Женский голос в СМИ и обществе
В XXI в. мировое сообщество переживает грандиозные перемены во многих сферах жизнедеятельности, обусловленные проблемами политического, экономического и социального характера, масштабной трансформацией традиционных ценностных систем и этических идеалов.
Произошедшая трансформация оказала огромное влияние на профессиональные, морально-психологические, эстетические, семейные взаимоотношения мужчин и женщин, а также в целом на состояние института семьи.
В современном обществе СМИ стали частью системы социализации подрастающего поколения и взрослых; они играют важнейшую роль в формировании общественного мнения, оценок людей и событий. Под влиянием различных масс-медиа в обществе формируются гендерные стереотипы. Преодоление стереотипного видения женщины и мужчины входит в список приоритетных проблем мирового сообщества.
Современные печатные
СМИ показывают немало женских образов
на своих страницах: женщина – мать,
женщина – пенсионер, женщина – человек
с ограниченными возможностями и т.д.
Также, листая печатные СМИ, читатель
может обратить внимание на разнообразие
мужских образов: мужчина – отец, мужчина
– пенсионер, мужчина – убийца и т д.
Образ мужчины, как и образ женщины,
представляется читателю как в
положительном, так и в негативном свете,
тем самым заставляя человека осуждать
или поддерживать поступок того или
иного человека.
Свободу печати и права женщин в СМИ нельзя рассматривать отдельно. Если женщины не имеют тех же возможностей в этой сфере, что и мужчины, то истинной свободы СМИ в таком обществе не существует. В соответствии с
Глобальным приоритетом ЮНЕСКО «Гендерное равенство», Организация способствует достижению полного гендерного равенства в средствах массовой информации к 2030 году.
В этом материале, мы рассмотрим, какие образы женщин встречаются наиболее часто на страницах газеты Приднестровье в 2021 году и какой оттенок они несут в большей степени, позитивный или негативный, а также сравним эти данные с информацией за 2014 год.
В 2014 году мы исследовали публикации в номерах массовой общественно-политической газеты «Приднестровье». Она распространялась на территории всего Приднестровья, учредителем являлся Президент. Её задача была в том, чтобы всесторонне освещать деятельность Президента ПМР, местных Советов, госадминистраций, трудовых коллективов, общественных формирований; информировать население о политических, социальных, экономических, культурных и других событиях в жизни республики, а также ближнего и дальнего зарубежья.
Сегодня учредителями газеты «Приднестровье» является Министерство информации и телекоммуникаций (gazeta.gospmr.org). В апреле 2010 г. для создания оптимальных условий деятельности редакций государственных печатных СМИ – газеты «Приднестровье», а также газет «Адевэрул Нистрян» и «Гомiн», обеспечения гарантированного Конституцией права граждан получать полную, достоверную и своевременную информацию о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, социально-экономической и международной жизни, было сформировано государственное учреждение «Приднестровская газета».
Мы проанализировали 20 номеров газеты: 10 в январе-марте 2014 года и 10 в январе-марте 2021г., что составляет 277 материалов.
О ком пишут
В исследованных материалах за 2014 год 86,3% публикаций информировали о мужчинах и женщинах. Из них большинство 47,9% представляли сбалансировано и женщин, и мужчин. Оставшиеся 23% исследуемых текстов содержат сведения о мужчинах. И 15,4% материалов информируют общество о женщинах.
Таким образом, можно констатировать, что в публикациях газеты в 2014 году наблюдается гендерный дисбаланс с перевесом в пользу мужчин на 8%.
О ком пишут 2014 г.
В
2021 году в газете «Приднестровье» ситуация
выглядит так: 78,7% публикаций рассказывают
о мужчинах и женщинах. Из них 42,5%
одновременно и о мужчинах, и о женщинах;
25,6% раскрывают только мужской образ и
10,6% только женский.
Гендерный дисбаланс
на страницах газеты в пользу мужчин
сохранился и увеличился на 7%, составляет
15%.
О ком пишут 2021 г.
