УХОДЯЩАЯ НАТУРА - О ЗАПОВЕДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ



Право на живую природу

Совещание по вопросам развития туристического кластера на Северном Кавказе

11 марта 2012 года, Краснодар.



Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги!



Мы обсудим сегодня вопросы развития внутреннего туризма в нашей стране,
в том числе и перспективы развития туристического кластера на Северном
Кавказе.



Если говорить в целом по теме внутреннего туризма, то серьёзный,
полноценный разговор на эту тему состоялся почти четыре года назад. Это
было 2008 году, тогда в Угличе проходило совещание, по его итогам были
даны поручения. Часть этих поручений, естественно, исполнена, но, скажем
откровенно, ситуация с внутренним туризмом всё равно остаётся весьма и
весьма непростой.

Меры по развитию туризма реализуются в рамках соответствующей
федеральной целевой программы, создаются особые экономически зоны - зоны
так называемого рекреационного типа, в том числе на Байкале, Алтае, в
Приморье, в Калининградской области и здесь, на Кавказе. Всё более
популярным становится так называемый экстремальный туризм в красивейших
уголках нашей страны: это в основном Север, Сибирь, Дальний Восток.

Уверен, что крупные мероприятия, которые будут происходить в нашей
стране: имею в виду универсиаду в Казани, чемпионаты мира по лёгкой
атлетике в Москве, конечно - зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 году,
чемпионаты мира по хоккею, по футболу в 2016 и 2018 годах, - дадут толчок
развитию внутреннего туризма. Откровенно говоря, этого всего мало. И
привязывать внутренний туризм только к крупным спортивным соревнованиям
совершенно неправильно, потому что, сколько бы мы их ни принимали, это
всё-таки эпизоды сложные, на которые у нас уходит много сил, финансы
тратятся, а внутренний туризм должен существовать нон-стоп, он должен
существовать весь год.

К сожалению, прогресс за последние четыре года незначительный. По
реализации туристического потенциала, по оценке международных экспертов, мы
находимся на 59-м месте. Причём всё-таки мы должны понимать, что такое
Россия: ежегодно к нам приезжает немногим более 2 миллионов иностранных
туристов, при том что мы самая большая по территории страна на планете и у
нас такое разнообразие различных мест, которым не может похвастаться ни
одно государство в мире. При этом мы ещё и один из мировых лидеров по
количеству объектов природного и культурного наследия. Поэтому у нас есть
базовые предпосылки для роста туристического потока. По оценке Всемирной
туристический организации, Россия может ежегодно принимать не менее 70
миллионов российских и иностранных туристов. Обращаю внимание, что
сейчас - 2 миллиона иностранцев. Общий туристический поток в 2011 году
составил порядка 37 миллионов человек, то есть он может быть увеличен
минимум в два раза.

Причины такого отставания, в общем, понятны. Это устаревшая или дорогая
гостиничная сеть, неразвитая транспортная инфраструктура внутри страны,
пока не очень качественный сервис, усложнённая процедура выдачи виз,
устаревшие миграционные регламенты. Часть этих вопросов может быть
достаточно быстро решена; часть, конечно, требует очень масштабных
вложений.

Мы с вами понимаем, каков потенциал туристической отрасли:
туристическая отрасль является одной из ключевых в мире. По объёму доходов
она занимает третье место в мире, уступая нефтедобывающей промышленности и
автомобилестроению: сначала - углеводороды, потом - автомобили, и потом -
туризм.

В 2010 году мировой туристический поток уже приблизился к миллиарду
человек, и на долю туризма приходится 9 процентов валового внутреннего
продукта в целом по планете - и рабочих мест. Прежде всего, конечно, это
места, самые важные и для нас тоже: это места в малом и среднем бизнесе.
Задача заключается в том, чтобы использовать все те возможности, которые у
нас есть, наши уникальные возможности, и поддерживать индустрию туризма по
всем направлениям.

В этом контексте я дам поручение Правительству определиться с
механизмами поддержки туристической отрасли в ближайшие годы, чтобы
определиться, каким образом мы будем снимать препятствия для быстрого
развития туризма, а также обеспечивать реализацию мер по информационному
сопровождению туристических услуг и предложений по этим услугам на
внутреннем и внешнем рынке. В ближайшее время, после формирования нового
Правительства, мы определимся и с тем, каким должно быть само движение
вперёд, как должно быть организовано решение этих задач, кто будет отвечать
за конкретные результаты и какие структуры этим будут заниматься.

