Когда всё по ГОСТу? Активная позиция граждан - залог здоровья общества

 Когда мы приходим в магазин и видим на прилавке продукцию, с аббревиатурой «ГОСТ» на этикетке, то автоматически возникает доверие не только к продукту, но и к его производителю.

Ведь когда-то было все «по ГОСТу» и ни у кого не вызывало сомнений, что в колбасе - мясо, а в сливочном масле - натуральные животные жиры и всё, что написано на упаковке соответствует тому, что находится внутри.



Для справки: «ГОСТ — это государственный стандарт, который формулирует требования государства к качеству продукции, работ и услуг, имеющих межотраслевое значение. ГОСТы устанавливаются на основе применения современных достижений науки, технологий и практического опыта с учетом последних редакций международных стандартов или их проектов. Система ГОСТов была разработана и запущена ещё в СССР».

Всплеск развития новых технологий в 90-е годы многократно расширил ассортимент товаров и вот тут-то, и обнаружилось, что не существует системы способной оперативно обновлять и создавать новые ГОСТы.

Именно в этот период, для регламентации выпуска товаров, на которые отсутствовали государственные стандарты стали создаваться технические условия (ТУ), разрабатываемые самим производителем… В технических условиях, также, как и в Госстандарте указывается состав продукта, его органолептические показатели: вкус, цвет, запах, внешний вид. В случае, когда продукт под названием «Масло сливочное» содержит растительные жиры, это отражено в соответствующих технических условиях. Основное требование к производителю состоит в том, чтобы маркировка и название товара не вводило в заблуждение покупателя.



В интернете, в широком доступе легко найти нормативный документ (НД) на любую продукцию, как в натуральном виде, так и в виде продуктов переработки. В этом документе находится подробная информация о составе, объёмах и сортности компонентов включённых, например, в колбасы. Это так сказать «портрет» товара. Подробно указаны требования к внешнему виду, упаковке и безопасности производства, перечислены методы химического, и бактериологического контроля в том числе: молочных продуктов, сыров, колбас, рыбы, копчёностей, мяса, субпродуктов, круп и множества других наименований.

Посещая места торговли, мы точно знаем, как желаемый продукт должен выглядеть и каким должен быть на вкус, тут нам на помощь приходят зрение, обоняние и осязание. Ну, а если вожделенный кусочек в вакуумной упаковке или просто в упаковке? И только, когда мы приходим домой и открываем пакет, все наши органы чувств начинают громко протестовать.

Что делать?

Возвратить товар! Как можно скорее. Возврат возможен только в пределах срока годности, если продукт приобретён с истёкшим сроком или он истёк в день возвращения товара, сделать это уже будет невозможно.

Таким образом, первое правило покупателя гласит:

Уточняйте сроки годности. Если продукт оказался не соответствующим по качеству, но сроки годности действительны, вы имеете право потребовать (попросить), заменить товар либо вернуть деньги (не лишним будет сохранённый чек).

Второе правило покупателя: «В случае обнаружения признаков порчи продукта —незамедлительно вернуть его продавцу».

Закон «О защите прав потребителей» будет на стороне покупателя. *

Однако, бывает и так, что и срок приемлемый, и условия хранения соответствующие, а свежесть продукта вызывает сомнения. Тогда, важным этапом станет помощь независимой экспертизы, способной доказать наличие в товаре недостатков производственного характера. Если покупка была совершена на рынке, необходимо обратится в лабораторию рынка в чьём ведении находится торговля мясными, молочными продуктами, а также продуктами растениеводства. В случае приобретения товара в любой другой торговой точке, необходимо обратится в Центр Гигиены и Эпидемиологии.



По письменному (обязательно!) заявлению от потребителя или производителя в Дубоссарском ЦГи Э, оперативные работники направляют продукт в лабораторию, на исследование. После чего, будет выдано заключение о соответствии или не соответствии исследуемого образца требованиям ГОСТа, где одним из основных является оценка органолептических свойств продукта.

Среди продуктов потребления особое внимание уделяется качеству питьевой воды. В лаборатории исследование проводится более чем по двадцати показателям, основными из которых являются: мутность, цветность, жёсткость, нитраты, железо, сульфаты, остаточное содержание хлора и другие вещества, оказывающие влияние на здоровье человека. В речной и озёрной воде проводятся испытания на содержание растворённого кислорода, биологическое и химическое загрязнение, наличие нефтепродуктов и др. Исследование воды, позволяет собирать данные о её качестве и безопасности, а также изменении её состава на протяжении определённого периода. Ведь хорошо известно, что дисбаланс микроэлементов в питьевой воде приводит к поражению печени, почек, вызывает сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные заболевания и т.д.;

Санитарно-гигиеническая лаборатория также проводит широкий спектр исследований пищевых продуктов:

Молока, молочной, кисломолочной продукции, сыров на содержание жира, плотности, качества пастеризации, кислотности, белка, соды, аммиака. Мяса, мясных продуктов, рыбы, консервов на соответствие ГОСТу по содержанию нитрита натрия, соли, влаги, жира, белка. Масел растительных и животных на влагу, перекисное, кислотное, йодное и цветное число свидетельствующие о порче продукта.

Проводится так же исследование безалкогольных, напитков на кислотность и сухие вещества. Алкоголь - на крепость, кислотность, содержание общей сернистой кислоты, в коньяках - метиловый спирт и крепость. Пиво, как слабоалкогольный напиток исследуется так же, на кислотность, содержание этилового спирта и содержание сухих веществ в сусле. Возможны исследования косметических средств, в том числе шампуни, кремы, зубные пасты, различные моющие средства.

Бактериологическая лаборатория Центра Гигиены проводит исследования на общую бактериальную загрязнённость, а также на заражённость условно патогенной и патогенной микрофлорой объектов внешней среды: воздуха, воды, почвы и продуктов питания. Микробиологический анализ, определение микрофлоры того или иного объекта поможет установить истину и определить степень свежести пищевого продукта. Ведь именно обсеменённость патогенными микроорганизмами, плесневыми грибами вызывает как порчу продукта, так и серьёзные пищевые токсикоинфекции.

Работа лабораторий в комплексе с другими отделами имеет одну основную задачу — предупреждение заболеваемости населения.

Из этого вытекает третье правило покупателя:

в случае приобретения недоброкачественного товара, обнаружения продукции с истёкшим сроком годности необходимо передать претензию (заявление) в Центр Гигиены и Эпидемиологии.

Заявление пишется на имя главного врача, с указанием даты, имени и фамилии заявителя. В обязательном порядке необходимо указать время и место где был приобретён товар. В случае, если нет возможности лично принести документ, его могут передать родственники или соседи.

Такое заявление даёт право сотрудникам Центра провести внеплановую проверку торговой точки, установить условия и сроки хранения товара, произвести отбор продукции из поступившей партии, а после получения результатов исследования принять соответствующие меры.

Именно активная позиция потребителей, позволяет поддержать лучших производителей, способствует развитию торговой сети и качественному обслуживанию, повышает уровень жизни и улучшает здоровье людей и в первую очередь Вас и Вашей семьи.


Ирина Залевская, врач-лаборант ДЦГ и Э

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Животный мир лесов Приднестровья богат и разнообразен.

Объявление о конкурсе для школьников «Лес и его обитатели»

Памяти журналистки Анны Белой