Днестр – культура гостеприимства. Совместное продвижение культурного наследия на обоих берегах реки
Летний лагерь «Платформа культуры», который состоялся 1-2 июля 2022 года в городе Вадул-луй-Водэ, был проведён в рамках программы «Меры по укреплению доверия», финансируемой Европейским Союзом и внедряемой Программой Развития Организации Объединённых Наций.
Координаторы: О.O «Платформа культуры», г. Кишинёв и Агентство экономического, социального и культурного развития ”Парагон”, Бендеры. В программе: Презентация аналитического отчета Платформы Культура - «Культура как фактор укрепления доверия между сообществами обоих берегов Днестра», разработка новых рекомендаций с учетом пандемии и военного конфликта в регионе, перспективы сотрудничества в области культуры на обоих берегах Днестра, а также анализ потребностей сектора, разработка рекомендаций для стратегии развития Платформы Культура 2023-2025. Модераторами встречи с левого берега Днестра стали Ольга Невельска , лидер Платформы «Культура» и Станислав Гончар, эксперт Платформы «Культура»; С правого берега Днестра: Валерия Суручану, лидер Платформы Культура.В первый день летней школы прошли заседания рабочих групп по пяти направлениям: сотрудничество в области материального и нематериального культурного наследия, сотрудничество в области театров и домов культуры, сотрудничество в области художественного образования и дизайна, сотрудничество в области музыкального образования, сотрудничество и межкультурный диалог между представителями художественной среды с обоих берегов Днестра. В рамках последнего направления прошёл живой обмен мнениями по существующим сегодня проблемам художественного сообщества на обоих берегах Днестра и выработаны 14 рекомендаций по их решению.
Модератор Татьяна Фёдорова, общественная организация «Арт Площадка» провела анализ современного искусства на левом берегу Днестра. Она отметила заинтересованность в сотрудничестве художников и неразвитость современного рынка продаж художественных работ на обоих берегах Днестра.
По мнению участников с 2018 года произошли изменения к лучшему, между тем в Приднестровье по прежнему общественные организации работают по принципу «Лишь бы не мешали».
Анна Галатонова поделилась своим печальным опытом взаимодействия с местными властями. Так в Рыбнице за 4 дня до начала фестиваля документального фильма «Чеснок» его организаторам отказали в проведении под выдуманными предлогами.
Лилия Драгнева, Центр современного искусства KSA:K, сообщила, что в планах продолжение проекта с обменом мемориальными художественными выставками. К сожалению недостаточно информированы художники и сотрудники музеев с двух берегов Днестра о своем общем культурном наследии. По её мнению надо устроить марафон мемориальных выставок Марка Берлана и Игоря Мосейчука.
Что происходит с наследием ушедших художников? Лилия Драгнева предложила проводить «квартирники», оборудовать частные пинокатеки, продолжить сотрудничество с Бендерским колледжем и другими учреждениями культуры, проводить «обмен искусством», создавать базы данных альтернативных искусств, государственных и частных музеев, в том числе домашних и квартирных, а также стейк холдеров, что поможет налаживанию связей между акторами.
Кстати Лилия Драгнева упомянула об одном интересном проекте под интригующим названием «Не до свидания», суть которого в том, что молдавские художники приезжают и делятся своим опытом, приобретённым за рубежом в сфере кинематографа.
Виктор Трофименко из Тираспольского экскурсионно-туристического клуба «Путник», предложил развивать искусство фотографии через проведение мастер-классов для фотографов на природе и различных тематических конкурсов.Максим Поляков, представляющий объединение KOLXOZ / Visual Anthropology of Moldova рассказал о таком направлении , как Постпродукция: «Фотография — это замечательно, но что дальше с фотографиями?» Его тема - автономии производства и её экономическая модель индустриальной революции. Сейчас в организации Максима уже есть небольшой комбинат для производства стикеров. Такую продукцию удобно использовать для работников культуры, так как это дешевле и быстрее, чем заказывать в фирменных дизайнерских учреждениях.Совет от Максима молодым авторам: «Если хочешь написать свою книгу, сначала создай книгу из цитат из своей любимой книги».Максим подробнее остановился на таком объекте культурного наследия, как мозаика.
Кстати, чтобы сделать мозаичную икону, художнику нужно полгода. Это работа учеников Бендерского худколледжа. Панно состоит из тысячи разноцветных и разных по размеру кусочков. Большие уличные мозаики создаются по такому же принципу. Они очень сложные и дорогие в изготовлении. На прошлой неделе 37 советских мозаик и росписей по всему Приднестровью взяли под охрану.
По мнению Максима Полякова и велосипед и лодка – могут стать объектом культуры. А местом для экспозиции может быть и один стол. «Меня интересуют методы экспонирования и искусства вообще прямо сейчас и здесь, главное, чтобы было не скучно. Не надо быть в плену стереотипов, продвигать новые, передовые методы и способы популяризации искусства», - подчеркнул он.
Участники встречи предложили активнее использовать сохранившуюся инфраструктуру культурных учреждений прошлого века.
Презентацию туристического гида «Днестр – культура гостеприимства. Совместное продвижение культурного наследия на обоих берегах реки», разработанного на втором этапе развития Платформы Культура, представила Марина Мирон, доктор истории, Ассоциация развития туризма в Молдове.
Участники летнего лагеря запланировали совместные мероприятия в рамках третьего этапа развития Платформы Культура на 2022-2023 годы, а также перспективы сотрудничества в основных направлениях культуры и в области культурного туризма.
Această publicație este realizată cu suportul financiar al Programului„Măsuri de Promovare a Încrederii”, finanțat de Uniunea Europeană și implementat de PNUD Moldova.
Данная публикация реализуется в рамках программы „ Меры по укреплению доверия”, финансируемой Европейским Союзом и внедряемой ПРООН.
Александра Степанова, г. Дубоссары. Фото автора
Комментарии
Отправить комментарий