УБИРАЙСЯ ИЗ ДОМА - МНЕ НЕ НА ЧТО ТЕБЯ ХОРОНИТЬ!

      

                                
В Приднестровье, как и во всем мире, одной из существующих больших проблем в области здравоохранения, является ситуация, связанная с существованием и распространением ВИЧ-инфекции и заболеваемости СПИДом. В нашей республике с этой эпидемией начали бороться серьезно только в 2008 году, когда был создан Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями (ЦПБ СПИД и ИЗ).

А впервые о ВИЧ-инфекции в Приднестровье узнали более 20 лет назад. Тогда в еще единой Советской Молдавии неизвестное заболевание было зарегистрировано в Бендерах в 1989 году. Это был агонизирующий семилетний мальчик, который, несмотря на все усилия врачей, умер. Как выяснилось впоследствии, он получила смертельный вирус от матери, работавшей в порту, в городе Ильичевске, где обслуживались суда, совершавшие рейсы из Африки. Ситуация в Бендерах тут же была взята под контроль. Но ВИЧ-инфекция уже начала свое шествие по Приднестровью.


«И сегодня мы можем обобщить основные причины такой высокой инфицированности нашего населения, - говорит заведующий эпидемиологическим отделением государственного Центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Петр Олиевский. - Во-первых, во второй половине 90-х годов ХХ века в Приднестровье имела место беспрецедентная эпидемия инъекционной наркомании. Во-вторых, началась активная миграция населения в промышленные центры Украины и России и заражение ВИЧ-инфекцией по месту работы. В-третьих, сыграл огромную роль такой фактор, как сексуальная раскрепощенность. Эти три фактора и создали «гремучую смесь», которая и поныне работает на поддержание эпидемии ВИЧ/СПИД-инфекции в Приднестровье.

Как же обстоят дела у нас сегодня? По официальным данным, в 2015 году было зарегистрировано 3290 больных ВИЧ\СПИД. Это те, кто стоит в Центре на учете. Но, как отмечают специалисты, в реальности их может быть намного больше. Как сказала на пресс-конференции, посвященной Всемирному Дню борьбы со СПИдом главный ­врач Цен­тра по про­фи­лак­ти­ке и борь­бе со СПИД и ин­фек­ци­он­ны­ми за­бо­ле­ва­ни­я­ми Та­тья­на Алек­се­ен­ко, «со­глас­но оцен­кам экс­пер­тов, в ре­аль­но­сти их го­раз­до боль­ше. Так, по неко­то­рым дан­ным, в При­дне­стро­вье может про­жи­вать свыше 6 тысяч ВИЧ-ин­фи­ци­ро­ван­ных че­ло­век». И самое страшное, что многие из них и не подозревают о своем заболевании. А ведь только как можно ранее установленный диагноз и начавшееся вовремя лечение может с определенной долей вероятности гарантировать успех в нем.


Так и случилось с жительницей одного из наших городов. Олеся окончила школу, мечтала встретить свою любовь, грезила о большой и дружной семье, так как очень любит детей. Пришло время, и она познакомилась с молодым человеком, и было у них все, как в красивых романах: свидания на берегу Днестра, долгие прогулки по улицам, веселые поездки в Кишинев и Одессу – сначала - по магазинам, а потом – в пиццерию. Только время шло, а о свадьбе ее спутник не заговаривал. Да и сама Олеся не спешила пока в ЗАГС, впереди – еще учеба, надо и самим встать на ноги, начать работать, накопить хоть немного денег. И ничто, казалось, не предвещало беды, а она уже неслышно подкрадывалась к счастливой девушке. Беда пришла в веселый солнечный день, когда Олеся встретила свою знакомую Виорику, с которой давненько не виделась. И, конечно, не могла удержаться, чтобы не похвастаться, как счастлива она со своим Валерой. Вот тут-то и разделилась ее жизнь на две части: до и после встречи с Виорикой, которая ей рассказала, что Валера инфицирован ВИЧ.  Он знает о своем диагнозе. И уже успел заразить двух девушек. В том числе и ее саму. Олеся стала третьей. Ей хватило мужества не прятать голову в песок, надеясь, что «а вдруг, пронесет», а сдать необходимый анализ на ВИЧ-инфекцию. К ее неописуемому ужасу, он оказался положительным.
Но все еще только начиналось. Очень скоро родители Олеси узнали об ее диагнозе. Кроме медицинских работников, об этом не знал никто. «Чтобы духу ее не было в нашем доме!», - сказал отец.  «Убирайся вон, мне не на что тебя хоронить!», - воскликнула мать. Жизнь в родном доме стала невыносимой. Валерий исчез. Олесе казалось, что жизнь ее закончилась, еще толком и не начавшись.

