ЭКОЛОГИ! КТО ПОСПОРИТ С ЗООТЕХНИКОМ?


ЕЩЕ РАЗ О ПРОБЛЕМАХ ДНЕСТРА
Дубоссарскому водохранилищу почти шесть десятилетий. В основном из Карпат несет в него воды Днестр, называвшийся недавно самой чистой рекой Европы. Количество осадков в горах в последние годы даже возросло, водозабор для промышленных предприятий, орошения и животноводческих комплексов существенно снизился. А река мелеет. По данным украинских ученых, после заполнения в 1986 году Днестровского водохранилища, расположенного немного выше северной границы Молдовы с Украиной, через карстовые породы уходит до 25-45% воды.

Плотина Дубоссарской ГЭС нарушила проход рыбы на нерест в водохранилище и дальше в верховья Днестра. Из Днестровского водохранилища вода уходит из нижних горизонтов, где температура зимой и летом 4-8оС. Нерест ценных видов рыбы начинается после достижения температуры 11-12оС, а хищных и сорных видов — раньше. Естественно, ценные виды нерестятся в 50-150 км ниже плотины Днестровского водохранилища. Но икру здесь поджидает хищная рыба, а сорная — успешно конкурирует с ценной рыбой за корм.

В верхнем бьефе плотины Дубоссарской ГЭС температура воды зимой повысилась, а летом снизилась, поэтому половая зрелость у рыбы задерживается на один год, нарушается развитие отложенной икры, у части самок она рассасывается. Икра плохо оплодотворяется, молодь болеет и отстает в росте. Вот слова браконьера, ловившего рыбу на смык ниже плотины в Дубоссарах: "Хочешь, покажу, где и чьи сети перегородили Днестр? Сколько икры гибнет из-за частых перепадов уровня воды в Днестре?! Я — живодер, но очень маленький в сравнении со всем этим". Таковы издержки гидроэнергетики.

Идея о рыбоподъемниках и рыбоходах во время нереста, конечно, заслуживает внимания. Но в верхнем бьефе формируются популяции, приспосабливающиеся к изменившимся условиям. Добавление к ним рыбы из нижнего бьефа замедлит этот процесс. Если не можем решить проблему браконьерства, то где гарантия, что кто-то не пристроит мешок к рыбоходу, моля Бога продлить жизнь сторонникам таких экологических идей?

Недавно животноводческие комплексы называли чуть ли не главными виновниками деградации Днестра. Виновника "раскулачили", а ситуация — еще хуже. Почему? На комплексах навоз складывали в штабеля тонн по 100-200 каждый и накрывали землей. От высокой температуры болезнетворные организмы и семена сорняков погибали, на поля вывозили ценнейшее удобрение (не навоз, а перегной!). Высокие урожаи давали средства для экологических мероприятий.

Площадки для комплексов старались выбирать в 5-10 км от Днестра на расстоянии не менее 1 км от села и так, чтобы ручейки, возмущавшие не только экологов, бежали в сторону поля, а не села. Не увидели "экологи" тот факт, что ручеек представляет собой биофабрику из пленок с микроорганизмами, разлагающими очень токсичные азотистые вещества навоза до аммиака, затем — до нитритов и, наконец, до нитратов, то есть селитры — удобрения, которого сегодня не хватает полям. Нитриты в 10 раз токсичнее нитратов, а о токсичности продуктов первичного распада навоза говорить страшновато.

К чему этот разговор? Скот с комплексов переселили на подворья. Навоз (если его не выбросили в ручьи и балки) хранится в небольших открытых кучах, потому он не разогревается. Он медленно разлагается и лишь в центре кучи. Из подворий нередко текут жижа и помои, количество которых выросло. Села расположены на берегах Днестра и его притоков, поэтому загрязнения (теперь многократно токсичнее, чем раньше) коротким путем попадают в Днестр. Случается, коров и коз пасут на берегах и поят путем захода их в воду. Итог: та же лепешка от такой же буренки теперь наносит Днестру в сотни раз больше вреда, чем раньше. Так получилась антиэкология экосамозванцев и недоученных экологов. А "хотели, как лучше".

"Не выбрасывать!" — без указания, куда девать навоз, — это демагогия с экологическим уклоном, а куча навоза недалеко от колодца — укороченный путь в могилу. Это результаты исследований многих институтов и университетов Кишинева, Львова, Тернополя, Ивано-Франковска, Одессы, Киева. До коллективизации колодцы оборудовали за пределами подворий. Сегодня другие условия, а потому механический перенос прошлого в настоящее — недопустим.

