Deza-net
Общественные организации НП «ЭтЭкО» в партнерстве с АО “ Femeia conteaza” завершили проект «Deza-net» по противодействию дезинформации и фейкам.
Нами были выполнены следующие задачи: теоретическая и практическая подготовка блогеров к отражению фейковых атак и дезинформации по принципу; воздействие на пользовательскую аудиторию Интернета методом «Встречная волна» (создание и трансляция разоблачительных материалов антифейкового и антидезинформационного характера)Девиз занятий с бенефициарами – молодыми ромскими блогерами и студентами журфака ПГУ проходили по принципу:
«Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Дай мне действовать самому –
И я научусь».
(Китайская мудрость).
Обилие ложной информации в интернете влияет на общественное мнение, разделяет общество, наносит огромный моральный и материальный ущерб. Видов дезинформации масса, но цель такого воздействия всегда одна: оппонент должен поступить так, как это необходимо манипулятору. Поступок объекта, против которого направлена дезинформация, может заключаться в принятии нужного манипулятору решения или в отказе от принятия невыгодного для манипулятора решения. Но в любом случае конечная цель — это действие, которое будет предпринято оппонентом.
На примере актуального движения «антиваксеров» хорошо видно, что каждый его активист становится пособником преступления, рискуя чужими жизнями: бОльшая часть антиваксеров пропагандируют социальный дарвинизм (выжить должен тот, кому генетически повезло быть устойчивым к COVID). Вера пользовательской аудитории вызвана недостатком информации, знаний, уровнем интеллекта и пр. Однако на беспокойстве людей, подталкивая их к протестам, одни пытаются заработать деньги, другие — выиграть морально, приобрести славу. Многие ищут ответы на свои вопросы в интернете, где много фейков и негативных публикаций, не соответствующих действительности. Все факты указывают на то, что отчасти такая ситуация складывается из-за хорошо организованной в социальных сетях и мессенджерах антивакцинной пропаганды, которая создаёт негативный фон. Немало людей пострадали от действий антиваксеров. Аналогична и ситуация с «письмами 419», сексуальной, медицинской дезинформацией, различными лотереями, выигрышами в конкурсах и т.д. Статистика в этой области не ведется, но даже при работе в предыдущих проектах мы столкнулись с фактами отправки денег (причем, достаточно больших сумм) нашими сердобольными дамами аферистам из Нигерии, прикинувшимся псевдоженихами, адвокатами по мнимому наследству и фондами по сбору средств на лечение детей. Немало добросердечных людей добровольно отдали свои деньги в надежде на будущий выигрыш в лотерее, участие в новосозданной «команде» по внедрению инновационного продукта. Люди привыкли доверять СМИ, в т.ч. Интернету. А если информация «подтверждается» какими-то реквизитами, пусть даже вымышленными, люди ленятся или не имеют навыка перепроверить данные.
По оценкам экспертов количество недостоверной информации в Интернете за время пандемии выросло в десять раз. Многим выгодно создавать мифы, зарабатывая на этом, потому что журналисты достаточно доверчивы, или недостаточно компетентны, а порой и ленивы для поиска подтверждений или опровержений, а рядовые пользователи – тем более. Свободу слова многие воспринимают как вседозволенность, поэтому фактчекинг призван вернуть утерянное доверие граждан к масс-медиа и помочь молодым блогерам овладеть противофейковым инструментарием. Мы надеемся, что целенаправленная работа по разоблачению фейков, встречная информационная волна позволит снизить воздействие дезинформации на население, повысит информационную грамотность пользователей соцсетей, поможет им избежать разочарований и потерь.Даже если «антиваксеров» или авторов-дезинформаторов будут искать и наказывать, то этого недостаточно: в штрафах есть смысл для обычных граждан, которые публикуют недостоверную информацию. Но они абсолютно не работают в отношении целенаправленно распространенной дезинформации, которая делается с использованием технических средств специально подготовленными людьми. Чтобы защитить право граждан на доступ к информации, 13 ребят в возрасте от 15 до 30 лет в течение всего проекта учились отслеживать дезинформацию, препарировать и создавать антифейки, постоянно находились на связи и в контакте – это соответствует специфике независимого блогерства.В фактчекинге участвовали и профессиональные журналисты, и обученные блогеры, которые не только смогли самостоятельно находить такую информацию, но и грамотно блокировать ее. Это сложный процесс, но необходимый, и ребята успешно справились: на страничках наших НПО опубликованы 180 работ наших бенефициаров – от темы пандемии и фишинга до псевдоновостей и писем 419.В рамках проекта мы не занимались подрывной деятельностью, не касались политических тем – мы работаем в областях, необходимых простым людям, пользователям, социально-уязвимым группам, независимо от их религии, национальности, социального статуса и пр. Наша миссия – благие дела, а не поддержка каких-либо политических направлений и партий.
Мы не ограничивали творческий поиск наших фактчекеров: главное, чтобы они овладели методикой фактчекинга, а постепенное совершенствование и повышение уровня знаний и опыта позволит не только самим противодействовать дезинформации, но и помочь близким и друзьям распознавать фейки и мошенничество в Интернете.
Надеемся, наша работа будет полезна многим: соблюдение информационной гигиены в Интернете — необходимость!
Татьяна Сергеева, г. Тирасполь.
Комментарии
Отправить комментарий