Профессиональная сфера
Теперь,
когда мы знаем сколько места уделяют
информации о мужчинах и женщинах в
газете Приднестровье, рассмотрим какие
профессиональные сферы представляют
они в публикациях, взяв за 100% только
публикации о женщинах и мужчинах за
исследуемый период.
В 2014 году это 45 материалов, в которых прослеживается небольшая разница в тематической подаче информации. В публикациях на социальную тематику, о культуре и науке мужчины фигурируют немного чаще, чем женщины, такая же ситуация складывается и в политических, и экономических материалах. В сфере «Спорт» и «Развлечения» в исследуемый период преобладает женский образ.
Так, 33,3% публикаций описывают достижения мужчин в науке, культуре и социальной деятельности. 26,7% материалов, описывающих мужчин, размещены в рубриках «Политика» и «Экономика». При этом не опубликовано ни одного материала, отображающего мужской образ в сфере развлечений и спорта.
26,7% материалов о женщинах размещено в рубриках «Социальная служба», «Наука» и «Культура». В рубриках «Политика» и «Экономика» опубликовано 11,1% материалов, отражающих успешную деятельность женщин. И 2,2% текстов с женскими образами находятся в рубрике «Спорт» или относятся к сфере развлечений.
Профессиональная сфера 2014г
В
настоящее время информация распределяется
так: 70,68% публикаций описывают достижения
мужчин в науке, культуре и социальной
деятельности. 25,86% материалов, описывающих
мужчин, размещены в рубриках «Политика»
и «Экономика», 31,03% - в рубриках «Социальная
служба», «Наука» и «Культура», 13,79% - в
сфере развлечений и спорта.
Вместе
с тем, 13,79% материалов о женщинах размещено
в рубриках «Социальная служба», «Наука»
и «Культура», столько же в рубриках
«Политика» и «Экономика». И 1,72% текстов
с женскими образами находятся в рубрике
«Спорт» или относятся к сфере
развлечений.
Таким образом, мужской образ преобладает в политических и экономических материалах, в социальных публикациях, научных, культурных. В сфере спорта и развлечений в исследуемый период мужчины и женщины представлены в одинаковой мере.
Профессиональная сфера 2021г
Как о них говорят
В
2014 году мужчинам и женщинам даются
абсолютно разные определения. При этом
складывается впечатление, что и мужчины,
и женщины одинаково активны в жизни.
Изменения, происходящие в социальной
жизни, находят отражение в СМИ, о чем
свидетельствуют используемые в
исследуемых текстах существительные,
прилагательные, глаголы и т.д. Женщины
чаще более активны в семье и социальной
сфере. Мужчины – в управлении государством,
бизнесе.
Чаще всего встречаются
следующие определения:
Женщины -
выносливые, терпеливые, многоуважаемые.
А
мужчины - юный, надёжный, волевой,
целеустремлённый.
Мужчины представлены примерно также, как и женщины. Они решают вопросы, имеют вес в обществе.
Подтверждение гендерному балансу в публикациях газеты «Приднестровье» в 2014 г. мы находим и в существительных, которые характеризуют и женщин, и мужчин как активных участников производственно-общественных отношений, в том числе занимающих руководящие посты, членов своих семей.
Женщины: глава, девушки и женщины, учитель, мастерицы.
Мужчины: сотрудник, член союза художников, руководитель, рабочий.
Это же подтверждают и используемые в исследуемых газетных материалах глаголы, и словосочетания.
Женщины - дала ряд поручений, встретилась, отметила, улыбается и говорит, назначила, рискуют, начала писать, удивила и порадовала, проводит шукшинские чтения, организует творческие встречи и т.д.
Роль мужчины в обществе описывается подобно роли женщины. Мужчина - подчеркнул, заметил, «погорел», попросил взятку, выразил надежду, даёт интервью, напомнил, заключил и т.д.
В профессиональной сфере мужчины и женщины описаны в практически равных профессиональных и общественных статусах.
Женщины – Председатель Правительства, начальник управления, министр, директор музея, профессор, старший преподаватель и т.д.
Мужчины - заместитель министра, подполковника, капитан и старший следователь, глава Департамента, президент Конфедерации и т.д.
