и полезных мероприятий, творческие выступления наших участников, а также совершали экскурсии по интересным местам Молдовы. Например, в замечательный
заповедник Ягорлык [1]


Татьяна Синяева, г. Кишинёв.




Статья опубликована в сборнике «ЕВРОИНТЕГРАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ БАССЕЙНОМ РЕКИ ДНЕСТР». Кишинёв: Eco-TIRAS, 2020.




Международная ассоциация хранителей реки Eco-TIRAS

Str. Teatrală 11A, Chişinău 2012, Moldova. E-mail: ecotiras[@]mail.ru




Справка: С материалами летней школы вы можете ознакомлены в интернете.







Ссылки:

Экология как наука. Ирина Блохина, преподаватель биологии лицея им. Нечуя Левицкого,

Кишинев. [2]

Бассейн Днестра, описание, чудеса, проблемы. Илья Тромбицкий, доктор биологии,

Eco-TIRAS. [3]

Протокол по проблемам воды и здоровья. Его внедрение в Молдове. Татьяна Синяе-

ва, член национального координационного комитета по внедрению Протокола по проблемам

воды и здоровья в Молдове от НПО. [4]

Трансграничное сотрудничество, проблемы и достижения. Тамара Кутонова (Tamara

менеджер проекта ГЭФ по Днестру (ОБСЕ– Киев), Бу Либерт (Bo Libert), эксперт по трансгра-

ничным водам, Швеция. [5]

Растительный и животный мир бассейна Днестра. Экскурсия в заповедник Ягоролык.

Николай Романович, биолог, министерство сельского хозяйства и природных ресурсов, Ти-

располь [6]

Экологические проекты. Наши возможности и реализация. Паула Ильев, старший кон-

сультант министерства сельского хозяйства и природных ресурсов Молдовы. [7]

Международное законодательство и международные конвенции в области экологии.

Орхусская конвенция. Наталья Замфир, доктор юридических наук, МГУ. [8]

Знакомство с успешными экологическими НПО, их роль в обществе.

Мартин Скальски, руководитель НПО «Arnika», Прага; [9]

Иван Игнатьев, руководитель НПО «Ecospectrum», Бендеры; [10]

Олег Ротарь (Oleg Rotari), руководитель НПО «Ormax», Дрокия, Молдова. [11]

Также активно проводили тренинги по лидерству, рассказывали, для чего и как создаются

общественные организации и как можно вовлечься в общественную жизнь страны, стать ли-

дером или просто полезным членом НПО, или активным волонтером.

Тренинг по лидерству Марчел Паскаль, психолог, биолог, ведущий тренер по работе

Тренинг по лидерству Марчел Паскаль, психолог, биолог, ведущий тренер по работе с

молодежью [13]

Тренинг по лидерству Марчел Паскаль, психолог, биолог, ведущий тренер по работе с

молодежью [14]

Большое внимание уделили истории нашего края:

Климатические катастрофы и катастрофы культур в истории древней Молдовы.

Марк Ткачук, библиотека цивилизаций имени Марка Блока, Кишинев [15]

Не оставили без внимания принципы построения демократического мира во всем мире, без

войн и ненависти:

Глобальный индекс мира, позитивный и негативный мир. Наталья Панковска, координа-

тор по Европе и Ближнему Востоку Ассоциации выпускников мира Ротари [16]

В 2020 году Летнюю школу проводили при содействии организаций, с которыми мы сот-

рудничаем – Проекта ГЭФ по Днестру (ОБСЕ, Киев), Программы развития ООН в Молдове при

поддержке Европейского Союза, Проекта чешской НПО «ARNIKA» при поддержке чешского

МИДа, немецкой НПО UfU при поддержке немецкого Агентства окружающей среды.

Ссылки на презентации Молодёжной летней школы «Днестр 2020»:

[1] https://cutt.ly/ofwpcuJ

[2] http://eco-tiras.org/docs/Presentation_Blohina_20_07_20.pptx

[3] http://eco-tiras.org/docs/Presentation_Trombitski_20_07_20.pdf

[4] http://eco-tiras.org/docs/W@H_Presentation_Siniaeva_20_07_20.ppt

[5] http://eco-tiras.org/docs/Summer-school-20.07.20.pptx

[6] http://eco-tiras.org/docs/Romanovich_24_07_20.pptx

[7] http://eco-tiras.org/docs/Paula_Iliev_22_07_20.pdf

[8] http://eco-tiras.org/docs/Prezentation_Zamfir_26_07_20.pptx

[9] http://eco-tiras.org/docs/Martin-24.07.2020.mp4

[10] http://eco-tiras.org/docs/Presentation_Ignatiev_28_07_20.pdf

[11] http://eco-tiras.org/docs/Rotari_28_07_20.pdf

[12] http://eco-tiras.org/docs/Pascal_1.pptx

[13] http://eco-tiras.org/docs/Pascal_2.pptx

[14] http://eco-tiras.org/docs/Pascal_3.pptx

[15] http://eco-tiras.org/docs/Mark-24-07-2020.mp4

[16] http://eco-tiras.org/docs/Presentation_Pankowska_28_07_20.pdf

[17] Ссылка на страницу группы Летней школы в Facebook: https://www.facebook.

com/groups/276502376791962/?multi_permalinks=289190012189865&notif_

id=1596532913734920&notif_t=feedback_reaction_generic




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Животный мир лесов Приднестровья богат и разнообразен.

Объявление о конкурсе для школьников «Лес и его обитатели»

И лечит, и калечит