Самые родные люди – мама с папой продолжали гнать ее из дому. «Убирайся, куда хочешь, не мозоль глаза, не дай Бог, знакомые узнают!» - жизнь Олеси превратилась в настоящий ад. Не раз она подумывала о самоубийстве. После очередного скандала, который устроили ей родители, Олеси в спешке покидала в сумку свои вещи, и села на автобус, следующий в Тирасполь. Там у нее жила одноклассница, которой она несколько раз жаловалась на то, что, мол, с родителями стало жить невозможно, они постоянно попрекают ее куском хлеба, но о своем диагнозе она не сказала. Некоторое время она жила у нее на квартире, но скоро вернулся ее муж, которой был в отъезде, и Олеся поняла, что стеснять подругу она больше не может. Была у нее еще одна знакомая, которой она и пожаловалась на то, что жить ей негде, и к родителям она не вернется. А эта девушка оказалась дочерью председателя общественной организации «Поддержка многодетных семей» Ольги Войняк. Не задумываясь, она рассказала маме о той неразрешимой ситуации, в которой оказалась Олеся. Проблема – где ей жить – требовала скорейшего решения. И Ольга приняла решение: взять Олесю в свой дом.

Незнакомый человек сделал то, в чем отказали девушке родные мать с отцом: дал не только кров и еду, но и понимание. Олеся рассказала ей все. И то, что выход она видит только один – покончить с собой. Только Ольга, которая вместе с мужем вырастили и воспитали восьмерых детей, смогла вернуть девушку к жизни. Именно она убедила ее в том, что сегодня СПИД - не приговор, что в Приднестровье его успешно лечат, и сама, буквально за руку, отвела в Центр по профилактике и борьбе со СПИДом, где ей обеспечили полный комплекс лечения с применением антиретровирусной терапии. Засев за учебники и более не думая о самоубийстве, Олеся поступила в техникум. Сегодня она – замужем, и в их семье растет первенец. Выполняя все рекомендации врачей, она родила совершенно здорового сына.

- Эта история окончилась благополучно, - говорит Ольга Войняк. – Статус ВИЧ является защитным критерием дискриминации, согласно закону об обеспечении равенства.  Как важно, когда мы, общественники, успеваем предупредить настоящую беду! Медицинские работники разгласили врачебную тайну. Именно отсюда и начались все дальнейшие огромные проблемы девушки. Родители, по сути дела, выгнали родную дочь на улицу. То есть совершили акт дискриминации, ведь если бы она заболела чем-то другим, ее бы не выгоняли, а наоборот, жалели и лечили. Все это могла окончиться очень трагично, Олеся реально хотела и могла совершить самоубийство.

Согласно Закону «О предупреждении распространения в заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека ВИЧ-инфекции, от 7 февраля 1997 года, в ст. 11 говорится, что «лицо, ВИЧ-инфицированное,   за    преднамеренное    (умышленное) заражение других лиц ВИЧ-инфекцией подлежит уголовной ответственности, а также  возмещает  расходы  на освидетельствование  и   оздоровление Пострадавшего». Уголовный Кодекс Приднестровья, в разделе «Преступления против жизни» гласит, в ст. 119 гласит: «Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, наказывается лишением свободы на срок от 2 (двух) до 5 (пяти) лет. 
 
Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное в отношении двух или более лиц либо в отношении заведомо несовершеннолетнего, наказывается лишением свободы на срок от 3 (трех) до 8 (восьми) лет. В данном случае заразивший Татьяну и еще двух девушек ВИЧ Валерий в настоящее время отбывает наказание в колонии общего режима. Что касается медработников, нарушивших врачебную тайну, то в Законе «Об охране здоровья граждан» говорится, что «лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения,
составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность».

Олеся не пыталась выяснять, кто именно из врачебного персонала доложил родителям о ее диагнозе. В настоящее время, за разглашение результатов анализов на ВИЧ в Приднестровье планируют установить уголовную ответственность. Этот законопроект находится на рассмотрении в Верховном Совете.


Хорошей новостью для граждан Приднестровья, с диагнозом ВИЧ\СПИД, стало рассмотрение программы профилактики ВИЧ/СПИД на 2015-2019 годы, которая направлена на снижение уровня заболеваемости населения за счёт пропаганды здорового образа жизни, раннего лечения больных и расширения объёма антиретровирусной терапии.

Как отмечает представившая ее в конце прошлого года на рассмотрение Верховного Совета ПМР министр здравоохранения Татьяна Скрыпник, «новая программа разработана с учётом результатов предыдущей. Среди конечных результатов ожидается снижение уровня заболеваемости населения ВИЧ/СПИД и инфекциями, передающимися половым путём. Для достижения этого, упор сделают на пропаганду в обществе здорового образа жизни, реализацию профилактических мероприятий (в том числе и проведение информационных кампаний), раннее выявление и лечение больных ВИЧ/СПИД/ИППП). Также речь идёт о расширении объёма интегрированной высоко активной антиретровирусной терапии, что позволит улучшить качество и продолжительность жизни, приведет к снижению риска распространения инфекции». Эта Программа предусматривает как бюджетные, так и внебюджетные источники финансирования.

В. Ипатий


Настоящая публикация / статья издается Медиа центром при финансовой поддержке Фонда Сороса в Молдове. Мнения и взгляды, содержащиеся в статье, принадлежат их авторам и не обязательно отражают позицию Фонда. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Животный мир лесов Приднестровья богат и разнообразен.

Объявление о конкурсе для школьников «Лес и его обитатели»

И лечит, и калечит