Всё ли хорошо в роддомах? Точно?

 

В начале февраля в Дубоссарах в Ресурсном центре ОО «Акколада» состоялась выставка иллюстраций «Всё хорошо, но это не точно» по рассказам историй женщин, столкнувшихся с атмосферой давления и насилия в роддомах. 

Рисунки художницы Надежды С. посвящены теме, которую принято замалчивать как, в обществе в целом, так и в медицинском сообществе. Эта выставка стала информационным поводом к написанию этого материала о том, как относились к роженицам в прошлом веке в учреждениях здравоохранения на личных примерах.

Г. Владимир РСФСР, январь 1983 года.

Моя старшая дочь родилась зимой, я мало гуляла, на улице гололёд, боялась упасть. Но вот уже неделя прошла после положенного срока, и мы с моей мамой-педиатром начали беспокоиться. Недонашивание и перенашивание - одинаково плохо, поэтому поехали в городской родильный дом к врачу – маминой коллеге. Милая докторша осмотрела меня, погладила живот и сказала на прощание: «Ну, всё, сегодня приезжайте к нам рожать». Сказано-сделано, вечером на «Скорой» приехали к трёхэтажному зданию родильного дома, похожего на фабрику. Мама поцеловала меня на прощание, и я осталась наедине со своим будущим. Две медсестры с неудовольствием прервали своё вечернее чаепитие, буркнув вместо приветствия. Одна из них отправила меня в душ, другая принялась готовить бритвенные принадлежности и лекарства. Мне сделали два внутривенных укола в руку. Зачем? Я же беременная, а не больная. Зачем, мне стало понятно позже, когда меня стало клонить в сон, и при этом уснуть никак не могла, так как собралась рожать, и мой ребёнок тоже наконец-то решил, или решила, родиться. Сейчас-то я уже знаю, что это была она, моя старшая дочь, которая толкалась ножками и билась изо всех сил, чтобы увидеть белый свет. Так я и не уснула, несмотря на вколотое мне снотворное, зато, наверное, медсёстры смогли поспать в эту смену. Кошмарная ночь закончилась, началось мучительное утро в огромной палате с десятью роженицами, которые кричали и плакали, а одна молодая женщина даже проклинала своего нерождённого ещё ребёнка, который доставлял ей столько боли. Я не могла уже выносить все эти муки, лёжа на кровати, и взялась ходить по коридору, цепляясь за стеночку, длинную такую синюю стенку от одного солнечного окна до другого. Близилось время обеда и меня позвали, нет, не обедать – рожать. Роды были тяжёлыми с разрывами и зашиваниями. Девочка родилась синяя, обвитая пуповиной и долго не кричала, как её не хлопали. Все силы, наверное, бедная, потеряла, пока пыталась выбраться из моего тела наперекор успокоительным, вколотым младшим медицинским персоналом, озабоченным своим ночным покоем.

Ну, слава богу, закричала моя Ульянка! Прошло сорок лет, она жива и здорова, родила дочку и сыночка. Иногда я думаю, а если бы тогда она не закричала, не выжила, а я бы всё равно узнала, кто заставил так меня страдать, то это был бы триллер.

Город Дубоссары МССР июнь 1986 года.

Через три года я отправилась рожать свою вторую дочку, уже не в древнем российском граде Владимире, а в молдавском городке Дубоссары. Но в этот раз была настроена решительно, не верить врачам, всё контролировать и бороться за жизнь и здоровье своего ребёнка всеми силами.

Утром 15 июня прогулялись на Днестр, на дикий пляж с белым ласковым песком, спускаясь и взбираясь по крутому бережку, кланяясь сиреневым бессмертникам. Накормила обедом старшую дочь, уложила на кровать и цыкнула: «Спи, давай!» Ульянка видимо поняла, что угроза серьёзная и быстро уснула. Начались схватки, дома ни души, да и «Скорая» бог знает, когда приедет. Не стала рисковать, спустилась со второго этажа во двор, попросила соседа подвезти в больницу. Он удивился: «Сколько тут идти? Пятнадцать минут!» Но я его уговорила, близко-то близко, но всё время в гору, а мама врач не советовала идти в роддом самостоятельно. Она сама меня чуть не родила по дороге в роддом Педиатрического института. Ну, вот всё-таки пешком (лифт не работал), поднялась в больнице на третий этаж. Зашла в отделение и протянула больничный врачу Феликсу Киборту, который прочитав его, недовольно проворчал вместо здрасте:

Чего пришла?

- Рожать!

- Тебе ещё рано!

- Как раз вовремя!!!

Вовремя подоспела акушерка Люба, и через десять минут, ровно в четыре часа пополудни родила здоровую деваху весом в 3700 и ростом 56 сантиметров. Акушерка ахнула: «Ой, а девочка-то?» «Что случилось?», – испуганно спросила я. «Да, девочка очень красивая, вся беленькая, а щёчки - розовые!» В дверь родильной палаты заглянул врач: «Ну, что? Родила уже?» Люба ответила: «Да, доктор! Всё отлично!» «Ну, так дырка - то есть, что тут удивительного», - проворчал он и ушёл восвояси. Так завершились мои вторые роды. Ни в первом, ни во втором случае не видела никакого особого внимания от медицинского персонала, в первый раз меня чуть не уморили вместе с ребёнком, во втором случае хамство врача было, конечно, неприятно, но я же не за приятностями пришла в роддом, поэтому была готова ко всему.

Вот так все и в том числе врачи считают, что женщины приходят рожать, как будто отдавать долг Родине, как, будто они в армию попадают на срочную службу, как, будто они перед всеми виноваты одним только своим появлением в больничных стенах. Ни в первом, ни во втором случае я не видела не только улыбок, но даже доброго слова со стороны медицинского персонала, вот так мне повезло. Помню, как устроила скандал главная акушерка всея Дубоссар Рига Марковна, когда узнала, что у меня имеется небольшой радиоприёмник размером с ладонь. Слушала музыку, положив своё радио под подушку, и никому не мешала. Как же она кричала, увидев такое безобразие на вверенной ей территории: «Совсем, что ли с ума посходили! Скоро телевизоры и цветы в палаты тащить будут».

Да, не прошло и десяти лет, как появились отдельные палаты для обеспеченных рожениц с собственным санузлом и телевизором и феном и тому подобными «излишествами». И конечно разговор с такими роженицами был совсем другой. Только вот внутрибольничные инфекции никуда с тех пор не делись, а только усилились, несмотря на стремление медицинского персонала к чистоте и порядку. Спустя 30 лет в этом же дубоссарском роддоме рожала моя младшая дочь. Родила, вот только потом два года не могла избавиться от стафилококкоза, страдала от болезни вместе с новорожденной дочкой, постоянно контролируя уровень заражённости в бактериологической лаборатории Центра гигиены и эпидемиологии. Вторая моя внучка родилась уже в другом городе и никакого стафилококкоза и никаких страданий ни у мамы, ни у ребёнка.

Позже одна моя знакомая родила в Дубоссарах, та же история, потом другая и конца и края нет этим печальным историям. Наученная горьким опытом, советую сдавать мамочкам анализы, определять чувствительность к лекарственным средствам, набираться терпения для длительного лечения.

Посмотрев иллюстрации молодой художницы, я поняла одну простую вещь: «Доброжелательность по отношению к пациенткам не мешает ответственности перед ними и наоборот».

Елена Степанова, г. Дубоссары.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Животный мир лесов Приднестровья богат и разнообразен.

Объявление о конкурсе для школьников «Лес и его обитатели»

И лечит, и калечит