НЕ ДАТЬ РЕБЁНКУ СОВЕРШИТЬ НЕПОПРАВИМОЕ
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным
исходом (лишение себя жизни)
Некоторые
специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить
собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе
внимания.
1 Причинами
суицидов в детском и подростковом возрасте может быть следующее. I). Несформированное
понимание смерти. В понимании ребёнка смерть не означает бесповоротное
прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У
подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет. 2).Отсутствие
идеологии в обществе. Подросток в обществе «без родины и флага» чаще испытывает
ощущения ненужности, депрессии. 3).Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним
разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не
совместимая с представлением как «как жить дальше» (потеря любимого,
наступление нежеланной беременности и т.д.), то есть происходит утрата цели. Суицидальное
поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея
жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить
пути её достижения. 4). Дисгармония в семье. 5). Саморазрушаемое поведение
(алкоголизм, наркомания, криминализация общества). 6). В подавляющем
большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией
протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные,
внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения. 7). Признаками
эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицида, являются: потеря аппетита
или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по
крайней мере, последних дней; частые жалобы на соматические недомогания (на боли
в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость); необычно
пренебрежительное отношение к своему внешнему виду, постоянное чувство одиночества,
бесполезности, вины или грусти; ощущение скуки при проведении времени в
привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила
удовольствие; уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в
человека «одиночку»; нарушение внимания со снижением качества выполняемой
работы, погруженность в размышления о смерти; отсутствие планов на будущее; внезапные
приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
Суицидальными
подростками, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают
безнадёжность и, в то же самое время, надеются на спасение.
За
любое суицидальное поведение peбёнка в ответе взрослые!
Во-первых,
подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы
он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем
воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое
состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот
период.
Во-вторых,
необходимо разговаривать с ребёнком, задавать ему вопросы о его состоянии,
вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными.
Нужно «внушить» ребёнку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать,
что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребёнка в «вечно
недовольном виде и брюзгливости, лучше показать ему позитивные стороны и
ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более
успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую
самооценку подростка. Можно сравнить только подростка сегодняшнего с подростком
вчерашним и настроить на позитивный образ подростка завтрашнего.
В-третьих,
заняться с ребёнком новыми делами. Каждый лень узнавать что-нибудь новое,
делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь.
Записаться в тренажёрный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю
гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на
увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних
обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку.
Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок.
Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребёнка и настроить его на
позитивный лад. И, в-четвёртых, обратиться за консультацией к специалисту психологу,
психотерапевту.
Ко
всем намёкам на суицид следует относиться со всей серьёзностью. Как только у
подростка появится сниженное настроение и другие признаки депрессивного
состояния, необходимо сразу же, немедленно, принять меры, для того чтобы помочь
ребёнку выйти из этого состояния.
С.
МОРГОСЬ, врач психиатр-нарколог.
Комментарии
Отправить комментарий