Все вышесказанное подтверждают и заголовки публикаций. Женщины чаще более активны в семье и социальной сфере («Согревая детские сердца», «ВУЗ без науки – лодка без вёсел»). И лишь некоторые публикации подчеркивают чисто женское начало: «Такое сладкое слово «Мама», «Дети должны жить в семье», «А ну-ка, девушки».
Мужчины – в управлении государством, бизнесе и т. д. («Консолидировать усилия для решения задач по улучшению уровня жизни», «О достижениях и проблемах столицы») и только некоторые носят негативный оттенок, показывая, что мужчины совершают ошибки: «Овца в волчьей шкуре», «Идолопоклонники золотого тельца».
В 2021 году мужчинам и женщинам также даются абсолютно разные определения.
Для лиц женского пола преимущественная эстетическая и качественная оценка. Она - приветливая, словоохотливая, скромная, застенчивая, особенная, улыбчивая, добрая, внимательная. В то же время они одинокие, пожилые.
Прилагательные, описывающие мужской образ в газете за исследуемый период, представляют лучшие стороны мужчины - подвижный, позитивный, оптимистичный, высокий и ладный, сильный, сдержанный.
Из этого мы можем сделать вывод, о совершенно разной подаче образов мужчин и женщин.
Подтверждение этому мы находим и в существительных.
Женский образ ориентируется на представлении её как члена семьи: мама, бывшая жена, жена, дочь, подруга, невеста, бабушки, матери, жёны, сёстры, дочери и подруги, матери, дочери, сестры, девушки. Отмечают и род деятельности: супермамочки, любительница садово-грядочных дел, хозяйка, огородница. Также употребляются такие фразы как: мамаша, женская половина.
Мужчины также представлены в рамках семьи: папа, дедушка, внук, супруг, зять, замечательный отец. Но в то же время он — путешественник, лётчик кавалер, солдат, животновод.
Это же подтверждают и используемые в исследуемых газетных материалах глаголы, и словосочетания.
Женщины – сообщила, повышает уровень знаний, устроилась работать, выступила, выполняете сложные и ответственные задачи. Но в то же время это легкомысленные и занимающиеся домом особы - достаточно быстро съехалась с мужчиной, разводится, выскочила замуж, готовит, остаетесь надежными хранительницами домашнего очага, перемыла посуду после ужина.
Роль мужчины в обществе более серьёзная. Он - заметил, обсуждали вопросы, подчеркнул, излучает энергию, прокомментировал, озвучил итоги, рассказал, победил, успел завоевать, проинформировал, считает целесообразным, признан «Человеком года-2020». Но также он — корит себя за измену, сидел со своим планшетом перед телевизором.
Мужчины и женщины представлены в практически равных профессиональных и общественных статусах.
Женщины – студент, дизайнер, сотрудник музея, директор, руководитель кружка, начальником государственной службы, Главврач, начальник отдела, заслуженные артистки, уборщица, буфетчица.
Мужчины – президент, руководитель штаба, глава, генеральный директор, глава администрации и председатель сельсовета, дизайнер, предприниматели, Председатель Госдумы, Пресс-секретарь, генерал, юрист, музыкант, певец, военный летчик, капитан, бармен.
Все вышесказанное подтверждают и заголовки публикаций. Материалы характеризуют женщин в основном как члена семьи, особу, занимающуюся домашними делами. («Карантин на свежем воздухе», «О нашем. О женском», «О том, как мы с Иркой чуть бизнес-леди не стали», «Любить женщину», «Женщина, которая умеет любить», «В «Новинку» за обновками», «Декретные материалы», «Огурцы по-луховицки»).
А мужчин, как трудящихся, занимающих руководящие посты, решающих вопросы. («Оперштаб: рабочие дискуссии», «Любую систему надо шлифовать», «Мой завод – моя гордость, моя судьба», «Я ни о чем не жалею…», «Три разгромные победы», «Мастер высокого класса», «Мы создаем государственный сервис, а это сервис в первую очередь для граждан»).
Как их показывают
Для
полноты картины мы провели и анализ
изображений в исследуемых
номерах.
