18.01.2013 (Опубликовано в 4 (1620)
http://www.vedomosti.md/news/Kogda_Vernutsya_Dubravy#
Молдова по лесистости плетется у Европы в хвосте – облесено у нас 11,6% всей территории. По сравнению со схожими по климату Германией и Францией (32% и 33%) это мало. А когда-то, во времена господарей и гайдуков, дубравы и другие лиственные леса покрывали больше половины нашей земли, голой была лишь Бельцкая степь.
В разные годы лес больше вырубался, чем насаживался. Но пришла пора, и человек спохватился, взялся за восстановление зеленого богатства. В Молдове в послевоенные годы для массовых посадок леса и ухода за ним были организованы лесхозы. Под программу попал и степной север. Мало кто сейчас знает, что Теленештское, Карпиненское, Унгенское, Ниспоренское урочища - сплошь искусственные посадки.
За полвека площади земель, покрытых лесной растительностью, были увеличены почти на 200 тыс. гектаров. После спада, пришедшегося на годы становления независимости, облесение территории Молдовы продолжилось. По словам начальника лесохозяйственного отдела агентства «Молдсильва» Петра Ротаря, с 2002 по 2010 годы предприятием было посажено около 60 тыс. гектаров новых лесов.
«Молдавские леса, - рассказывает глава лесохозяйственной службы, - имеют исключительно защитную функцию. Всего лесными угодьями, лесополосами и древесно-кустарниковыми насаждениями занято почти 600 тыс.гектаров земель. Преобладают лиственные породы (около 98%). К сожалению, немалую часть в них составляет привезенная когда-то из Америки акация. Это дерево хорошо адаптировалось, быстро растет и потому удобно для быстрого лесовосстановления и поставки древесины на топливо. Но оно совсем не годится для рекреативных целей – в акациевых посадках не растут ни грибы, ни ягоды, почти не обитают представители лесной фауны, т.е. нет того биоразнообразия, которое есть в других лиственных лесах. К тому же в отношении почв «иностранка» более требовательна, чем, скажем, наш родной дуб. В общем, сейчас мы стараемся вернуть на наши земли местные породы - дуб, ясень, граб, липу, черешню…»
Зеленый каркас
Вернуть лесу национальный колорит – вполне реальная задача. А вот с тем, чтобы увеличить площади лесных насаждений, гораздо сложнее. «Весь вопрос в землях, – объясняет доктор биологических наук Алексей Паланчан. - Если бы мы не поспешили с их приватизацией и предусмотрели выделение земель под лесонасаждения, все могло быть иначе. Сейчас остается два пути: выкупать территории и стимулировать создание частных лесов».
Уже существует постановление правительства о создании госкомиссии, которая займется вопросом облесения. Правда, тут есть одно «но». Территории для облесения (в основном это бросовые земли, неугодья) в районах выделяет местная власть. И через несколько лет эти насаждения возвращаются в полное их распоряжение. «Хорошо, если примэрии хозяйствуют рачительно. Но когда в молодые посадки выпускают коз или лесок отдают на топливо, то все затраченные средства, усилия ученых и лесоводов сводятся на нет. Так, из облесенных почти 60 тыс. гектаров примэрийских территорий за последние полтора десятка лет были списаны по вышеназванным причинам 15 тыс. А это где-то 15 млн леев убытка», - отмечает г-н Паланчан.
По мнению ученого, если бы у нас выполнялись все имеющиеся законы относительно леса, карта Молдовы могла стать намного зеленее. Существуют законы об облесении оползневых земель и о создании экологической сети. В соответствии с ними многие тысячи гектаров оползневых территорий и береговые полосы водоемов (а в Молдове более 3300 искусственных озер и прудов) должны быть засажены деревьями и кустарниками, которые защищали бы почвы от разрушения, а водоемы – от испарений и заиливаний в результате смыва почв. Планируемый экологический каркас должен соединять более чем 800 больших и маленьких лесистых «кусков» в одно целое – для сохранения сред существования, генетического разнообразия видов флоры и фауны, для облегчения их расселения и миграции, для защиты лесной экосистемы от потенциальных негативных факторов, для сохранения ландшафтов европейского значения. «Я как-то спросил у финских коллег, - вспоминает Паланчан, – а сколько в вашей стране лесов? Они ответили, что у них нет лесов, они живут в одном большом лесу. А ведь когда-то и центр, и юг Молдовы тоже были единой лесной системой с дорогами и населенными пунктами в ней…».
