Вячеслав Палий: "Мы стараемся сделать всё, чтобы никто не оставался на обочине жизни"

 

Сегодня путь журналиста привёл меня в село Карагаш к Вячеславу Палий - правозащитнику, активно продвигающему права людей с ограниченными возможностями в Приднестровье.

В этот раз мне не хочется самому говорить о человеке, просто поделюсь с Вами, уважаемые читатели нашим разговором. Разговором – где я -восхищённый слушатель, а не только журналист.

- Вячеслав, Вы так уверенно говорите, что Вы богатый человек. Где оно это богатство? Поделитесь им со мной?

- Да, я действительно богат, для меня село Карагаш очень дорого. Дорого тем, что я здесь родился, детство прошло здесь, на этой земле. Благодарю своих родителей за их бессонные ночи. Благодарю первых моих воспитателей в детском саду и учителей в школе за их выносливость и терпение, за их неоценимый труд в создание меня, как личности и законопослушного человека. В 1974 году я окончил школу. С детства мечтал стать моряком, поэтому и поступил в мореходку Одессы. Видел свой корабль на причале. Передо мной открылись широкие просторы: изучение мира, наук, трудовая деятельность, военная служба по защите Отечества и многое другое. Но в один миг всё было перечёркнуто… После нескольких дней комы, проснулся в окружении белых стен и мучительно стал вспоминать всё, что было, где было, когда было.

Простите, что я Вас перебиваю, а что было то?

- Ехал на мотоцикле и влетел под грузовик. Очнулся уже в больнице без обеих ног в 16 лет. Вот, что было... После восстановления, я вышел в то же пространство, «поломанный», разбитый горем. Два десятка лет я передвигаюсь в кресле-коляске, ищу себя заново, где можно бы реализоваться, быть востребованным, применить свои знания и быть полезным обществу.

Есть ли еще сожаления о том, что все могло бы быть иначе?

- Я нашёл своё место в жизни и не обижен на судьбу за то, что остался с ампутированными ногами. У меня прекрасная супруга, двое взрослых детей и внуки! Сегодня я очень рад, что нашёл себя и своё призвание в жизни, не пал духом и могу быть полезен обществу, в трудную минуту поддерживать своих бенефициаров и всем вместе радоваться жизни.

- 20 лет искали и вот Вы находите себя. Как и когда все начало меняться?

- Всё изменилось в 1994 году. В это время в Слободзейском районе было создано районное общество инвалидов (РОИ). В то же время во всех сёлах района были созданы сельские общества людей с ограниченными возможностями. Я возглавил общественную организацию в родном селе, которая занималась гуманитарными, а также консультативными вопросами. В 2017 году мы присоединились к проводимой ООН Программе по защите Прав Человека и тогда же вступили в «Платформу Устойчивого Развития на обоих берегах Днестра». Спустя небольшое время, наша организация приобрела юридический статус и стала НП «Ассоциация семей людей с ограниченными возможностями». Основная задача Ассоциации – привлечение и работа с людьми с ограниченными возможностями, а также семьями воспитывающих людей с особыми потребностями. Сейчас на конец 2020 года в селе Карагаш проживает 209 человек с различной степенью ограничений по здоровью. Весной 2019 года мне доверили единогласным решением должность председателя Платформы.

- Как Вы поддерживаете людей с ограниченными возможностями в рамках организации, которую возглавляете?

- В рамках различных проектов «Ассоциация семей людей с ограниченными возможностями» проводятся тренинги и занятия о правах людей с ограниченными возможностями, а также жизни и правах людей в условиях пандемии. Участники мероприятий знакомятся с правилами поведения, техникой безопасности, в частности, как правильно носить маски в условиях COVID-19 и насколько важно дистанционное общение в режиме онлайн. Все эти мероприятия способствуют интеграции людей с ограниченными возможностями в общество, а также повышению уровня имеющих знаний в области психологии, прав человека, экономических и социальных вопросов.

- Какие права людей с ограниченными возможностями, на Ваш взгляд сегодня ограниченны и что нужно предпринять всем нам для улучшения ситуации?

- Мы стараемся делать всё, чтобы никто не оставался на обочине жизни, но к сожалению, есть ещё проблемы с доступностью, передвижением людей, использующих инвалидные коляски, особенно сложно добраться из населённых пунктов в город. Есть и сложности и с трудоустройством. Вообще сложный год для всех людей в мире, поэтому желаю всем терпения и надеемся на позитивные изменения в следующем году!

В 2018 году старший эксперт ООН по правам человека Томас Хаммарберг дал ряд рекомендаций администрации Приднестровского региона в области улучшения ситуации прав ЛОВ. Как, на Ваш взгляд, они выполняются? 

Для общественных организаций, рекомендации Томаса Хаммарберга очень важны. НПО стараются их воплощать в жизнь не только в рамках различных проектов, но и в повседневной жизни. Например, контролируем, чтобы объекты сдавались с пандусами и не пришлось больше переделывать. 

- Спасибо большое! Я желаю успешной реабилитации Вам после операции на глаза и огромного здоровья! 

P.S. В конце разговора я поймал себя на мысли, что слово «богат» от слова – «Бог».

Александр Ковальчук, г. Тирасполь, 

Вячеслав Палий, с. Карагаш Слободзейского района.





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Животный мир лесов Приднестровья богат и разнообразен.

Объявление о конкурсе для школьников «Лес и его обитатели»

И лечит, и калечит