НЕ ДАТЬ РЕБЁНКУ СОВЕРШИТЬ НЕПОПРАВИМОЕ




Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни)
Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.
1 Причинами суицидов в детском и подростковом возрасте может быть следующее. I). Несформированное понимание смерти. В понимании ребёнка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет. 2).Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе «без родины и флага» чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии. 3).Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением как «как жить дальше» (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), то есть происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути её достижения. 4). Дисгармония в семье. 5). Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества). 6). В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения. 7). Признаками эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицида, являются: потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней; частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость); необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду, постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти; ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие; уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»; нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы, погруженность в размышления о смерти; отсутствие планов на будущее; внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
Суицидальными подростками, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадёжность и, в то же самое время, надеются на спасение.
За любое суицидальное поведение peбёнка в ответе взрослые!
Во-первых, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.
Во-вторых, необходимо разговаривать с ребёнком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребёнку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребёнка в «вечно недовольном виде и брюзгливости, лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка сегодняшнего с подростком вчерашним и настроить на позитивный образ подростка завтрашнего.
В-третьих, заняться с ребёнком новыми делами. Каждый лень узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажёрный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребёнка и настроить его на позитивный лад. И, в-четвёртых, обратиться за консультацией к специалисту психологу, психотерапевту.
Ко всем намёкам на суицид следует относиться со всей серьёзностью. Как только у подростка появится сниженное настроение и другие признаки депрессивного состояния, необходимо сразу же, немедленно, принять меры, для того чтобы помочь ребёнку выйти из этого состояния.

С. МОРГОСЬ, врач психиатр-нарколог.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Животный мир лесов Приднестровья богат и разнообразен.

Объявление о конкурсе для школьников «Лес и его обитатели»

И лечит, и калечит