Две войны дубоссарского врача Александра Асмолова
Двадцать лет коллектив Дубоссарской ЦРБ возглавляет главный врач Александр Викторович Асмолов. Свой путь в медицину он избрал еще в школе.
– Уже в пятом-шестом классе я понял, что хочу стать доктором, а в десятом это желание только окрепло, – рассказывает он. – После школы поступал в Донецкий мединститут, но не добрал полбалла, конкурс был очень высокий. Вернулся домой, в Дубоссары, работал слесарем на предприятии «Сельхозтехника», а на следующий год поступил в Кишиневский медицинский институт на факультет педиатрии. Получил специальность детского анестезиолога-реаниматолога, это был один из первых таких выпусков по педиатрическому профилю. По направлению пришел на работу в Дубоссарскую ЦРБ. С тех пор живу и работаю здесь, по своей специальности, которую никогда не менял.
1992 год ворвался в мирную жизнь дубоссарцев смертями, кровью и слезами, а первые жертвы необъявленной войны город понес трижды. Судьба сложилась так, что и 2 ноября 1990 года, и 13 декабря 1991-го, и 2 марта 1992-го Александр был на своей рабочей смене.
– Когда 2 ноября привезли первых раненых, у всех нас было шоковое состояние, – вспоминает Александр Викторович. – Практически никто нас не готовил к военно-полевой хирургии. Да, мы проходили курсы, но тут воочию пришлось увидеть огнестрельные ранения. У меня до сих пор все это стоит перед глазами: как после расстрела наших мирных жителей я зашел в операционную, и там лежал Вова Тимонов с ранением голени, его оперировали наши хирурги Михаил Гингуляк и Виктор Терлецкий.
2 марта 1992-го привезли начальника милиции Игоря Сипченко с пулевым ранением головы. На руках его занесли. Через десять минут он скончался. И это тоже была моя смена. Через час привезли молодого донского казака-добровольца Михаила Зубкова с ранением грудной клетки. Помню огромное кровоточащее выходное пулевое отверстие, его агонию. Мы только успели завезти его в реанимацию, и он умер. Ужасные воспоминания. Раненых везли каждый день. Этот специфический запах человеческой крови, взрывной травмы, обгорелых частей тела остался со мной на всю жизнь. До сих пор я его ощущаю.
Когда в начале марта 92-го начали везти раненых из Кочиерской воинской части (к слову, этот полк гражданской обороны организовал мой отец, кадровый офицер Асмолов Виктор Александрович), тоже была моя смена, оттуда тогда привезли первого погибшего.
График работы у нас был, конечно, очень плотный. И надо отдать должное всему коллективу больницы: все работали сутки напролет, не выходя из отделений. Бывало, приходишь на смену, а выходишь через трое суток. Очень много было раненых. Их привозили, кого на чем. И на «скорой помощи», и на подручных средствах. Никогда не забуду, как привезли раненого с пулевым ранением шеи, при этом пуля легла на артерию и таким образом закрыла кровотечение. Его привезли прямо на снарядных ящиках. Он выжил! Операцию вела рыбницкая бригада во главе с врачами – братьями Гуменными – Василием Филипповичем и Сергеем Филипповичем, работал с ними хирург Владимир Михайлович Иващенко. Хочу отметить, что нам во время войны помогала вся республика, работали также тираспольские врачи.
После сильного обстрела нашей больницы 16 марта ее перевели в здание бывшего тубсанатория, где мы находимся по сей день. И операционную, и реанимацию организовывали наспех, прямо в палатах. И так как операционные столы не могли сразу установить, они очень тяжелые, оперировали на полевых столах, которые дали нам в 14-й армии. Не хватало анестезиологических аппаратов, делали искусственную вентиляцию легких ручными переносными аппаратами, по полтора-два часа. Очень тяжело все это вспоминать. И еще раз хочу сказать о нашем коллективе: у всех был такой единодушный порыв, такое чувство долга по отношению к раненым! Ни один человек не сказал, что он устал! Надо – значит работаем! Под каждодневными обстрелами наши сотрудники ходили на работу, молча и терпеливо, изо дня в день.
Это было именно то время, когда ярко проявилось наше единство и сплоченность для достижения единой цели. К слову, и раненых полицейских Молдовы привозили к нам, и к ним было такое же отношение, как к своим, как к потерпевшему человеку. Люди есть люди, раненые есть раненые. Медицина в этом отношении вне политики. И сострадание проявляется ко всем больным, независимо от их позиции.
Огромное чувство облегчения пришло, когда генерал Александр Лебедь остановил войну. Война – это тяжелейший, изнуряющий, изматывающий труд. Какая это была радость, когда вошли российские миротворцы! Но даже после того, как было объявлено о прекращении боевых действий, раненые к нам продолжали поступать.
Люди подрывались на минах, когда шли на работу или на огороды, когда возвращались домой, особенно на линиях обороны на Роговском, Кочиерском и других направлениях. Приходилось делать ампутации. Было очень больно и обидно: война закончилась, а люди продолжали страдать.
Шли годы. Республика залечила нанесенные войной раны. И никто подумать не мог, что во второй раз всем нам придется вступить в еще одну войну – со смертельной коронавирусной инфекцией.
– Во время пандемии мы опять сплотились, и чувство долга снова было превыше всего, – говорит Александр Викторович. – В госпитале мы работали на пределе возможностей и победили. Но надо сказать, что последствия многочасовых смен в защитных костюмах очень сказываются сейчас на состоянии здоровья, а многие из нас переболели. Как следствие, обострились хронические болезни, гипертония и другие, но при этом наши сотрудники хотят продолжать работать и дальше.
– В Дубоссарской ЦРБ вы уже 35 лет, и по-прежнему любите свою работу? – спрашиваю Александра Викторовича.
– Да, конечно! Моя работа – это даже не образ жизни. Это и есть моя жизнь.
– Что вы хотите пожелать коллегам, всем нам в День медицинского работника?
– В первую очередь – мирного неба! Чтобы никогда больше нас, наших детей, внуков не коснулась война, чтобы то, о чем мы с вами вспоминали сейчас, никогда не повторилось! Чтобы в наших домах было тепло, радостно и уютно! И чтобы была уверенность в завтрашнем дне!
Заслуги Александра Асмолова высоко оценены государством. В числе его многочисленных наград – Орден Почета, медаль «За трудовую доблесть», ему присвоено звание «Заслуженный врач ПМР». Но главное для него – это бесконечная признательность пациентов, которые благодаря самоотверженному труду медработников Дубоссарской ЦРБ смогли победить болезни и вернуться к нормальной жизни.
Инна Влада. г. Дубоссары.
Комментарии
Отправить комментарий