А вредитель кто?
Лесное законодательство не только в полной мере не выполняется, но и злостно нарушается. Лес воруют. Сельчане тащат из близлежащих посадок деревья на дрова, а многие из тех, кто обязан беречь лес, приворовывают тем, что занижают объемы спиленной древесины в результате санитарных, реконструктивных и других плановых рубок.
Как сообщил газетезамначальника управления инспектирования флоры и фауны Госэкоинспекции при Министерстве окружающей среды РМ Иван Каленюк, за последние два года незаконные действия работников лесного хозяйства по сравнению с предыдущими годами возросли на 27%. «К сожалению, - рассказывает инспектор, - лесоводы вынуждены заниматься экономической деятельностью, так как агентство «Молдсильва» (кроме центрального аппарата) является хозрасчетной организацией, оно обязано находить для своей деятельности и оплаты труда источники денежных средств. Поэтому мы сталкиваемся и с незаконными рубками, и черепашьими темпами облеснения, и с арендой лесных фондов.
Это неправильно, когда самые лучшие, самые красивые участки лесов сданы в аренду. Да при нашем дефиците лесов вообще не должно быть никакой аренды! Ведь, несмотря на то что закон запрещает возводить капитальные строения, вырубать деревья и кусты, многие арендаторы игнорируют эти запреты. Их не пугают штрафные и возместительные санкции, прописанные в Лесном кодексе, они слишком малы. Я лично составлял на одном участке от 6 до 8 протоколов. Но эти протоколы легко оплачиваются, а когда дело доходит до суда, арендатор его выигрывает! Без изменений (читай – ужесточения) в лесном, земельном и уголовном кодексах штрафных и компенсационных санкций за незаконные рубки и другие нарушения бороться с расхитителями и вредителями нашего зеленого достояния будет невозможно».
Нужны перемены
Требует изменений и система распределения доходов в самом агентстве «Молдсильва», убеждены некоторые эксперты.Нынешняя децентрализация позволяет двадцати отдельным предприятиям (16 предприятий лесного хозяйства и 4 заповедника) быть абсолютно самостоятельным юридическим лицом со своим счетом в банке. Однако доходы южных лесохозяйств, где преобладает усыхающая акация, гораздо скромнее, чем доходы таких центральных лесхозов, как, например, Страшенский, Хынчештский, Каларашский, продающих древесину ясеня, черешни, дуба в результате реконструкции дубовых лесов. Вот и получается, что и в Бельцкой степи, и в Буджакской есть земли для облеснения, но нет для этого денег. В центре страны есть деньги, а земель не выделяют… В прежние времена у «Молдсильвы» был централизованный фонд, куда лесные предприятия отчисляли по 10% доходов от реализации древесины, а она в свою очередь перераспределяла эти средства тем предприятиям, что перебивались «с хлеба на воду».
Было бы правильнее вернуть и прежнюю систему администрирования. Если раньше лесничих брали на работу в результате конкурса, и к тому же они регулярно проходили переаттестацию, то теперь директор лесохозяйства (а руководителей у нас часто назначают по принципу политической принадлежности) имеет право сам набирать себе штат. Как правило, такой руководитель между высококлассным спецом и «своим человеком» выбирает «своего».
Кроме того, в каждом районе «Молдсильве» неплохо иметь своего представителя, который бы следил за правильным и качественным выполнением работ в государственных, местных и частных лесах. Он же должен «выбивать» у местной власти земли под облеснение. Т.е. этот независимый представитель центрального органа должен следить за выполнением законодательства в области охраны природы и лесных угодий.
Уже не первый месяц в Молдове работает следственная парламентская комиссия по расследованию и проверке лесного хозяйства, водоохранных зон рек и водоемов, парков за период с 2001 по 2012 годы. Ее секретарь Анатолий Рищина подтвердил наличие обозначенных «МВ» проблем, но детали в интересах следствия обнародовать не стал. Он заверил, что отчет о проделанной работе группа депутатов, куда входят представители всех фракций, представит в марте. Тогда же будут названы имена наших сограждан и названия фирм, нанесших лесному хозяйству Молдовы значительные ущербы в результате незаконных вырубок и нарушений правил аренды государственного лесного фонда. Основная цель комиссии - предложения и рекомендации по изменению лесного законодательства, с помощью которых можно будет не только уберечь наше зеленое хозяйство, но и приумножить его.
