Роль международных проектов в экологизации образования Молдовы
НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА «PROTECT-STREAM -4-SEA»
Аннотация: Экологическое образование очень важно для поколения, которое в будущем столкнётся с проблемами: загрязнения окружающей среды, исчезновения многих видов флоры и фауны, нехватки продовольствия, загрязнения водных источников- жизненно необходимых для населения.
В статье рассматривается экологическое образование, основанное на исследовании бассейна реки Бэлцата, проекта «PROTECT-STREAM -4-SEA», начиная от школьников, студентов, представителей местной власти до широкой аудитории общественности.
Ключевые слова: Экологическое образование, окружающая среда, загрязнение, охрана почв.
В Республике Молдова широко развита сеть общественных экологических ассоциаций, которые занимаются распространением и развитием экологического образования по модели: «зелёная школа - зелёный лицей - зелёный университет». На примерах установленных конкретных данных по исследованиям международных проектов, учёные пишут статьи в сборниках докладов, которые вручаются на республиканских конференциях школьников, призёрам, занявшим первые места. Учащиеся школ, лицеев и гимназий в республике Молдова оцениваются на республиканских конференциях по самостоятельным исследованиям и конкретному вкладу в оздоровлении окружающей среды.
Например, на семинарах, которые проводят члены рабочей группы Проекта в лицеях сельской местности, демонстрируются источники загрязнения окружающей среды, объясняется, почему вода во многих колодцах непригодна для потребления. Школьникам даётся задание: решение проблем на территории. Эти решения обсуждаются вместе со специалистами, учителями и конечно, моральное поощрение они всегда получают. Школьники активно участвуют в городских экологических олимпиадах, при поддержке отдела образования. Победители имеют право участвовать в республиканских экологических конференциях, а лучшие из них могут участвовать и выступать с презентациями на международных конференциях. Мы видим, что идёт постоянный конкурентный отбор талантливых школьников.
Международная ассоциация хранителей реки «Eco-TIRAS» организует для учащихся лицея обучение по сохранению окружающей среды в летних школах, с практическими занятиями, которые проводят ученые разных стран ближнего и дальнего зарубежья. Младшим школьникам необходимы опыты и наблюдения, которые должны выполняться под наблюдением учителя или незанятых родителей. Можно использовать для таких занятий - экскурсии в музей Природы, который богат экспонатами по таким темам, как «почвы- флора- фауна», «Красная Книга Молдовы». Отдельные залы музея посвящены геологии. В Кишиневском государственном университете находится уникальный зоологический музей, где проводят занятия студенты биологи.
Экологический аспект переплетается с многими предметами, так как вопросы охраны природы выходят последнее время на передний план. «Загрязнение окружающей среды»— эта тема очень тесно связана с подготовкой студентов на естественных факультетах университетов, педагогических ВУЗов . Вопросы экологии тесно связаны с состоянием здоровья населения.
В пандемической ситуации, которая у нас часто объявляется, упор делается в основном только на медицинский аспект для населения, на санитарные нормы. Однако в окружающей среде, рядом с человеком, существует множество бактерий и вирусов, которые мигрируют по цепочке: вирус→человек→животные→растения→окружающая среда (почва, вода, воздух).
Например, в обрабатываемой почве на 1 грамм приходится до 5 млрд. клеток, в сухой и малогумусной почве находится около 200 млн клеток в 1 г.рамме. Большинство из них — это невидимые невооружённым глазом одноклеточные (бактерии, простейшие и др.), а также вирусы и фаги. Кроме них, в почве обитают микроскопические грибы, водоросли, насекомые, черви и другие живые существа. На 1одном метре квадратном почвы можно встретить до тысячи видов почвенных организмов. Вирусы не могут размножаться клеточным делением, поэтому они используют живые клетки организма, а затем, некоторые вирусы уничтожают клетки, где они размножаются. Такие вопросы нужны для понимания безопасных технологий, способствующих выращиванию экологически здоровой продукции, повышающих иммунитет человека, а так же создание предпосылок к продовольственной безопасности нашей страны.