Очевидно, что основной интерес в привлечении туристов у региональных
властей. Здесь представлены руководители регионов, не только входящих в
Северо-Кавказский и Южный федеральные округа, но и в другие округа.
Понятно, что должна быть федеральная структура, которая отвечает за снятие
барьеров федерального уровня и формирование общего информационного
пространства, реализацию соответствующих экономических программ. Кто этим
будет заниматься, ещё раз подчёркиваю, мы определимся с этим в ближайшее
время.

Теперь два слова о северокавказском туристическом кластере, создание
которого началось почти два года назад. Его изюминкой является
горноклиматический туризм, горнолыжные возможности. Думаю, что нет смысла
ещё раз возвращаться к тому, насколько важной является эта тема для
социально-экономического развития региона в целом. В целом, я считаю,
сделано уже немало для формирования единой нормативно-правовой базы (здесь
мы смогли, так сказать, расчистить прежние завалы) и привлечения инвесторов
и партнёров. Был разработан механизм государственной поддержки проекта,
внесены изменения в Федеральный закон об особых экономических зонах в
Российской Федерации, причём этот закон позволяет сегодня решать самые
сложные задачи. Раньше такого механизма не было. Для резидентов
экономических зон туристско-рекреационного типа на Северном Кавказе
предусмотрены налоговые и таможенные льготы.

Есть конкретные плоды этой деятельности. Полным ходом идёт
строительство всесезонного горного курорта Архыз. Надеюсь, что в зимнем
сезоне 12-го года курорт уже сможет принимать первых туристов. Естественно, строятся и другие курорты. Здесь коллеги присутствуют, они расскажут о том, что у них сделано. Протяжённость горнолыжных трасс будет очень значительной; конечно, это уже создаст другую конструкцию. Но есть и проблемы, которым, я надеюсь, мы и сегодня тоже уделим внимание.

Во-первых, это обеспечение курортов современной инфраструктурой, их
транспортная доступность. Строительство автомобильных и железных дорог,
аэропортов мирового уровня - это важнейшие условия привлечения туристов на
Северный Кавказ и на Каспий.


У нас как минимум под реконструкцией находятся шесть существующих
аэропортов для того, чтобы развивать соответствующее направление. Я имею в
виду и Краснодар, где мы присутствуем (это, в общем, крупнейший центр, тем
не менее всё равно нужно аэропортом заниматься), и Майкоп, и Минеральные
Воды, и Нальчик, и Беслан, и Махачкалу, да, собственно, и другие города
тоже. Нужно построить четыре новых аэропорта. При этом мы должны
определиться также с тем, какие аэропорты будут так называемыми хабами (то
есть пунктами, где происходит основная перевалка пассажиропотока и
грузопотока), при том что пропускная способность действующих аэропортов
Северного Кавказа - около 20 тысяч человек в сутки. Для реализации этого
большого проекта горнотуристического кластера пассажиропоток должен быть
увеличен минимум в пять раз, то есть как минимум 100 тысяч человек в сутки
необходимо пропускать через аэропорты Северного Кавказа.

Ещё одна задача - это привлечение инвестиций. Уже подписаны юридически
обязывающие соглашения с инвесторами из Франции, Кореи, Сингапура на
довольно значительные суммы, более 3 миллиардов долларов; с российскими
инвесторами - также на сопоставимые суммы. Пользуясь случаем, хотел бы
поблагодарить всех инвесторов: и российских, и иностранных, - которые
взяли на себя довольно серьёзные обязательства и уже приступили к работе на
юге нашей страны. Для нас это, конечно, очень важно, что такие
обязательства приняты и что они начали реализовываться именно на Юге. Но
нам нужно двигаться дальше, надо минимизировать высокий уровень финансовых
рисков, в том числе долгосрочными государственными гарантиями для
инвесторов. Думаю, что подобное решение можно было бы принять и на
правительственном уровне.

Очевидно, что такие так называемые кластерные, как сейчас модно
выражаться, элементы подхода к развитию туризма не должны быть ограничены
Северным Кавказом. Все соответствующие решения могут быть использованы в
любой точке нашей страны, лишь бы эти решения были привлекательны для
туристов. Поэтому нужно подготовить общие критерии выстраивания работы.
Нужно понять, что - конечно, применительно к условиям того или иного
региона - нужно предпринимателям и инвесторам для вложения своих средств и
усилий. Собственно, на это и должна быть направлена основная работа
федеральных структур.

Давайте приступим к работе. Будем надеяться, что те рекомендации,
которые будут выработаны сегодняшним совещанием, будут способствовать
развитию туристической отрасли и в целом, и на Севером Кавказе в
частности.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Животный мир лесов Приднестровья богат и разнообразен.

Объявление о конкурсе для школьников «Лес и его обитатели»

И лечит, и калечит