Возросшая токсичность стоков отрицательно сказалась на животном мире Днестра. Разложившись, загрязнения способствуют зарастанию реки. Растения задерживают взвешенные частицы, фильтруют воду, делают ее более прозрачной, поэтому глубина зарастания реки увеличивается. Рыбы и мелкие животные, служащие для рыб кормом, в заросшей воде в утренние часы страдают от недостатка кислорода. Уменьшению кислорода в воде способствуют также отмершие и разлагающиеся растения. Это ведет к вторичному загрязнению реки.

С развитием промышленности в Европе возрос выброс не только газов парниковых, но и образующих с водой сильные кислоты. Кислотные дожди эродируют склоны гор. На близком расстоянии от притоков Днестра возводятся всевозможные строения, распахиваются земли, вырубаются леса. Последнее увеличивает скорость течения воды с гор и разрушительное действие селевых потоков, несущих даже большие камни, сметающие все на своем пути. Корни деревьев отмирают, возникают оползни.

Во времена "сталинских посадок" в одном литре днестровской воды было 120 мг взвешенных частиц, теперь — в четыре раза больше. Вследствие фильтрующего действия водорослей вынос взвешенных частиц из Дубоссарского водохранилища сократился до 20 мг в одном литре. При проектировании Дубоссарской ГЭС ожидалось, что заполнение водохранилища илом произойдет за 400 лет, но в год 50-летия ГЭС оно потеряло в объеме половину, то есть объем воды в нем уменьшается, а всевозможных наносов увеличивается на 1% ежегодно. Это в среднем за 50 лет. Сейчас негативные процессы идут интенсивнее, поэтому в нынешнем 57-летнем возрасте объем водохранилища, полагаю, меньше 43% от первоначального размера, а его полное обмеление наступит значительно раньше, чем за 43 года. Обойти вниманием эту проблему при намеченной реконструкции Дубоссарской ГЭС, конечно, нельзя. Ее решать специалистам, а не поэтам, писателям, артистам и лицам, возомнившим себя экологами (как это было в случаях с комплексами).

Решение проблем Днестра усложняется тем, что Украина не может примирить даже своих энергетиков, обосновавшихся на севере Днестра, с администрацией Одесской области, заинтересованной в сохранении флоры и фауны днестровских плавней, а также в решении проблем водоснабжения Одессы. Тем более, Киеву не до нас. Но надо делать хотя бы то, что в наших силах. Во-первых, нельзя соглашаться с рекомендациями "экологов" и политиков новой волны в части развития малого предпринимательства при производстве продукции животноводства.

Нужно заселять реку растительноядными видами рыб, например, белым амуром и толстолобиком. Для нереста и развития икры им требуется вода с температурой 25-30оС. Поэтому приходится содержать производителей, получать от них икру, оплодотворять ее, инкубировать, выращивать годовика и выпускать в Днестр. Питаясь почти всеми водными растениями, они прекрасно растут, уменьшают вторичное загрязнение реки, предотвращают заморы из-за недостатка кислорода у рыб и других водных животных, служащих им кормом. Это делалось, но министерство экологии ПМР нанесло делу огромный вред. Если бы речь шла только о некомпетентности! Главные экологи забрали у рыбхоза производителей и съели их, отмечая День эколога.

Согласно данным одесских ученых 10-летней давности, через изношенные водопроводы теряется до 50% воды. Установка счетчиков уменьшала ее потребление в квартирах в 5-10 раз, но все равно оно составляло 150-170 литров на человека в сутки, тогда как в западных странах — 85-110. Не приучились мы не открывать полностью краны, закрывать их, когда чистим зубы, регулировать давление в системе и т.д. Что касается износа водоводов, то положение за последнее десятилетие, конечно, еще больше ухудшилось. В ПМР ситуация похожая.

Напоследок капну оптимизма в бочку пессимизма. В ПМР завершается установка приборов учета воды, что, конечно, способствовало сокращению загрязнения Днестра жилищно-коммунальным сектором. Вот бы еще очиститься от сапожников, во время служения пирожниками превратившихся в тех самых "каждых кухарок, которые могут управлять государством". Якобы могут. Но управляют. К сожалению. Что касается экологии, то здесь имеем успехи лишь в области организации досуга нужных людей и усугублении деградации Днестра. Пока будет так, будем жить так, как живем. И будем жить столько лет, сколько живем. Но будем оптимистами! Эту статью прошу считать маленьким вкладом в понимание поднятых вопросов.

В. Дюкарев, кандидат биологических наук.

г. Дубоссары.


СТАТЬЯ ОПУБЛИКОВАНА В ГАЗЕТЕ "ПРИДНЕСТРОВЬЕ"
http://www.pridnestrovie-daily.net/gazeta/articles/view.aspx?ArticleID=24726

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Животный мир лесов Приднестровья богат и разнообразен.

Объявление о конкурсе для школьников «Лес и его обитатели»

И лечит, и калечит