Подавляющее количество
исследуемых публикаций в январе-марте
2014г. не были иллюстрированы либо имели
нейтральные иллюстрации – 54,3%.
Из
тех, что были проиллюстрированы, 45,7%: с
изображениями мужчин и женщин совместно
13,7% материалов. И по 16% — это фотографии,
изображающие отдельно мужчин и женщин.
Это говорит о соблюдение гендерного
баланса.
В 2021 году наблюдается перевес изображений с мужским образом: все материалы были иллюстрированы, но 45% имели нейтральные иллюстрации - изображения животных, природы и т.п.
Остальные 35% –
изображения мужчин и женщин совместно,
31% - изображающие мужчин и 22% - изображающие
женщин, что почти на треть меньше, чем
фотоиллюстраций с мужчинами.
Подведём итоги
В
материалах 2014 и 2021 гг. сексуальность и
телесность как мужских, так и женских
образов практически никак не акцентируются.
Но, если 7 лет назад снимки и статьи,
посвященные личным отношениям, встречались
крайне редко, то в 2021 материалов о личной
жизни стало намного больше, хоть и с
вымышленными персонажами. Частная жизнь
представлена темой семьи, часто не
благополучной.
Гендерная асимметрия
стала более чёткой. Разница в количестве
материалов и иллюстраций стала ещё
больше в пользу мужчин. Мужчина представлен
более решительным и сильным. Слова,
номинирующие независимость,
самостоятельность, по отношению к
мужчинам встречаются чаще, чем по
отношению к женщинам.
Но, было бы
преувеличением утверждать, что образ
«слабой» женщины и «сильного» мужчины
занимает доминирующие позиции. Мужчины
и женщины представлены практически в
одинаковом профессиональном и общественном
статусе и в 2014, и в 2021г. Они – руководители,
в равной мере трудятся и достигают
производственных успехов, духовного
творчества и в целом профессионально
самореализуются.
Тема материнства
в исследуемых материалах присутствует,
но не доминирует. Стоит отметить, что в
2014 году для лиц любого пола отмечена
частота слов, обозначающих родственные
отношения. В 2021 году в материалах о семье
больше фигурируют женщины.
Чтобы улучшить ситуацию
В
современном обществе печатные издания
создают и распространяют знания об
обществе, изобретают и воспроизводят
нормативные образы и модели поведения,
тем самым активно участвуют в процессе
формирования социальной реальности.
Журналистам очень важно корректно
подавать в печати образ и женщин, и
мужчин. От того, насколько качественно
и корректно журналисты будут освещать
вопросы равенства полов, настолько это
будет способствовать успешному
обеспечению государством равных прав
и равных возможностей для полной
реализации личного потенциала и мужчин,
и женщин.
Нужно выводить в поле
общественной видимости женщин и мужчин
различных социальных слоёв, разной
национальности, разных возрастов.
Включать в публикации женский и мужской
жизненные опыты, взгляды, мнения на все
без исключения проблемы общества.
Предоставлять людям возможность
говорить, разрабатывая любую тему,
журналисты должны включать в свои тексты
прямую речь, цитировать тех, кто
непосредственно вовлечен в представляемую
тему.
Газеты имеют постоянные
разделы, в которых представлены выдающиеся
личности, профессионалы, успешные люди.
В рамках этих рубрик преобладают статьи
про мужчин, а женщины представлены реже.
Редакции должны следить за тем, чтобы
выделялось 50 процентов пространства
каждой из этих категорий, чтобы
соответствовать правовым нормам.
И
в окончании, хочется отметить, что
главным редактором газеты «Приднестровье»
и в 2014 году и сейчас является мужчина.
Но, женщины-журналисты обучаются на тех
же факультетах журналистики, что и
мужчины-журналисты. Получают те же
дипломы. Это означает, что и те, и другие
могут работать как журналистами, так и
главными редакторами. И женщины, и
мужчины могут писать о политике, экономике
или проводить журналистские расследования.
Фотографии взяты с официальной страницы газеты "Приднестровье" в социальной сети Интернета "Одноклассники".
https://ok.ru/gazeta.gospmrorg
Комментарии
Отправить комментарий