Однако, создание новых образовательных курсов в ВУЗах и новых методических рекомендаций, сегодня не всегда возможно. На помощь приходят многочисленные общественные ассоциации, которые сотрудничают с профессиональными институтами Академии Наук Молдовы, помогают с изданием популярных брошюр и книг по экологическому просвещению населения, проводят семинары и конференции, в которых участвуют студенты.
В практическом “Гиде по посадке лесонасаждений и предотвращению загрязнения почвенных ресурсов и воды” [1] показано, как на сильно деградированных почвах сделали посадку лесонасаждений жители села, совместно с правлением, активистами неправительственных организаций.
По закону Молдовы, на почвах, которые имеют бонитетный бал ниже 41, могут быть посажены лесные насаждения. Для этого была исследована территории села и проведены лабораторные анализы почвы, затем студенты выполнили съёмку почвенного покрова с помощью дрона для подготовки противоэрозионных мероприятий.
Так, решаются вопросы охраны почв, флоры и фауны, исчезающих видов редких растений сельской местности в сотрудничестве со студентами Аграрного университета, НИИ почвоведения, агрохимии и охраны почв имени Димо, местной властью и жителями села Вырзарешты. Школьники этого села собирали жёлуди в лесу и выращивали их зимой в горшочках на окне, а весной высадили саженцы и у каждого ученика появились деревья, за которым они постоянно наблюдают и ухаживают. Этот положительный пример отражает не только заботу о территории, на которой проживает население, но и молодёжь получила нравственный урок по охране природы родного края.
Также поддерживается региональный положительный опыт экологических организаций по выращиванию деревьев из косточек плодовых деревьев в пластиковых бутылках, а потом высаживание их на деградированных почвах склонов. О таких примерах часто рассказывается на страницах электронного журнала общественной организации “Медики за экологию”.
Конечно, как правильно посадить дерево, и на каких почвах — об этом тоже надо вести речь на семинарах, организованных руководителями левого и правого берегов Днестра экологическими ассоциациями. Экологические знания школьники получают , изучая предметы «Общая биология» и «География». Углублённые знания, учащиеся черпают из специальных курсов и факультативов ВУЗов. В республике есть факультеты «Садоводство», и «Агрономия», курс изучения которых в обязательном порядке содержат вопросы охраны окружающей среды в выбранных специальностях.
Таким образом, в Молдове модель «зелёная школа - зелёный колледж - зелёный университет - общественные ассоциации» - действует как система развития экологизации образования. Молдова, как аграрная страна также обращает внимание на экологическое образование фермеров, которые работают с природными ресурсами - почвами.
Чернозёмы Молдовы — это уникальный природный дар, который в связи с его интенсивным использованием в сельском хозяйстве, теряет своё плодородие. А это потеря урожая от 30% до 90%. По правильному обращению с почвами издаются специальные инструкции учёными для фермеров, чтобы избежать водной эрозии, которая приводит к увеличению деградированных почв, обнищанию населения в сельской местности, миграции жителей в другие страны. Продовольственная безопасность нашей страны — это очень важный вопрос в системе развития экологизации образования Молдовы.
Кухарук Екатерина Сидоровна
Международная ассоциация хранителей реки «Eco-TIRAS», г.Кишинёв, Молдова
e-mail: ecostrategii@yahoo.com
УДК 37: 504(478)
The current work was realized in frames of the Joint Operational Black Sea Programme 2014–2020 (the Project BSB 963 “Protect-Streams-4-Sea”), with the financial assistance of the European Union. The content of this publication is the sole responsibility of the authors, and in no case should it be considered to reflect the views of the European Union.
Литература
-
Ghid practic cu privire la plantarea arborilor și gestionarea durabilă a padurilor și a planulului de management al fîșiilor pentru reducere poluării resurselor de sol și apa. Chișinău, Tipogr. «Lexon-Prim», 2020, 44 p. ISBN 978-9975-3454-6-0
Комментарии
Отправить комментарий