Очень хочется надеяться, что нужные поправки и законы не заставят себя ждать, а главное – потом будут работать.
Точка зрения
Рубить иль не рубить?
Олег МАНТОРОВ, эколог-общественник:
- Гослесфонд – единственная земля, которая осталась у государства. Она должна регулироваться правительством. Но функцию эту отдали агентству «Молдсильва», которое с 90-х годов поддерживает свое существование экономической деятельностью. Но не древесину должны продавать лесоустроители, а грибы, ягоды, лекарственные травы, мебель из лозы и т.п. У нас же под маркой санитарных, реконструктивных работ вырубаются такие ценные породы, как дуб и бук, а остаются граб, липа, акация. Даже в заповедниках, где ни в коем случае не должно быть никаких вырубок и где должны работать только ученые.
Так как лесов мало и состояние их ухудшилось, все они должны быть заповедными, строго охраняемыми. Ни о какой промышленной заготовке древесины в них не может быть и речи. «Молдсильва» должна была бы заниматься исключительно охраной, защитой и возобновлением лесов, а не их эксплуатацией.
За многие годы в Молдове образовалась целая лесная мафия. Ведь это удобно - ничего не вкладывая, получать хорошую прибыль. Ну разве что на бензин тратиться. Не секрет, что сегодня, чтобы стать простым лесником, надо дать кому следует 2 тыс. долларов, а место лесничего стоит 5 тыс. Спрашивается – зачем рваться в лесники при зарплате в 1500 леев, которую он приезжает получать раз в полгода?..
Проблема наших лесов касается каждого жителя Молдовы. Без леса не будет ни рек, ни сельского хозяйства. Если мы не остановим беспредел в области лесного хозяйства, очень скоро останемся с одними акациевыми посадками и лесами из граба, американского клена и других малопродуктивных пород.
Алексей ПАЛАНЧАН, ученый:
В Молдове пять заповедников и в процессе создания еще один - Национальный, что в Оргеевском районе. В этих лесах есть участки, где ничего нельзя делать - ни собирать грибы, ни охотиться, ни прореживать лес, ни восстанавливать. Так, например, в заповеднике «Кодру» с территорией 5 тыс. гектаров, есть почти 500 гектаров, куда вот уже сорок лет заходит только лесник.
И так в каждом заповеднике. Но на большей части их территорий мы планируем и постепенно восстанавливаем натуральные породы – дуб, бук. Каждый год высеваем желуди. В этом году, например, в том же «Кодру» высеяли около 15 т желудей, а в целом «Молдсильва» в сотрудничестве с учеными посеяла около 300 т желудей.
Можно, конечно, в молдавских лесах не вести никаких рубок – ни реконструктивных, ни санитарных. Но ничего хорошего это не принесет. Во-первых, в угодьях появится много лесных кладбищ. А во-вторых, для того, чтобы смена пород прошла сама собой – например, чтобы дубрава сменила акацию, будем ждать лет 150. Не надо бояться лесоустроительных, санкционированных рубок на базе рекомендаций ученых.
Наши леса каждый год наращивают свыше 1 млн кубов, и мы не вырубаем даже положенного. С 2000 года «Молдсильва» ежегодно не выполняет утвержденный план по реконструктивным рубкам. В основном это усыхающие акациевые насаждения, которые практически не выполняют своих природоохранных и рекреативных функций, а также функций по защите биоразнообразия. За это не хвалить, а ругать следует.
Другой разговор - надо строго следить за тем, чтобы деревья убирались именно те и именно там, где это необходимо, под жестким контролем экологического инспектора. А случись что – по каждому малейшему случаю надо проводить разбирательство с вытекающими эффективными последствиями.
На фото Анатолия Ботнаря:
1. Вряд ли для этого забора арендатор привез импортные доски…
2. Результат плановой или браконьерской рубки?..
Евгения Анохина
Комментарии
Отправить комментарий